Цели урока:
- познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни;
- учить работать в группах;
- развивать речь, любознательность, мышление; развивать навык исследовательской работы;
- воспитывать интерес к истории, уважение к традициям.
Оборудование:
- компьютер
- экран
- тексты “Бортничество”, “Собирательство” <Приложение1>
- рабочие тетради
- слайды хлебов, блинов и т.д.;
- мини-экспозиция “В русской избе” <Рисунок1,2,3,4>
Ход урока
1. Оргмомент (звучит русская народная музыка)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Оглянитесь вокруг: мы сейчас не в классе, а в русской избе.
(Встречает Хозяин<Рисунок 5>) - Здравствуйте, гости дорогие. Хлеб-соль. Сейчас трапезничать будем. (Дети садятся за стол)
- Ребята, что же нам предложил Хозяин? (трапезничать)
- А что обозначает слово трапезничать? (предположения детей)
- От какого слова образовалось слово трапезничать? (трапеза)
2. Новая тема.
а) - Попробуйте объяснить его значение. (Пища, еда, угощение, блюдо)
- Правильно. Трапеза с греческого языка – кушанье. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (Предположения детей) Правильно. А какие блюда готовят ваши мамы, бабушки?
- Сегодня мы познакомимся с блюдами славян, с национальными блюдами русской кухни, поговорим о традициях русского народа: а славяне отличались смелостью, трудолюбием и гостеприимством: всякий путешественник для них был священным: встречали его с ласкою, угощали с радостью.
б) (Хозяин) – А может быть вы знаете блюда русской кухни?
- А без чего не обходилась ни одна трапеза? Ни одна трапеза наших предков не обходилась без хлеба. Это была главная пища славян.
- А что вы знаете о хлебе?
(Ответы детей <Рисунок 6,7>) Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого — заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, квасная или пивная гуща, годился и кусочек старого теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб.
Но там, где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Самым лучшим считался кирпичатый — хлеб, выпеченный из хорошо просеянной пшеничной муки. Хлеб, выпеченный из муки, просеянной через решето, назывался решетным, а через сито — ситным. Если хлеб пекли из плохо просеянного зерна, с семенными пленками и остатками колосьев, его называли мякинным.
Таким образом, качество хлеба и, соответственно, его стоимость, были различными. Круглый хлеб — коврига — подешевле, а сдобный пшеничный хлеб — каравай — подороже. Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали.
- А сейчас послушайте отрывок и узнайте героя, исполнявшего такую песенку:
“Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон..” Конечно, колобок.
- Колобки - небольшие круглые хлебцы или толстые лепёшки. Их пекли обычно из остатков муки от пирогов или хлебов.
- Хлеб в старину ставили на самоё почётное место. О важной роли хлеба говорят десятки пословиц, созданных нашими предками. (Перечисление пословиц детьми)
“Хлеб - всему голова”.
“Без хлеба нет обеда”.
“Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно” и т.д.
- Древним славянским блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать.
- Еще одно любимое блюдо - каша. Каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала её варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, рис, ячмень, гречиху, он научился обрабатывать, очищать зерно, а зёрна варить. “Каша - матушка наша”, - говорили в старину, потому что блюдо это было ежедневным.
- Еще одна сохранившаяся доныне традиция древней кухни - горячие жидкие блюда, супы. Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебки, солянки, уха, рассольники, окрошки, ботвиньи и многое другое. Такая пища и от голода спасет, и от холода: похлебав горячих щей, быстро согреешься, а если они густые да наваристые, так и сыт полдня. Не зря в России главный столовый прибор - ложка: "Ложкой, как неводом, а вилкой, что удой". Варили славяне и мучные супы из ржаной, ячменной, овсяной, гречишной, гороховой и бобовой муки с солью.
(Хозяин) - Выручала славян и тюря - кусочки чёрного хлеба, размоченные в квасе или в воде или в молоке. (Готовит тюрю <Рисунок 8>)
(Учитель) - На Руси ели и пили вкусно испокон веков. Но главное, о чем написано в Библии и о чем помнили наши предки “Не хлебом единым жив будет человек”, то есть надо помнить прежде всего о душе, жить по законам Добра и Справедливости, не забывать о здоровье тела, ведь здоровых дух в здоровом теле.
3. Физминутка
4. Закрепление.
(Хозяин) – Молодцы, ребята. Много интересного знаете о наших блюдах. А знаете ли вы, как мы используем лесные дары земли-матушки?
(Учитель) - А мы сейчас узнаем об этом.
Работа в группах <Рисунок 9,10,11,12>:
рабочая тетрадь №1 стр.26 задание 79.(В помощь дается толкование слов <Приложение2)
Отобрать блюда для угощения гостей.
- исследование текста “Бортничество”
- исследование текста “Собирательство”
Обмен информацией (ответы детей)
Мы прочитали…
Мы узнали…
Мы установили…
6. Итог. Домашнее задание.
* стр.118-119 (прочитать)
** стр. 118-119 (пересказ текста)
***составить рассказ о блюдах своих бабушек и дедушек
Игра “Накроем стол” (Блюда для угощения гостей <Рисунок13>)
- А сейчас накроем стол для трапезы. Милости просим к столу.
- Ребята, вам понравился урок? Что было более интересным?
Создать атмосферу русской избы нам помогли экспонаты нашего школьного музея “Истоки”. Здесь представлена только небольшая часть предметов быта, остальные вы можете увидеть в музее. Приезжайте в гости. <Рисунок 14,15>