Данный урок построен по проектной методике. Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В данной разработке урока рассмотрен только “старт” проекта. Нет точной регламентации выполнения всех его этапов. Это сделано с целью обучения детей самостоятельной работе под руководством учителя (пока). То есть планомерной работы над проблемными вопросами в процессе изучения темы.
Использование мультимедийные средств обучения делает учебный проект более привлекательным, рациональным, способствует формированию устойчивого интереса к предмету.
Роль и место данной темы в курсе
Данная тема изучается:
- 6 класс - “Координатная плоскость” - математика
- 8 класс – “Декартовы координаты, движение и вектора на плоскости” - геометрия
- 10 класс – “Координаты и вектора в пространстве” - геометрия
Применение ЗУН по данной теме:
- 6-11 класс – “Функция” - алгебра, алгебра и начала анализа
- 10-11 класс – “Тригонометрия” - алгебра и начала анализа
- 8-11 класс – “Метод координат” - геометрия
Тип урока: урок совершенствования ЗУН (целевого применения усвоенного)
Вид урока: мини-проект “Я не учёный, я только учусь”
Обучающий аспект
- Расширить понятие координатной плоскости;
- Продолжить формирование умений нахождения точки по заданным координатам и координат данного объекта, формирование навыков графической культуры;
- Интегрирование знаний различных дисциплин (география, традиции, литература);
- Приобретение навыков использования обучающих мультимедийные продуктов.
Развивающий аспект
- Развитие умений сравнивать, классифицировать, выделять главное в изучаемом объекте, адаптировать полученные знания к практике;
- Развитие таких качеств, как потребность в приобретении новых знаний, овладение способами познавательной деятельности.
Воспитывающий аспект
- Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
- Приобретение навыков работы в команде по принципу толерантности
- Педагогическая поддержка и создание условий для творческого развития личности
Самообразовательный аспект
- Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
- Создать условия для развития умения работать во времени;
- Приобретение навыков самостоятельного, творческого поиска ответов на основе имеющегося опыта с одновременным обогащением его, а также последующего поиска истины;
- Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Стимулирующий аспект
- Формирование устойчивого интереса к предмету, побуждение учащихся к дальнейшему познанию, используя следующие средства обучения:
- компьютерную презентацию;
- мультимедийные средства обучения;
- видеосюжет;
- компьютерные игры;
- Интернет.
Средства обучения
- Компьютер, проектор, экран;
- Глобус, географический атлас;
- Рабочие листы.
Программные средства и цифровые ресурсы
- Программы Microsoft Word, Microsoft Power Point, Nero, Windows Media
- УМК Живая геометрия 3.1;
- Открытая математика 2.6 “Функции и графики”
- Интернет-ресурсы
Этапы урока. Дидактические задачи (ДЗ). Методы обучения (МО)
1. Организационный этап
ДЗ:
- подготовить учащихся к работе на уроке;
- включить учащихся в деловой ритм –организация внимания и внутренней готовности;
- определить цели и задачи урока
МО: мотивация, предъявление учебных требований, практический, словесный.
2. Актуализация опорных знаний и умений
ДЗ:
- установить правильность и осознанность изученного материала, совершенствуя при этом ЗУН;
- обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
МО: репродуктивный; самоконтроль; имитационный - интерактивная игра “Морской бой”.
3. Старт проекта "Я не учёный, я только учусь".
ДЗ:
- Мотивация к овладению рациональными приёмами обучения и самообразования,развитие умения анализировать, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, делать выводы;
- Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, вычленение наиболее существенных из них и фиксация на них внимания.
- Формирование навыков работы по принципу толерантности.
МО:
Поисковый, творческий, ассоциативный, самообучение, логический: сравнение, анализ, сопоставление.
4. Первичная проверка понимания, закрепление знаний и способов действий
ДЗ:
- установить осознанность и правильность усвоения новых знаний;
- понимание практической значимости изучаемого материала;
- формирование целостной картины мироздания.
МО: перцептивный (передача знаний), пояснительно-иллюстративный
5. Домашнее задание
ДЗ: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
МО: пояснительно-иллюстративный
6. Рефлексия
ДЗ: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее;
МО: Самоконтроль: рефлексия знаний, деятельности и психического состояния.
