Урок с элементами проблемного обучения по теме "Строение и функции кожи"

Разделы: Биология


Задачи:

  1. Закрепить и проконтролировать усвоение темы: выделение.
  2. Сформировать представление о строении кожи и её функциях.
  3. Развивать наблюдательность при проведении опытов. Уметь объяснять результаты, делать выводы.
  4. Развивать логическое мышление, внимательность.

Оборудование:

1. Карточки для динамического пособия:

  • крепостная стена;
  • орган – трудоголик;
  • рубашка, которая ближе к телу;
  • самый крупный орган осязания;
  • орган – подушка;
  • орган – одеяло.

2. Планшет для карточек с прозрачными кармашками.

3. Кристаллизатор с водой; лезвие; мыло; демонстрационный столик.

4. Таблица: Строение кожи.

5. Демонстрационные корточки:

  • 2 – 3 кг.
  • 1,7 – 2 м2.
  • 20 дней.
  • 2 млн.
  • 1,5 млн.
  • 30 тыс.
  • 250 тыс.
  • 100 см. 3
  • 15 см3.

Ход урока

1. Контроль знаний.

Диктант.

а) Назовите дополнительные органы выделения. (лёгкие, кожа.)

б) Как называется структурная и функциональная единица почки? (нефрон.)

в) Как называется жидкость, по составу напоминающая кровь, только без клеток крови и белков? (первичная моча.)

г) К выделительной системе относятся: почки, мочеточники, мочеиспускательный канал. Что не названо? (мочевой пузырь.)

д) Назовите функцию мочеточников. (транспортная.)

е) Сколько этапов содержит процесс образования мочи? (два.)

ж) Что играет роль фильтра в почках? (стенки капилляров и капсулы нефронов)

з) Как называется жидкость с высокой концентрацией мочевины и мочевой кислоты (вторичная моча.)

2. Основная часть.

А) Постановка учебной темы.

- Посмотрите на эти понятия: (читаю по динамической таблице.)

  • крепостная стена.
  • орган – трудоголик.
  • рубашка, которая ближе к телу.
  • орган – подушка.
  • орган – одеяло.

- Как вы думаете, о каком органе идёт речь? (о коже.)

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (строение кожи и её функции.)

Б) Решение учебной проблемы.

В целом, вес кожи составляет 2 – 3 кг. (ставлю соответствующую карточку на магнитную доску.) Её площадь составляет 1,7 – 2. м2. (магнитная доска.)

- Посмотрите на таблицу, сколько слоёв кожи можно выделить? (три.)

Первый слой называется эпидермис. (термин появляется на доске.)

В его нижних слоях есть специальные клетки, производящие меланин – пигмент, определяющий цвет кожи. Так как происходит трение об окружающие предметы, перепады температуры и влажности, следовательно, эпителий многослойный и обновляющийся. Самый главный пласт – делящиеся клетки, новые клетки выталкиваются наверх и твердеют. Толщина эпидермиса была бы метр, но клетки погибают и сшелушиваются. Полный цикл клетки составляет 20 дней. (магнитная доска.)

Второй слой называется дерма. Он придаёт коже прочность и эластичность, следовательно, лоскут кожи можно растянуть в 5-6 раз. Дерма вдаётся в эпидермис в виде сосочков, внутри которых находятся кровеносные и лимфатические сосуды, рецепторы и их скопления – биологически активные точки. Кожа имеет определённый рисунок, изучением которого занимается дактилоскопия. В местах наибольшего растяжения образуются складки (локти, колени – кожа собрана в “гармошку”).

Рецепторов в коже 2 млн. (магнитная доска).

  • болевых 1,5 млн.
  • температурных: - тепловых 30 тыс.
  • холодовых 250 тыс.
  • давления (осязания) 500 тыс. (магнитная доска.)

Лабораторный опыт № 1.

