Цели:
- Рассмотреть строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов.
- Продолжить формирование критического мышления, умение проводить сравнение, анализ, умение работать с учебником.
- Способствовать дальнейшему развитию диалектико-материалистического учения: установлению причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами данных веществ.
Тип урока: Взаимообучение.
Используемые приемы и стратегии:
Приемы “Верите ли Вы?”, “Сравнительная таблица”, стратегия “Зигзаг”
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
Тестирование
Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы:
I вариант – для алмаза. II вариант – для графита.
- Прозрачный, бесцветный.
- Очень твердый.
- Ковалентная неполярная связь.
- Не проводит электрический ток.
- Используют как добавку в смазке.
- Непрозрачный, серого цвета, с металлическим блеском.
- Электропроводен.
- Атомная кристаллическая решетка.
- Легко расслаивается на отдельные мельчайшие пластинки.
- При обычных условиях химически инертен, при высокой температуре становится активным.
- Легко вступает в химические реакции при нормальных условиях.
Ответы: вариант I – 1, 2, 3, 4, 8, 10. вариант II – 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
III. Изучение нового материала:
Стадия вызова
В начале урока учитель делит класс на 4 рабочие группы по 4 человека в каждой и предлагает сыграть в игру “Верю – не верю”: ответить на вопросы и обосновать свое мнение.
Верите ли вы в то:
- что угарный газ очень ядовит, так как, попадая при дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином, лишая тем самым возможности гемоглобин переносить кислород;
- что угарный газ образуется при полном сгорании топлива;
- что угарный газ используется в металлургии при выплавке чугуна;
- что при давлении примерно 40 атм углекислый газ превращается в бесцветную жидкость;
- что CO2 – это типичный кислотный оксид: взаимодействует с металлами, кислотами, водой;
- что углекислый газ используют для изготовления шипучих напитков и для получения соды.
Обсуждение ответов идет в группах, затем группы последовательно отвечают на вопросы для всего класса.
Далее учитель предлагает обратиться к этому приему после прочтения текста.
Стадия осмысления
Учитель предлагает учащимся разойтись в экспертные группы (4 группы по количеству текстов) с тем, чтобы прочитать текст (§29), обсудить его, разработать алгоритм презентации для членов рабочей группы, используя “Сравнительную таблицу”:
Линии сравнения | Угарный газ | Углекислый газ |
Состав молекулы | ||
Физические свойства | ||
Химические свойства | ||
Получение | ||
Применение |
- Текст для первой экспертной группы: с. 134 (1 абзац)
- Текст для второй экспертной группы: с. 135 (2 абзац)
- Текст для третьей экспертной группы: с. 135 (4 абзац)
- Текст для четвертой экспертной группы: с.135 (8 абзац)
Стадия рефлексии
Учитель предлагает учащимся вернуться в рабочие группы, обменяться информацией, полученной в экспертной группе, и заполнить сводную таблицу и презентовать ее. Затем учитель предлагает снова вернуться к игре “Верите ли Вы?” и вновь обсудить предложенные вопросы.
IV. Домашнее задание: §29 (учебник “Химия -8” О.С. Габриеляна), упр №7(а), с.138.