Ход урока
1. Организационный этап:
1.1 С целью быстрого включения класса в учебный процесс, активизации деятельности учащихся, концентрации внимания провести игру “Муха”.
Суть игры: Поле 3*3 символизирует клетку из 9 ячеек, в которой сидит дрессированная “МУХА”. Только по команде хозяина – учителя она перелетает из одной ячейки в другую, но строго по горизонтальным или вертикальным линиям. За 1 ход – 1 ячейка. МУХА всегда стартует из ячейки 1а. Например после команды: Вниз – вправо – вниз – вправо – вверх – вверх – влево – вниз – МУХА окажется в ячейке 2b (рисунок 1)
Учащиеся следят за полётом МУХИ мысленно, без наглядности, следить рукой – нельзя. На усмотрение учителя можно разрешить закрыть глаза, для создания образа.
Вопрос: Почему наш урок начался с этой игры?
1.2 Объяснить цели и задачи урока.
Актуализация опорных знаний и умений
2.1 Дифференцированное задание по 3 уровням сложности “Проверь себя” - вставьте пропущенные слова в текст. 1 уровень – из предложенного списка, 2 уровень – самостоятельно, 3 уровень - найти ошибки в тексте.
Проверь себя
Задание: вставьте пропущенные слова,
используя подсказки внизу текста
(+;+) - принадлежат ……… координатной четверти,
(-;-) - принадлежат ……… координатной четверти,
(+;-) - принадлежат ……… координатной четверти,
(-;+) - принадлежат ……… координатной четверти.
- Точки, имеющие абсциссу 0, расположены на ………… Точки, имеющие ординату 0, расположены на ……………
- Идея использования координат принадлежит ………… математику ………..
- Термины абсцисса и ордината в их современном понимании ввёл в конце XVII в. ………. ….. учёный ……………..
ПОДСКАЗКА:
Двумя, | квадрантами, | ординат, | Лейбниц, |
Перпендикулярные | X, Y, | абсциссой, | 4, |
оси ординат, | абсцисс, | ординатой, | оси абсцисс, |
четвертями, | французскому, | против, | немецкий, |
начале, | координатной, | І, ІІ, ІІІ, IV, | Рене Декарт. |
Проверка проходит в быстром темпе – без права исправления. Учащиеся только фиксируют ошибки, а устранять их будут дома.
2.2 Интерактивная игра “Морской бой”. Открытая математика 2.6 “Функции и графики”. Игра предусматривает 3 уровня сложности: новичок, любитель, специалист.
Дидактическая задача данного этапа состоит не в контроле, а в выяснении пробелов в теоретической части и отработки навыков нахождения координат точки.
3. Старт проекта "Я не учёный, я только учусь". (Приложение 1)
“Я не собирался написать толстую книжку, наоборот, я старался сказать много в немногих словах. И я надеюсь, что потомки будут признательны мне не только за то, что я объяснил, а и за то, что я пропустил умышленно, чтобы они имели удовлетворение от самостоятельного открытия”.Рене Декарт
Вот сегодня вы все и почувствуете себя в роли первооткрывателей. А для этого нам необходимы – художники, путешественники, сотрудники командного центра управления полётом, математики.
Команды получают задания:
1. Художники:
Задание: 1) нарисуйте картинку по заданным на координатной плоскости точкам:
(1;0) | (4;4) | (-6;2) | (4;-1,5) |
(4;1) | (3;3,5) | (-5;2) | (7;-2) |
(7;3) | (3;4) | (-5;1,5) | (6;-1,5) |
(7;4) | (0;2) | (-4;1,5) | (6;-1) |
(6;4) | (-1;1) | (-4;1) | (4;-1) |
(5;3,5) | (3;3) | (-3,5;0,5) | (1;0) |
(5;4) | (-7;4) | (-5;0) | |
(4;3,5) | (-7;3) | (-2;0) |
2) Найдите и исправьте ошибку на картине и в условии задания.
