За годы своего “зрелого стажа” выявила одну закономерность: мельчают наши дети... Если физиологически они созревают рано, то в физическом отношении существенно отличаются от предыдущих выпусков. Возможно, мне еще предстоит увидеть обратный процесс, а пока скажу, что и в плане умственных способностей мало одаренных детей. Оговорюсь сразу, что наши сельские ребятишки, конечно, отличаются от городских. Но только в плане физической выносливости. По статистике нашей школы, на каждый выпуск приходится от 1 до 3 учеников, продвинутых в плане современного образования, а остальные, к сожалению, самые заурядные “троечники”.
I. При обобщении и систематизации раздела “Ботаника” можно предложить в конце урока тайнопись из лимонного сока, предварительно принесенного детьми. Сама же приношу утюг. Дети, понятно, недоумевают и крайне заинтересованы.
В небольшую емкость выдавливаю немного лимонного сока, а потом на листе белой бумаги дети записывают любое определение из пройденных тем либо делают рисунок органов растения (рисуют чаще лимон). После высыхания их труд становится незаметным, что приводит детей в замешательство, а некоторые начинают строить догадки. В это время нагревается утюг и я проглаживаю высохшие листы – надпись (рисунок) “проявляется”. Контур рисунка и буквы бывают темно-коричневого цвета.
II. Очень просто показать фокус “Горящий платок”. Носовой платок обильно смочить водой и немного отжать. Затем сразу, незаметно для детей, намочить в спирте или ацетоне и зажечь на глазах детей. После того как платок вспыхнет, а затем погаснет, продемонстрировать, что платок цел. Это вызывает бурю восторга у большинства. Вода и спирт заранее приготовлены у меня в столе. Хорошо демонстрировать семи- и восьмиклассникам. Старшие обычно сразу догадываются.
III. Можно применять загадки с физическим содержанием на уроках в 7-м классе. Темы семейств по ботанике совпадают с прохождением темы “Давление” по физике.
Растения (семейство Розоцветные):
Как-то раз спросили розу:
“Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?”
(Остриё шипа имеет очень малую площадь сечения).
Когда проходим животных, опять вспоминаем тему “Давление”:
Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было? Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?
(Копыта лося раздвоены, а между ними – перепонка. За счет нее площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно малое).
IV. Шестиклассникам бывает интересно составлять собственный Календарь природы по временам года. Цель: привлечь внимание детей к своей местности, научить любить и ценить окружающий его мир. За три года (с пятого по седьмой класс) у ребят формируются свои приметы времен года, которыми они сверяются друг с другом.
Весной:
- Первая песенка большой синицы.
- Первые ссоры у воробьев.
- Первая весенняя капель.
- Первая весенняя сосулька.
- Первая весенняя лужица у дома.
- Первые кучевые облака.
- Первые проталины на полях.
- Первые грачи.
- Первый весенний дождь.
- Первые цветы мать-и-мачехи.
- Первые бабочки-крапивницы.
- Первые шмели.
- Разворачиваются почки на черёмухе.
- Разворачиваются почки на чёрной смородине.
- Разворачиваются почки на берёзе.
- Первые майские жуки.
- Прилетели ласточки-касатки.
- Зацвели одуванчики.
- Зацвела черная смородина.
- Зацвел крыжовник.
- Зацвела вишня.
- Зацвела яблоня.
- Последний ночной заморозок.
- Первая весенняя гроза.
- Зацвел чистотел.
Летом:
- Зацвёл боярышник.
- Зацвела сирень.
- Зацвела малина.
- Зацвела лесная земляника (клубника).
- Зацвёл василёк полевой.
- Зацвёл тысячелистник.
- Зацвёл молочай.
- Зацвела пижма.
- Первые ягоды лесной земляники (клубники).
Осенью:
- Начала изменяться окраска листьев:
- берёзы;
- осины;
- черёмухи.
- Полностью изменилась окраска листьев:
- берёзы;
- осины;
- черёмухи.
- День первого заметного падения листьев:
- ерёзы;
- осины;
- черёмухи.
- Начало массового листопада:
- берёзы;
- осины;
- черёмухи.
- Конец листопада:
- берёзы;
- осины;
- черёмухи.
- Первый заморозок на почве.
- Первый заморозок в воздухе.
- Полетела осенняя паутина.
- Последний день с кучевыми облаками.
- Первый ледок на лужицах.
- Первый иней на крышах домов.
- Первые снежинки.
- Первый снег, упавший на землю и оставшийся лежать в течение дня.
- Первая пороша.
- Первые стаи грачей над полями.
- Исчезли ласточки-касатки.
- Замерз залив.
Эти наблюдения, взятые из книги Анатолия Онегова “Календарь природы”, я сократила и внесла некоторые коррективы применительно к своей местности.
V. По старой программе, когда в 8-м классе проходили животных, в частности, тему “Класс Птицы”, предлагала арифмограф “Способы разделения смесей” – межпредметная связь биологии с химией.
Способы разделения смесей:
11 | 8 | 2 | 3 | 8 | 9 | 9 | 1 | 14 | 8 | 1 | |
11 | 5 | 17 | 15 | 10 | 3 | 15 | 14 | 8 | 1 | ||
7 | 9 | 12 | 3 | 15 | 14 | 8 | 1 | ||||
20 | 17 | 2 | 3 | 4 | 15 | 17 | 14 | 8 | 1 | ||
7 | 8 | 9 | 19 | 3 | 4 | 12 | 18 | 15 | 10 | 8 | 5 |
- 1, 2, 3, 4, 5, 6 – хищная птица с коротким крючковатым клювом и длинными острыми когтями;
- 7, 8, 9, 8, 10 – крупная птица из отряда сов;
- 11, 4, 12, 13, 11 – лесная певчая птица из отряда воробьиных;
- 14, 15, 16, 9, 1 – большая болотная птица с длинной шеей и клювом, длинными ногами;
- 17, 4, 1, 17, 18, 15 – дикая утка;
- 9, 5, 6, 5, 11, 19 – большая водоплавающая птица с длинной изогнутой шеей;
- 20, 21, 12 – отражение звука от предметов, отзвук.
Вначале нужно угадать ключевые слова по толкованиям значений и определить какие буквы участвуют в головоломке, а затем, подставляя в горизонтальные ряды, прочитать названия способов разделения смесей.
На этом позвольте закончить мой материал.