Цель: Проследить взаимосвязь эпохи и стиля в искусстве.
Задачи:
- Дать характеристику стилей музыкантов, творивших в различные исторические эпохи.
- Проверить знания учащихся произведений этих композиторов.
- Познакомить с творчеством современного композитора А. Шнитке, выявить особенности его стиля, объяснить понятия пастораль, стилизация, полистилистика.
- Продолжить работу над формированием вокально-хоровых навыков при исполнении песен.
Оборудование:
Фортепиано, магнитофон, портреты композиторов, плакаты с изображением музыкантов различных стилей и направлений.
ХОД УРОКА
“Музыка и время”.
“Музыка во времени или музыка над временем”.
Над этими вопросами задумывалось не одно поколение людей, мы с вами тоже задаём себе такие вопросы: “Музыка и современность?”, “Что значит современность в музыке?”. – Как Вы считаете?
/Современный в буквальном смысле – написанный в наше время; В более широком – современен нашим мыслям и чувствам. /
Сейчас прозвучит песня Баневича на стихи Калининой, внимательно прослушайте её и подумайте, как бы вы её назвали? / Исполнение песни /.
Эта песня так и называется: “Дорога”.
Дорога! Сколько смысла скрывается в этом слове? Дорога часто ассоциируется с ЖИЗНЬЮ.
И пока мы идём по ней, мы живём. ДОРОГА и ВРЕМЯ! Недаром несколько раз повторяется фраза: “Дорога без конца, дорога без начала и конца”. Мы понимаем, что всем нам придётся пройти по ней, по дороге с названием ЖИЗНЬ. А какой путь вы предпочтёте – это зависит от вас. / Разучивание 1-го куплета песни /.
Человека всегда интересовали тайны прошлого и неизвестность будущего. И мы с вами сможем удовлетворить этот интерес. И для этого вовсе не нужна “машина времени”. – Как вы думаете, что нам сможет помочь? /……./
Конечно же, вечное, нестареющее искусство, музыка.
Давно уже нет тех художников, поэтов, музыкантов прошлых веков. Но они постоянно с нами, они живут в своих бессмертных творениях. И эти творения, в свою очередь, переживут и нас. Тем самым мы как бы соприкасаемся с частицей будущего. И наш сегодняшний урок несёт очень важную историческую миссию: это миг между прошлым и будущим.
Я вам предлагаю совершить музыкальный экскурс во времени. Для этого необходимо только захватить ваши знания, чтобы сориентироваться во времени, в эпохе. Отправляемся в прошлое.
Итак! Первая остановка.
Внимательно послушайте и определите, фрагменты произведений какого композитора сейчас прозвучат? /Звучат фрагменты из произведений: “Эгмонт”, Симфония № 5, Соната № 14 1ч. Людвига ван Бетховена. /
По каким отличительным особенностям вы определили, что это музыка Бетховена? /……./
Если бы вас попросили составить короткий словесный портрет композитора, что бы вы отметили?
/Великий музыкант, великий человек, титаническая воля, могучий дух, человек высоких помыслов и глубочайших чувств. /
А какими определениями можно охарактеризовать музыку, его стиль?
/Героизм, борьба, стремление к свету, радость творчества, глубокий драматизм, несгибаемая воля, безграничное жизнелюбие./
Отправляемся дальше.
Чьему перу принадлежит эта музыка? / Звучит фрагмент токкаты ре минор И.С.Баха. /
Какие отличительные черты стиля И.С.Баха?
/Много органной музыки, полифонический склад, величественность. Огромная сила, вселяющая в человека свободу, глубина чувств и мыслей. /
А мы отправляемся дальше.
К какому времени можно отнести эту музыку?
/ Звучит Пастораль французского лютниста Жана Баифа – XVI век. /
Какое настроение создала у вас эта музыка? /……./
Решаются ли в ней какие-либо проблемы?/ Это лёгкая, светлая зарисовка. Как какая-то мечта./
Да, не жизнь, а мечта! А почему бы и не помечтать? Мечтали о тихом пастушеском счастье ещё древние греки и называли эту мечту Идиллией. Мечтали об этом французские короли, устав от войн и политики. И композиторы, конечно, не отставали: сочиняли пасторали-оперы, пасторали-балеты и другие произведения с таким настроением. Мечтали об этом поэты и художники, подбирая самые приятные слова и самые нежные краски.
Ну а нам, жителям бурного, нервного времени. Разве не хочется помечтать о том же?
И в подтверждение моих слов послушайте ещё один музыкальный фрагмент. Я думаю, жанр вы определите без труда. И ещё один вопрос. В какое время было написано это произведение?
/Звучит Пастораль из “Сюиты в старинном стиле” А. Шнитке. /
Имя автора этой музыки, возможно, удивит вас. Дело в том, что композитор этой пасторали наш с вами современник. И сегодня, именно сегодня, 24 ноября, день его рождения. Имя его Альфред Шнитке.
