Задачи:
- Закрепить и проконтролировать усвоение темы: выделение.
- Сформировать представление о строении кожи и её функциях.
- Развивать наблюдательность при проведении опытов. Уметь объяснять результаты, делать выводы.
- Развивать логическое мышление, внимательность.
Оборудование:
1. Карточки для динамического пособия:
- крепостная стена;
- орган – трудоголик;
- рубашка, которая ближе к телу;
- самый крупный орган осязания;
- орган – подушка;
- орган – одеяло.
2. Планшет для карточек с прозрачными кармашками.
3. Кристаллизатор с водой; лезвие; мыло; демонстрационный столик.
4. Таблица: Строение кожи.
5. Демонстрационные корточки:
- 2 – 3 кг.
- 1,7 – 2 м2.
- 20 дней.
- 2 млн.
- 1,5 млн.
- 30 тыс.
- 250 тыс.
- 100 см. 3
- 15 см3.
Ход урока
1. Контроль знаний.
Диктант.
а) Назовите дополнительные органы выделения. (лёгкие, кожа.)
б) Как называется структурная и функциональная единица почки? (нефрон.)
в) Как называется жидкость, по составу напоминающая кровь, только без клеток крови и белков? (первичная моча.)
г) К выделительной системе относятся: почки, мочеточники, мочеиспускательный канал. Что не названо? (мочевой пузырь.)
д) Назовите функцию мочеточников. (транспортная.)
е) Сколько этапов содержит процесс образования мочи? (два.)
ж) Что играет роль фильтра в почках? (стенки капилляров и капсулы нефронов)
з) Как называется жидкость с высокой концентрацией мочевины и мочевой кислоты (вторичная моча.)
2. Основная часть.
А) Постановка учебной темы.
- Посмотрите на эти понятия: (читаю по динамической таблице.)
- крепостная стена.
- орган – трудоголик.
- рубашка, которая ближе к телу.
- орган – подушка.
- орган – одеяло.
- Как вы думаете, о каком органе идёт речь? (о коже.)
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (строение кожи и её функции.)
Б) Решение учебной проблемы.
В целом, вес кожи составляет 2 – 3 кг. (ставлю соответствующую карточку на магнитную доску.) Её площадь составляет 1,7 – 2. м2. (магнитная доска.)
- Посмотрите на таблицу, сколько слоёв кожи можно выделить? (три.)
Первый слой называется эпидермис. (термин появляется на доске.)
В его нижних слоях есть специальные клетки, производящие меланин – пигмент, определяющий цвет кожи. Так как происходит трение об окружающие предметы, перепады температуры и влажности, следовательно, эпителий многослойный и обновляющийся. Самый главный пласт – делящиеся клетки, новые клетки выталкиваются наверх и твердеют. Толщина эпидермиса была бы метр, но клетки погибают и сшелушиваются. Полный цикл клетки составляет 20 дней. (магнитная доска.)
Второй слой называется дерма. Он придаёт коже прочность и эластичность, следовательно, лоскут кожи можно растянуть в 5-6 раз. Дерма вдаётся в эпидермис в виде сосочков, внутри которых находятся кровеносные и лимфатические сосуды, рецепторы и их скопления – биологически активные точки. Кожа имеет определённый рисунок, изучением которого занимается дактилоскопия. В местах наибольшего растяжения образуются складки (локти, колени – кожа собрана в “гармошку”).
Рецепторов в коже 2 млн. (магнитная доска).
- болевых 1,5 млн.
- температурных: - тепловых 30 тыс.
- холодовых 250 тыс.
- давления (осязания) 500 тыс. (магнитная доска.)
Лабораторный опыт № 1.
- Дотроньтесь карандашом до волос головы, а затем уберите карандаш. Ощутили ли вы оба движения?
- Дотроньтесь и держите карандаш. Ощущаете ли вы прикосновение?
вывод: Рецепторы воспринимают только изменение положения.
- Почему не ощущается шляпа, надетая на голову? (Она неподвижно фиксирует волосы.)
Третий слой – подкожная клетчатка.
Жировая ткань располагается по ячейкам, спинки которой образует соединительная ткань, которая связывает дерму и органы глубже лежащие, следовательно, кожа может немного сдвигаться, но с места её оттянуть невозможно. На границе с дермой располагаются потовые железы- 100. см3. (магнитная доска.)
Физкультурная пауза.
- Почему некоторые из вас вспотели?
- Какую функцию несёт в себе потоотделение? (терморегуляция)
- За счёт жира можно получать энергию? (да.)
- Значит, какая ещё функция свойственна коже? (энергетическая.)
Жир также является механической защитой от внешних воздействий, следовательно, (кожа – подушка.)
Плохо проводит тепло, поэтому упитанные мёрзнут зимой меньше, следовательно, (кожа – одеяло.)
Кроме потовых около волосяных сумок находятся сальные железы – 15 см3. (магнитная доска). Они вырабатывают кожное сало, служащее водоотталкивающей смазкой для кожи и волос, предотвращает образование трещин (их нет на ладонях и подошвах.)
Лабораторный опыт № 2.
1. Лезвие потереть подушками пальцев и положить на поверхность воды в кристаллизатор – оно не тонет.
2. Лезвие протереть с помощью мыла и опустить на воду – оно тонет.
вывод: Сало имеет водоотталкивающее свойство.
- Почему сало время от времени необходимо удалять? (с грязью закупориваются поры.)
Работа с тетрадью на печатной основе.
Задание № 146
Сформулируйте функции кожи
- Почему же она крепостная стена? Что она ограничивает?
1. ограничительная.
2. защитная.
3. выделительная.
4. терморегуляционная.
5. дыхательная.
6. запасающая.
7. энергетическая.
8. чувствительная.
9. образовательная (витамин Д)
10. водоотталкивающая
- Следовательно, почему кожа – это орган трудоголик? (выполняет очень много функций.)
Задание № 145.
Развивающее задание на внимательность
1 вариант: стр. 178 в учебнике прочитать до слов: кожа – орган теплоотдачи.
Задание: подсчитать количество букв “Р”.
- Почему погиб мальчик?
2 вариант: стр. 179 в учебнике прочитать: повышение температуры тела при заболевании.
Задание: подсчитать количество слов “температура”.
- О чём свидетельствует повышение температуры при заболевании?
Сообщения учащихся.
Ногтям и волосам издавна приписывают магические свойства. В Средней Азии и Персии считали, что в ногтях прячется душа, т. к. они долго не гниют. Волосы растут вечером, а ночью нет. У мужчин растут 3 года, а у женщин – 10 лет. В волосах людей умственного труда много меди и цинка. В седых волосах присутствует никель и воздух.
В средневековой Европе большое родимое пятно считалось печатью сатаны. Во времена Французской революции, один из новорождённых имел родимое пятно в виде будёновки. Поэтому матери ребёнка выписали пожизненную пенсию.
3. Закрепление.
Сопоставьте на магнитной доске демонстрационные карточки с числовыми параметрами кожи, с их словесными обозначениями.
Площадь кожи | 1,7 – 2 м. 2 |
Общий вес кожи | 2 – 3 кг. |
Количество рецепторов | 2 млн. |
Количество болевых рецепторов | 1,5 млн. |
Количество тепловых рецепторов | 30 тыс. |
Количество холодовых рецепторов | 250 тыс. |
Цикл клетки эпидермиса | 20 дней. |
Количество сальных желёз | 15 см. 3 |
Количество потовых желёз | 100 см. 3 |
4. Домашнее задание. Ответить на вопросы учебника на стр. 180.