Для выполнения задания:
- Откройте “УМК Живая геометрия” (ярлык на рабочем столе)
- Для построения координатной плоскости выберите в меню: графики – создать оси; графики - показать узлы сетки; графики – форма сетки – декартовы; графики – система координат – декартовы.
- Для построения точек и отрезков используйте инструменты готовальни.
3)Приготовьтесь презентовать свою работу и полученный шедевр. (2 мин)
Д/З: составьте картину из рисунков, придуманных каждым членом группы (в электронном или бумажном варианте). Каждый рисунок должен сопровождаться заданием. Смотри образец задания в классе.
2. Путешественники:
Задание:
Вам хорошо известен роман Жюля Верна “Дети капитана Гранта”. Отважная команда друзей отправляется на шхуне "Дункан" на поиски капитана Гранта, потерпевшего крушение где-то в южном полушарии. Они знали широту места гибели корабля -370 11/, но смелые путешественники пересекают Южную Америку и достигают берегов Новой Зеландии прежде, чем доказать, что "кто ищет, тот всегда найдет"!
Где ещё побывали герои романа? Почему?
2) Что общего и в чём различия между декартовыми координатами и географическими координатами? Проанализируйте, сравните и попробуйте их сопоставить. Выводы оформите в виде таблицы.
Декартовы координаты на плоскости | Географические координаты |
3)Приготовьтесь презентовать свою работу.(5 мин)
Для тех, кто забыл
Вспомни, как определить географические координаты:
Координаты | Виды | Как определяют | Где подписаны | Начало отсчёта |
Широта | Северная Южная |
По параллелям | Сбоку, за рамкой карты | Экватор |
Долгота | Западная Восточная |
По меридианам | На экваторе | Гринвич |
Д/З: 1) Священную землю обещал Господь в день заключения союза с Авраамом. (см. Тора Берейшит 15, Пророки Йеошуа 1). Укажите возможные координаты этой земли.
2) Заполните таблицу, внеся уточнения и дополнения.
Город | Широта | Долгота |
Москва | 55045/ | 8 час 47 мин |
Киев | 50027/ | 2 час 2 мин |
Днепропетровск | ||
Бостон | ||
Хайфа |
3. Командный центр управления полётом:
Задание:
1) Рассмотрите рисунок (Рисунок 2)
2) Для поиска корабля необходимо знать его координаты. Но что это? Разве это прямоугольная система координат? Неужели существуют другие системы координат?
3) Познакомьтесь с другой системой координат – полярной.
Для ответа на вопрос 2 и выполнения задания 3 – составьте план ваших действий. Согласуйте его с учителем. Получив разрешение, переходите к следующему пункту инструкции.
4) Откройте учебный диск “Открытая математика. Функции и графики” - содержание – полярная и сферическая система координат. Изучите первые 2 абзаца, активируйте модель “воздушная атака” и проверьте полученные знания на практике.
5) Что общего и в чём различие между прямоугольной декартовой и полярной системами координат?
6) Приготовьтесь презентовать свою работу. (3 мин)
Д/З:
4. Математики:
Задание: 1)Укажите координаты точек плоскости, образующих данный квадрат. (Рисунок 3)
В случае затруднения: выполните предварительно следующие задания:
Отметьте часть координатной плоскости, образованной точками Р(х,у), если
1. x>0, y=0
2. x>0, y>0
3. x=y
4. x<y
5. x>0, <1
2) Приготовьтесь презентовать свою работу. (3мин)
Д/З придумайте свои задачи по теме “Координатная плоскость”.
4. Первичная проверка понимания, закрепление знаний и способов действий
Сообщения о первых “открытиях” - краткая презентация своих работ.
5. Домашнее задание: работа над ошибками “Проверь себя”, проектные задания.
6. Рефлексия: (рис. 3)
Закройте глаза, вспомните, чем вы занимались на уроке, что получилось, понравилось, а над чем необходимо поработать?
А сейчас, с помощью этих смайликов, оцените: 1 – свои знания по данной теме, 2 – работу на уроке, 3 – своё настроение. Для этого расставьте соответственно цифры 1,2,3 рядом с выбранными смайли