Развитие речи учащихся на уроках русского языка на II ступени обучения

Разделы: Русский язык


Практически на всех уроках в школе дети и говорят, и слушают, и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается целенаправленно, в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.

При определении содержания работы по развитию речи нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики практически уже владеют родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи, поставленные перед современной школой государством и обществом.

Тема самообразования (“Развитие речи учащихся”), которой я посвятила несколько лет, нашла свое место в целостном педагогическом процессе МОУ СОШ п. Лиан, работающей над развитием общеучебных знаний, умений и навыков. Я пришла к этой теме, столкнувшись с проблемами у большинства учащихся (а работать пришлось в 7-11-х классах) в выражении своих мыслей как в устной, так и в письменной форме. Стало ясно, что без усиленной систематической работы по развитию речи учащихся (на специальных уроках развития речи, при изучении других тем, во внеурочное время) ни о каком прочном усвоении знаний и приобретении устойчивых навыков не может идти и речи. Эта проблема стала актуальной ещё и потому, что выполнение экзаменационной работы по русскому языку, да и по другим предметам требует от выпускника школы следующих умений: анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности; оценивать языковые явления с точки зрения нормативности; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; использовать основные приёмы переработки текста, оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль. Поэтому целью моей работы по данной проблеме стало следующее: развитие устной и письменной речи учащихся.

Основные задачи:

  1. Диагностика знаний, умений и навыков учащихся в сфере речевой деятельности.
  2. Формирование и развитие основных компетенций.

1) коммуникативной:

  • овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
  • формирование осмысленных умений и речевых навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся.

2) языковой и лингвистической:

  • овладение основными нормами русского литературного языка;
  • обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.

3) культуроведческой:

  • овладение нормами русского речевого этикета;
  • совершенствование владения различными видами речевой деятельности, повышение уровня грамотности учащихся.

Формирование правильной и хорошей речи связано с изучением основных языковых единиц (звук, слово, словоформа, словосочетание, предложение), что находит отражение в так называемых вторых пунктах программы школьного курса русского языка (традиционная программа, авторы – М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский). И хотя существует программа (УМК Разумовской М.М., главной целью обучения является обеспечение языкового развития учащихся, формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи а также умения свободно говорить и писать на родном языке), в которой усилена речевая направленность, но мне пришлось работать с классами, которые обучались по традиционной программе, да ещё и начинать с 7-го класса, с последних дней 3-ей четверти.

Для анализа возьмём два класса:

1-й – 1999 (7 кл.), 2000 (8 кл.), 2001 (9 кл.);

2- й – 2000 (7 кл.), 2001 (8 кл.), 2002 (9 кл.), но объектом нашего наблюдения будет учебная и внеклассная деятельность учащихся до конца обучения в школе, т.е., до 2003 и 2004 года соответственно.

Приступая к реализации поставленных задач, надо было иметь представление об уровне знаний, умений и навыков учащихся, поэтому я провела устный опрос учеников, их анкетирование, чтобы выявить круг проблем, требующих немедленного решения. Но только субъективная оценка своих знаний и умений в ответах учащихся не могла дать полной картины, поэтому возникла необходимость объективно оценить знания учащихся практическим путём: они должны были в ходе работы на уроках выполнить задания, дающие возможность увидеть реальный уровень их знаний и умений по изучаемой проблеме. Данные фиксировались в диагностических ведомостях, которые создавались в процессе работы. Оказалось, что ребята несколько завышают уровень своих ЗУНов.

Самыми проблемными для обоих классов оказались следующие вопросы (менее половины от максимального количества (3) баллов):

ЗУНы 1 –й класс 2 –й класс
редактирование текста 0,4 0,6
использование средств связи предложений в тексте 0,6 0,7
выделение абзацев 1,2 1,2
знание о тексте, его признаках и способах связи частей 1,3 1,5
создание текстов разных стилей речи 1,3 1,3
определение темы, основной мысли текста 1,3 1,4
знание стилей речи, их разновидностей и признаков 1,4. 1,5

Анализ скорости чтения и письма показал следующие результаты:

Средние результаты по классу 1 –й класс 2 –й класс
Скорость чтения (количество слов в минуту) 112,4 121,3
Скорость письма (количество букв в минуту) 68 72,4

Как же справиться с такими проблемами?