- Дотроньтесь карандашом до волос головы, а затем уберите карандаш. Ощутили ли вы оба движения?

- Дотроньтесь и держите карандаш. Ощущаете ли вы прикосновение?

вывод: Рецепторы воспринимают только изменение положения.

- Почему не ощущается шляпа, надетая на голову? (Она неподвижно фиксирует волосы.)

Третий слой – подкожная клетчатка.

Жировая ткань располагается по ячейкам, спинки которой образует соединительная ткань, которая связывает дерму и органы глубже лежащие, следовательно, кожа может немного сдвигаться, но с места её оттянуть невозможно. На границе с дермой располагаются потовые железы- 100. см3. (магнитная доска.)

Физкультурная пауза.

- Почему некоторые из вас вспотели?

- Какую функцию несёт в себе потоотделение? (терморегуляция)

- За счёт жира можно получать энергию? (да.)

- Значит, какая ещё функция свойственна коже? (энергетическая.)

Жир также является механической защитой от внешних воздействий, следовательно, (кожа – подушка.)

Плохо проводит тепло, поэтому упитанные мёрзнут зимой меньше, следовательно, (кожа – одеяло.)

Кроме потовых около волосяных сумок находятся сальные железы – 15 см3. (магнитная доска). Они вырабатывают кожное сало, служащее водоотталкивающей смазкой для кожи и волос, предотвращает образование трещин (их нет на ладонях и подошвах.)

Лабораторный опыт № 2.

1. Лезвие потереть подушками пальцев и положить на поверхность воды в кристаллизатор – оно не тонет.

2. Лезвие протереть с помощью мыла и опустить на воду – оно тонет.

вывод: Сало имеет водоотталкивающее свойство.

- Почему сало время от времени необходимо удалять? (с грязью закупориваются поры.)

Работа с тетрадью на печатной основе.

Задание № 146

Сформулируйте функции кожи

- Почему же она крепостная стена? Что она ограничивает?

1. ограничительная.

2. защитная.

3. выделительная.

4. терморегуляционная.

5. дыхательная.

6. запасающая.

7. энергетическая.

8. чувствительная.

9. образовательная (витамин Д)

10. водоотталкивающая

- Следовательно, почему кожа – это орган трудоголик? (выполняет очень много функций.)

Задание № 145.

Развивающее задание на внимательность

1 вариант: стр. 178 в учебнике прочитать до слов: кожа – орган теплоотдачи.

Задание: подсчитать количество букв “Р”.

- Почему погиб мальчик?

2 вариант: стр. 179 в учебнике прочитать: повышение температуры тела при заболевании.

Задание: подсчитать количество слов “температура”.

- О чём свидетельствует повышение температуры при заболевании?

Сообщения учащихся.

Ногтям и волосам издавна приписывают магические свойства. В Средней Азии и Персии считали, что в ногтях прячется душа, т. к. они долго не гниют. Волосы растут вечером, а ночью нет. У мужчин растут 3 года, а у женщин – 10 лет. В волосах людей умственного труда много меди и цинка. В седых волосах присутствует никель и воздух.

В средневековой Европе большое родимое пятно считалось печатью сатаны. Во времена Французской революции, один из новорождённых имел родимое пятно в виде будёновки. Поэтому матери ребёнка выписали пожизненную пенсию.

3. Закрепление.

Сопоставьте на магнитной доске демонстрационные карточки с числовыми параметрами кожи, с их словесными обозначениями.

Площадь кожи 1,7 – 2 м. 2
Общий вес кожи 2 – 3 кг.
Количество рецепторов 2 млн.
Количество болевых рецепторов 1,5 млн.
Количество тепловых рецепторов 30 тыс.
Количество холодовых рецепторов 250 тыс.
Цикл клетки эпидермиса 20 дней.
Количество сальных желёз 15 см. 3
Количество потовых желёз 100 см. 3

4. Домашнее задание. Ответить на вопросы учебника на стр. 180.