Цель урока: На примере природных зон показать взаимоотношения природы и человека; создать образ каждой природной зоны; выявить роль природы в жизни людей; развивать умения анализа и системного отбора необходимого материала при создании схемы и компьютерной презентации природных зон; развивать умения давать рецензию на ответ учащихся и презентовать творческую работу; воспитывать интерес к изучению природы родной страны.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Средства обучения: Карта природных зон мира, атласы, схемы по каждой природной зоне, раздаточный материал, проектор, компьютер.
Раздаточный материал: климатограммы по каждой природной зоне, карта с выделенной территорией соответствующей ей природной зоной; почвенный профиль, картинки с изображением представителей растительного и животного мира по каждой природной зоне; фотографии жителей разных мест обитания и их хозяйственная деятельность, раздаточные конверты.
Оформление доски. Цитата французского философа Монтескье: “Царство климата является первым из всех царств, и нравы, действия и законы без всяких исключений подчиняются ему…”; схема природного комплекса, карта природных зон России.
Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1
4
|
Приветствие. Вводное слово учителя. Мы изучили природные зоны России и сегодня обобщим наши знания создав определенный образ территории. В этом нам помогут опорные схемы и компьютерная презентация. Главная наша цель – это установить связь природы и человека. Насколько это получится, будет зависеть от вашей домашней подготовки, знаний, умения слушать и находить главное. А сейчас обратимся к высказываниям знаменитых людей. Учитель просит прочитать высказывание написанное на доске, а также отпечатанные (на столах как раздаточный материал). Что общего во всех этих высказываниях? В конце урока я попрошу вас высказать ваши мнения по поводу прочитанных мыслей. Проверка знаний учащихся А сейчас давайте выясним, где же природа более благосклонна к человеку, а где очень сурова. Лучше всего такую зависимость можно проследить на примере природных зон, поскольку каждая природная зона – это огромный природный комплекс. Вспомните что такое природный комплекс? Начнем с того, что вы дадите краткую характеристику природным зонам. По имеющимся карточкам определите, какая природная зона обозначена на конверте и составьте опорную схему. (После того, как ученики ответили, учитель просит дать рецензию на ответ товарищей). Исследовательская работа учащихся. Мы выяснили особенности природы. А теперь давайте посмотрим, какой отпечаток откладывает природа на быт, занятия, характер человека. Вам было дано предварительное задание подготовить компьютерную презентацию с целью выявления зависимостей человека от природы. (После просмотра презентаций): Мы закончили просмотр презентаций, а сейчас попробуем сделать вывод всего услышанного. Как прослеживается зависимость человека от природных условий? Беседа с учащимися. До сих пор мы говорили только о влиянии природы на человека. Каково же влияние человека на природу? Приведите примеры воздействия человека на природу в каждой природной зоне. Всегда ли разумно такое вмешательство? Прочитайте небольшой текст “Освоение тундры” и выскажите свое мнение по поводу прочитанного. А теперь вернемся к высказываниям, услышанным в начале урока. Согласны ли вы с мнениями знаменитых людей? Аргументируйте свою точку зрения. Какой вывод мы можем сделать из всего услышанного? Итоги. Подведем итоги. Связь человека и природы настолько тесная, что нельзя рассматривать человека отдельно от природы. Изменения в природе, происходящие по вине человека, в первую очередь влияют на него самого. И для того, чтобы сохранить будущее человека, нужно беречь природу, знать ее законы, разумно использовать ее богатства. В заключение послушайте стихотворение Н. Острового:
(Учитель всех благодарит, выставляет оценки). |
Учащиеся зачитывают.
Отвечают (жизнь человека, его быт, деятельность, характер и многое другое во многом определяется местом его проживания).
Один из учеников дает определение, и обращается к схеме на доске.
Ученики работают в группах. Из набора карточек (компоненты природы) они складывают схему природной зоны на планшетах и дают ей характеристику. После выступления каждой группы дается рецензия на ответ учащимися другой группы.
Ученики по группам показывают свои презентации, сопровождая рассказом.
Ответы детей.
Ученики приводят примеры.
Учащиеся размышляют и высказывают свои мнения. Ученики высказываются.
Делается вывод урока. |
Приложения.
Приложение №1
“В странах, где счастливое смешение времен года и мягкость климата напоминает весну, не может быть места для мужества, упорного трудолюбия и нравственной энергии. Подчинять своей воле живущих там людей могут только те тираны, предки которых или они сами родились под другими. Более суровыми небесами. Там они и приобрели больше силы и хитрости, которые и позволили им подчинить себе обитателей более теплых стран.” Древнегреческий мыслитель Гиппократ (460-370гг. до н.э.)
“…люди, живущие среди плодородной природы, внутренне слабеют. Избыток богатств приводит к выделению из населения отдельных личностей. Вступающих во внутренние раздоры между собой, что ведет к ослаблению богатых государств. Это облегчает вторжение чужеземных завоевателей.” Современник Гиппократа – Фукидид.
“Царство климата является первым из всех царств, и нравы, действия и законы без всяких исключений подчиняются ему. Люди севера имеют большее количество животной теплоты и, соответственно, сил, чем люди юга. Поэтому народы жарких стран трусливы как старцы; народы холодных мужественны, как юноши”.
Французский философ Монтескье (1689-1755)
Приложение №2 “Перед лицом грядущих катастроф”
Без выработанного тысячелетиями опыта коренных народов суровых экстремальных сред не может быть поставлена разумная организация жизни в высоких широтах.
Главной демографической тенденцией последних десятилетий для коренных обитателей экстремальных сред оказалось не столько вытеснение их в более суровые условия, к чему они испокон веков адаптированы, сколько переселение в совершенные чуждые среды. Это – перевод на оседлость или техногенное разрушение природной среды. В связи с переводом кочевников на оседлость полвека назад традиционные формы природопользования стали угасать. Жившие в передвижных ярангах кочевники были переселены в дома. Жизнь многих из них улучшилась; многие этого хотели, но не все. Беда в том, что переселили всех. Дети кочевников стали учиться в школах-интернатах и забывали родной язык. Они уже не осваивали навыки кочевой жизни в природе. Но и включиться в чуждую жизнь промышленных, портовых или горнодобывающих поселков многим оказалось не под силу. Некому стало грамотно осваивать тундру. Оказалось, что рациональная эксплуатация тундры напрямую зависит от сохранения образа жизни, духовной культуры и использования языка народа в бытовой жизни.
Устойчивость системы коренится в ее разнообразии. Тем более такой сложной, как всемирное человечество. Современная интернациональная цивилизация глобального образца в этом отношении очень неустойчива. В ней идет распад общества на отдельные человеческие индивиды. Мерилом всех ценностей служат деньги. Но индивидуализированное общество с культом денег может существовать только в условиях высокого уровня и относительного благополучия. Есть точка зрения, что именно с Арктикой связаны будущие эффективные модели цивилизации. Она подкреплена фактами многовекового, а в каких-то случаях и многотысячелетнего вполне устойчивого существования целого ряда этносов при их постоянной численности и без истощения природных ресурсов.