Об организации уроков-практикумов в преподавании математики

Разделы: Математика


Уроки-практикумы должны быть тесным образом связаны с изученным материалом и способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

Различают установочные, иллюстративные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки. Основным же способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы. При этом каждая группа из двух-трех человек выполняет, как правило, отличающуюся от других практическую или лабораторную работу.

Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно устанавливает действия ученика.

Структура уроков-практикумов.

  1. Сообщение темы, цели и задач практикума.
  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
  3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Ознакомление учащихся с инструкцией.
  5. Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования.
  6. Выполнение работы учащимися под руководством учителя.
  7. Составление отчета.
  8. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов.

Тема: “Умножение многочлена на многочлен”.

Цели:

  • воспитать волю и настойчивость в достижении конечных результатов при выполнении заданий практикума;
  • развивать навыки само- и взаимоконтроля, взаимопомощи;
  • сформировать умение использовать изученные правила сложения и умножения многочленов при преобразовании выражений и решении уравнений.

Оборудование: таблица “Многочлен”, “Решение уравнений”, магнитная доска, опорный конспект “Многочлен”, раздаточный материал для практической работы (задание в 4-х вариантах), инструкция, листы отчета).

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока-практикума.

II. Проверка домашнего задания.

№ 268 1), 3) – письменно на доске;

2), 4) – устно с места.

Вопросы к классу:

- Какие задания вызвали затруднения?

- Почему?

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

1. Повторение теоретических вопросов с помощью кроссворда. (Приложение 1). Кроссворд решается парами, проверяется устно.

Оцените свою работу.

  • “5” - 7 верных слов.
  • “4” - 5-6 верных слов.
  • “3” - 4 верных слова.

2. Повторение опорных знаний по опорному конспекту (“Действие с многочленами”).

IV. Инструктирование по выполнению заданий практикума.

Попросить учащихся составить алгебраические выражения с многочленами. Записать одно из составленных выражений на доске. Определить порядок действий. Познакомить с инструкцией. (Приложение 2)

V. Выполнение заданий в группах (по 4-м вариантам)

(Приложение 3)

VI. Заполнение листов отчета и расшифровка заданий с помощью “ключа”. (Приложение 4).

Проверка и обсуждение полученных результатов.

I в. “человек”

П в. “друзей”

Ш в. “дерево”

IV в. “корней”

Отгадать зашифрованную пословицу (по правилам игры “Поле чудес”).

Человек без друзей – что дерево без корней.

VII. Домашнее задание.

№ 269 1), 2)

№ 272 2), 4)

VIII. Итоги урока.

Узнали ли вы для себя что-либо нового и полезного?

Что на ваш взгляд мешало работе?

Что помогло преодолеть эти трудности?

IX. Резервное задание.

1. Исключите лишнее выражение

2. Найдите ошибку.

2 + у) · (х2 + у2) = х4 + х 2 у + х2 у2 + у3 = х4 + 2х2 у2 + у3