Только на специальных уроках развития речи времени не достаточно, поэтому было принято следующие решения:

  • увеличить количество часов на развитие речи;
  • после каждой письменной работы проводить уроки работы над ошибками, уроки совершенствования содержания и языкового оформления сочинений (изложений);
  • проводить для учащихся дополнительные занятия и индивидуальные консультации по вопросам написания сочинений (изложений);
  • подобрать программу факультативного занятия, которая способствовала бы речевому развитию учащихся, и проводить его для учащихся всех классов;
  • проанализировать методическую литературу с целью выявления таких технологий обучения, таких форм и методов, которые позволили бы в кратчайшие сроки достичь поставленной цели.

В ходе работы выяснилось, что наиболее целесообразным в данной ситуации оказалось следующее:

  • ежедневная работа со словом, словосочетанием, предложением, текстом (разных стилей и типов речи, особенно с текстами произведений, изучающихся на уроках литературы) на уроках русского языка и литературы;
  • использование элементов технологии В.Н. Зайцева, которые повышают скорость чтения и письма;
  • использование элементов технологии активного обучения, включающей в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся;
  • факультатив "Теория и практика сочинений разных жанров";
  • внеклассная работа по русскому языку и литературе.

Остановлюсь подробнее на каждом из этапов работы.

СЛОВО – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ

Практически каждая тема даём возможность работать на уроке по этой схеме.

Мы знакомились с новыми словами, данными в разделах учебника "Пиши правильно", "Произноси правильно", "Толковый словарь". В ходе работы стало ясно, что удобнее их объединить в тематические группы, что поможет сэкономить время. Например, объединила слова по теме "Спорт": бассейн, дистанция, кросс, медленный, ориентироваться, отразить, по трое, с разбегу, чемпион, километр, грамота, марафонец, пенальти (7 класс). Данная группа слов может быть использована для составления словосочетаний, предложений, текста; даёт возможность поработать и с правописанием, и с произношением, и со значением слов.

Вот некоторые из используемых мною на уроках упражнений и речевых задач (См. Приложение № 1), которые способствуют достижению поставленной цели:

  • диктанты: по памяти; “Угадай словечко”; "Реклама нового слова", лексический; "немой", зрительный и др.;
  • сочинение-миниатюра по опорным словам;
  • игра “Объясни разницу”;
  • построй (составь, сконструируй) словосочетания (предложения, текст) по графической схеме или по данному образцу;
  • "Собери мозаику" из рассыпанных слов, предложений.

Еще К.Д. Ушинский рекомендовал после прочтения текста проводить непринужденную беседу в связи с прочитанным, поэтому я старалась как можно чаще вовлекать ребят в обсуждение текста, используя метод эвристических вопросов (элемент технологии активного обучения). Часто это тексты стихотворений, дополненные моими иллюстрациями. Со временем мы продолжили вместе с ребятами на "Декоративно-оформительском" кружке создали 2 альбома такого дидактического материала: “Времена года”, “Песнь о берёзе”.

Не буду подробно останавливаться на создании текстов традиционных сочинений и изложений. Приведу примеры творческих работ, вызвавших наибольший интерес учащихся: сочинение-репортаж на экологическую тему; интервью с литературным героем; отзыв о просмотренном фильме; сочинение-эссе “Природа и мы в XXI веке”; - сочинение – портретный очерк “Моя мама (бабушка, сестра)”, подготовка и защита докладов, например, “Русские лингвисты”, на одну из тем курса русского языка, о родном крае.

Склонность к творчеству вообще присуща ребенку, поэтому я старалась помочь каждому ребенку на пути от пассивно-подражательной к активно-подражательной деятельности, и, наконец, к творческой. Чтобы облегчить этот переход, я создала (конечно же, используя многочисленную методическую и справочную литературу) пособие для работы над сочинениями и изложениями на уроках русского языка и литературы (Приложение № 2).

ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЙЦЕВА В.Н.

Использовала я и элементы технологии В.Н.Зайцева (См. Приложение 3), который рекомендует обучать учащихся оптимальному чтению – в темпе разговорной речи,- обеспечивающему осмысление. Это темп 120-150 слов в минуту. А для письма норма – 60-90 букв в минуту.

Как же добиться оптимальной скорости чтения и письма?

Я проводила работу со скороговорками (тренировка артикуляционного аппарата), высказываниями лингвистов, иллюстрированными поэтическими текстами, беседы для активизации речевой деятельности, предоставляла возможность детям самостоятельно формулировать тему и цель урока. Т.е., давала им возможность чаще и больше читать и говорить на уроке.

Кроме того, использовала ежедневно тренировочные упражнения, рекомендуемые для повышения скорости чтения: поиск непонятного слова, "Жужжащее чтение", "Буксир", многократное чтение, ежеурочные пятиминутки чтения.