Мы знаем, что очень часто творческие люди - художники, поэты, музыканты - своими мыслями, идеями опережали время. И понимание, и признание их творчества зачастую было лишь после их смерти. Если говорить об А. Шнитке, - это один из самых крупных композиторов нашего времени, уже давно признанный за рубежом и лишь сравнительно недавно в нашей стране. Долгое время его музыку в нашей стране не воспринимали из-за его неоднозначности, неординарности таланта. И сейчас, когда его произведения можно отнести уже к мировой классике, мы только начинаем открывать его для себя.
Когда мы говорим о каком-либо композиторе, то наряду с музыкальными произведениями рассматриваем и его творческие взгляды, индивидуальность автора и черты эпохи, в которой он живёт.
Итак! XXI-й век! Он изумляет, разрывает на части, мчится с космической скоростью. Появляется много новых идей в искусстве. Но, как оказывается, они уже звучали 100, 200, и 2000 лет назад. Мы сейчас как бы вспоминаем все предыдущие жизни, все течения. И это очень ярко прослеживается в нашей моде. Ведь мода всегда стремится идти в ногу со временем. Раньше она могла сохраняться 100, 200 лет без изменения.
Но в наш стремительный век время намного сократилось: сначала до десятилетий /мода 40-50-х годов /, а сейчас вообще наблюдается смешение стилей, где некоторые элементы пришли к нам из XVII-XVIII веков. Так в музыке наблюдается смешение различных стилей, то есть ПОЛИСТИЛИСТИКА.
Альфред Шнитке – это человек, который живёт над временем. Если попытаться охарактеризовать его творчество в нескольких словах, то получится сочетание несовместимого: порядок и хаос, добро и зло, большая энергия, парадокс, - то есть, неожиданный, неординарный подход, взгляд на уже знакомые вещи. Гениальность этого композитора бесспорна. Как и любой творческий человек, Шнитке очень остро и тонко относится к проблемам современности. И, чтобы ярче показать конфликт классической гармонии и современной перенапряжённости, Шнитке использует полистилистику, то есть в одном произведении может быть показана необъятная панорама музыки всех стилей, жанров и направлений / музыка классическая и авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз и т.д. /
Первое произведение, которое прозвучало: Пастораль из “Сюиты в старинном стиле”. Здесь композитор пользуется старинным музыкальным языком, то есть, написано в старинном стиле. В музыке это называется СТИЛИЗАЦИЯ.
И ещё одно произведение композитора, фрагменты которого вы сегодня услышите, это сюита под названием “Ревизская сказка”. Она составлена из музыки к спектаклю Московского театра на Таганке, где мы встречаемся со многими героями произведений Н.В.Гоголя “Ревизор”, “Шинель”, “Мёртвые души” и другие.
Сейчас прозвучит Увертюра – вступление – это яркая характеристика всех героев спектакля. Внимательно послушайте увертюру и скажите, какую картину вы представили? / - Сколько образов? - В согласии ли они пребывают? /.
После грозного объявления Городничего, что в город едет Ревизор, началась суета, беготня, толкотня. Звучит пёстрая разноголосица. И чем же всё это закончилось...? Неожиданное известие, которое застаёт их всех врасплох.
А как это передалось в музыке? /……./
Да! Очень яркая и образная музыка, она пронизана тонким психологизмом. Недаром Шнитке был назван “самым острым композиторским пером”.
По традиции в октябре месяце в Москве в Концертном зале Консерватории проходит Шнитке - фестиваль. Один из участников фестиваля Юрий Башмет на вопрос: “Как Вы понимаете музыку Шнитке?”, - ответил так: “Его музыка заставляет думать о понятии Добра и Зла, о значении Человека в Обществе”.
Эти понятия вечные. И каждый их решает для себя по-своему.
Итог урока
Мы заканчиваем наше путешествие во времени. Благодаря музыке, мы побывали в различных эпохах, услышали музыку различных стилей, познакомились с творчеством нашего современника Альфреда Шнитке. – Какая отличительная особенность его творчества? /……./
ВРЕМЯ не властно над МУЗЫКОЙ! Потому что музыка, в какое бы время она не была написана, затрагивает вечные проблемы:
ЖИЗНИ и СМЕРТИ,
ДОБРА и ЗЛА,
ЛЮБВИ и НЕНАВИСТИ.
Используемая литература:
- Г.Рождественский. Преамбулы. Москва. “Советский композитор”. 1989 г.
- В. Холопова, Е.Чигарёва. “Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества”. Москва. “Советский композитор”. 1990 г.
- Стихи о музыке. “Советский композитор”.1982 г.
- Музыка и поэзия. Москва. “Музыка”.1986 г.
- Л.Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. Москва. “Советский композитор”.1988 г.
- И.Прохорова. Музыкальная литература зарубежных стран. Москва. “Музыка”. 1988 г.
- Э.Финкельштейн. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Музыка от А до Я. “Советский композитор”. 1991 г.