Например, в начале каждого урока выделяла 5 минут на чтение любимой книги вслух (особенно хорошо действует этот приём в 5-7 классах).

На уроке литературы также использовала упражнения, рекомендуемые Зайцевым В.Н.: чтение по цепочке (по 1-2 предложению), беседа по прочитанному в парах, оценивание друг друга.

Для повышения скорости письма, рекомендовала учащимся дома переписывать небольшие по объёму тексты художественных произведений, уменьшая высоту букв до 2 – 2,5 мм.

А чтобы не падала осмысленность чтения, использовала пересказ (самостоятельный, в парах) лингвистических (тексты брали из учебников М.М.Разумовской.) и художественных текстов.

Каждую четверть мною проводились контрольные замеры скорости чтения и письма, результаты которых заносились в диагностическую ведомость, доводились до сведения родителей. Многие родители, зная, что чтение 150 слов в минуту – это на "5", старались чаще заставлять детей читать дома.

ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленных перед группой познавательных задач. Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся (См.Приложение № 4).

Я использовала такие её элементы, как драматизацию в обучении, эвристические вопросы, театрализацию в обучении, метод инверсии.

На уроке детям предлагалось инсценировать и разыгрывать по ролям учебный материал Например, на первом уроке по изучению темы "Наречие" перед ребятами может появиться Наречие и выступить с речью, которая напомнит ребятам основные грамматические признаки этой части речи, покажет перспективу изучения темы.

Интересно использование и такого приёма, как инверсия. Известно, что ребята часто теряются, если им задать вопрос не так, как они его ждут. Справиться с этим затруднение помогает применение инверсии при формулировке правил, изучаемых на уроке. Например, учащиеся знают, что "причастный оборот – это причастие с зависимыми словами". Вопрос может звучать следующим образом: Как называется причастие с зависимыми словами? Такое "инверсирование" (переворачивание, перефразирование ) помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся.

А вот эвристические вопросы помогают упорядочить деятельность учащихся в проблемной ситуации, в процессе решения творческих задач. Например, использование эвристических вопросов на уроке по теме "Деловые документы" (9 класс) при обучении написанию заявления:

  • кто? (субъект) – учащийся, заявитель
  • что? (объект) – заявление, деловой документ
  • зачем (цель) – чтобы что-то попросить, о чём-то заявить
  • где? (место) – в классе
  • как? (метод) - стандартная форма написания заявления
  • когда? (время) – сейчас, на уроке, 5 минут

или

  • кто? (субъект) – заявитель, отец или мать школьника
  • что? (объект) – заявление, деловой документ
  • зачем (цель) – записать сына в секцию по баскетболу
  • где? (место) – в спортивной школе
  • как? (метод) - стандартная форма написания заявления
  • когда? (время) – сейчас, на уроке, 5 минут

Кроме того, для создания проблемной ситуации, для привлечения внимания учащихся использую иллюстрации (за основу взяты рисунки из книги В.М. Бурмако “Русский язык в рисунках”), в изготовлении которых принимали участие и старшеклассники.

ФАКУЛЬТАТИВ

Проведение занятий факультативного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" также способствовало развитию умения учащихся правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме, помог приобщить школьников к работе над книгой и другими источниками знаний, помогающими выработать самостоятельность мышления, способствовал формированию мировоззренческих идей, умения отстаивать свои убеждения.

Занятия проводились 1 раз в неделю. На них я использовала такие же формы и методы работы, элементы новых технологий, что и на обычных уроках русского языка и литературы. Но отбирая материал и методы работы, я ориентировалась на сильных учащихся, давала задания учащимся, учитывая их способности.

Приведу примеры используемых мною приёмов, стимулирующих литературное творчество, развивающих творческое воображение: проблемное изложение теоретического материала; самостоятельное наблюдение учащихся над текстом, совершенствование рукописи (самостоятельное, коллективное редактирование); рецензирование работ учащихся (в том числе и взаимное); сообщения учащихся как результат проведённых наблюдений над произведением писателя и анализа прочитанной литературы; устные высказывания различного характера.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ

Немаловажную роль в достижении поставленных целей сыграла и внеклассная работа по русскому языку и литературе. Активное участие школьников во внеклассных мероприятиях дало им возможность проверить свои знания и умения на практике. Мною были проведены следующие мероприятия: "Вечер русского языка", игру "Я деловой человек", познавательную игру "Этих дней не смолкнет слава", конкурс стихотворений и песен, посвящённых Великой Отечественной войне, "Свою игру", литературную игру "Раз в крещенский вечерок" (См.Приложение № 5).

Ребята стали не только их участниками, но и организаторами, ведущими, членами жюри, ассистентами, актёрами.

Таким образом, осуществляя работу по развитию речи на уроках русского языка по традиционным учебникам, но с использованием новых образовательных технологий, более совершенных форм и методов, я увидела, что она приносит свои результаты: учащиеся лучше овладеют языковыми нормами, легче выражают свои мысли в устной и письменной речи, правильно используют нужные языковые средства в соответствии с целью, содержанием и условиями общения, чаще выбирают из вариантов домашнего задания творческую работу, меньше испытывают трудности при конструировании словосочетаний и предложений, лучше стали писать сочинения и изложения; увеличилась скорость чтения и письма.

В чём же это выразилось?

1. Улучшились показатели диагностики ЗУНов:

ЗУНы 1 –й класс 2 –й класс
редактирование текста с 0,4 до 1,6 с 0,6 до 2
использование средств связи предложений в тексте с 0,6 до 1,6 с 0,7 до 2
выделение абзацев с 1,2 до 1,8 с 1,2 до 1,7
знание о тексте, его признаках и способах связи частей с 1,3 до 1,6 с 1,5 до 2,3
создание текстов разных стилей речи с 1,3 до 1,6 с 1,3 до 2,2
определение темы, основной мысли текста с 1,3 до 1,8 с 1,4 до 2,2
знание стилей речи, их разновидностей и признаков с 1,4 до 1,8 с 1,5 до 2,3

Улучшились показатели скорости чтения и письма:

Средние результаты по классу 1 –й класс 2 –й класс
Скорость чтения (количество слов в минуту) с 112,4 до 148,5 с 121,3 до 140,8
Скорость письма (количество букв в минуту) с 68 до 96,5 с 72,4 до 89

Увеличилось количество учащихся, получающих 4 и 5 за содержание сочинения: с 3 до 5 (1-й класс); с 5 до 8 (2-й класс).

Для сдачи итоговых экзаменов за 9 класс учащиеся выбрали такие гуманитарные и устные предметы, как обществознание (8 чел.), история, биология (по 2 чел.) – 1-й класс; обществознание (2 чел.), история, физика ( 4 чел.), черчение (8 чел.), ОБЖ (3 чел.), что говорит о коммуникативной готовности учащихся к ситуации экзамена.

Стали проявлять больше активности во внеклассной работе: постоянные ведущие общешкольных мероприятий – Фазульянов М, Гура О., Николаев Э., Погорелова А. Николаев Э. стал участником районного конкурса "Ученик года", а в группе поддержки выступили его одноклассники, сочинение Погореловой А. "Моя семья" было напечатано в районной газете "Солнечный меридиан", как одно из лучших, проект Погореловой А. "Состояние лексики современного русского языка", реферат Щегловой Е. "Эхо войны…" (См. Приложение "Работы учащихся").

В 10 -11-[ классах достижения учащихся дальше только росли (и изучение курса русского языка продолжено программе Власенкова):

  • районная олимпиада по русскому языку (Хвалюк Ю. – 3 место);
  • районный конкурс "Ученик года" (2 человека; Погорелова А. -2 место);
  • всероссийский конкурс, посвящённый творчеству И.А.Бунина "Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного…" (Щеглова Е.);
  • 6 учеников из 8 (2-й класс) выбрали экзамен по русский язык в форме ЕГЭ (средний балл – 57,33, средняя оценка- 3, 83, "5"- 1, "4" – 3, "3" - 2); 6 из 7 (1 –й класс) – "4" -2, "3" – 4, успеваемость – 100%; 2 ученика (Щеглова Е., Погорелов В. ) написали и блестяще защищали на экзамене реферат по литературе (См. в Приложении рецензии на работы учащихся );
  • выпускники (Марченко Е, Щеглова Е, Погорелова А., Николаев Э.) награждены серебряными медалями;
  • учащиеся 1- го класса (кроме одного) стали студентами средних и высших учебных заведений, 2 из них – курсантами военного училища, окончившие на данный момент техникумы, продолжают заочное обучение в вузах; 8 из 8 выпускников 2-го класса стали студентами высших учебных заведений, 7 из них – на бюджетной основе

Таким образом, целенаправленная и планомерная работа над развитием речи школьников помогла не только развить мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову, способствовала формированию общей культуры, но и внесла существенный вклад в развитие всесторонней, социально активной личности выпускника школы, помогла формированию и развитию ключевых компетенций, его социальной адаптации, что и определяет качество современного образования.