Обобщающий урок литературного чтения по теме "Календарь природы в стихах Ф.И.Тютчева"

Разделы: Начальная школа


Цели: формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира; развивать навыки выразительного чтения; развивать творческие способности; воспитывать интерес к чтению русской поэзии и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: портрет Тютчева и выставка его книг, иллюстрации к стихам и картины художников, кроссворд, столик, свечи, музыкальное сопровождение (Чайковский “Времена года”, Рахманинов “Весенние воды”), призы.

 Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Дети, сегодня к нам на урок пришли гости: родители и амурский поэт Потапенко Василий Семенович. Давайте поздороваемся с ними.

А теперь закройте глаза. Послушайте музыку Чайковского “Времена года”. Представьте, что передает эта музыка.

Откройте глаза. Какое настроение у вас после прослушивания музыки?

Дети. Чувство радости, счастья, наслаждения.

У. О чем эта музыка?

Д. В чудной мелодии, в вихре звуков вырисовывается красота, мощь русской природы.

 II. Сообщение темы урока

У. Посмотрите на картины художников и на картины, созданные вами. Не великолепна ли природа?

Д. Великолепна!

У. Красоту русской природы воспевали не только композиторы и художники. Она вдохновила многих поэтов на создание чудесных стихов.

Сегодня наш урок посвящен одному из таких поэтов. Отгадав этот кроссворд, вы узнаете его имя. В приведенных поэтических строках вы должны вставить пропущенное слово. Для этого нужно быть внимательным и, конечно, знать стихи этого поэта.

Учитель читает отрывки из произведений Тютчева, дети отгадывают пропущенные слова, которые по ходу вставляются в кроссворд.

    1. Еще в полях … …снег,
      А воды уж весной шумят
    2. Чародейкою … …
      Околдован, лес стоит
    3. Они … … во все концы:
      “Весна идет, весна идет!”
    4. Люблю грозу в … … мая,
      Когда весенний, первый гром,
    5. И все засуетилось,
      Все нудит Зиму вон,
      И жаворонки в … …
      Уж подняли трезвон.
    6. Пусть сосны и ели
      … … зиму торчат,
      В снега и метели
      Закутавшись, спят.

 У.Молодцы! Вы знаете стихи поэта (хором) Тютчева. И сегодня наш урок посвящен Ф. И. Тютчеву. Эпиграфом к уроку мы взяли слова Л. Н. Толстого “Без Тютчева нельзя жить”.

На доске:

Без Тютчева нельзя жить!

 III. Вводная часть.

У.О чем пишет Тютчев?

Д. О природе.

У. Посмотрите и прочитайте эти слова. Как вы их понимаете?

На доске:

Природа – глазами души.

Д. Поэт пропускает красоту природы через свою душу и выражает ее в художественном слове.

У. Для того, чтобы войти в историю литературы, достаточно было Тютчеву единственной книги стихов, но каких, чтобы его помнили через сотни лет!

Он блистал, как сын природы,
Играя взглядом и умом,
Блистал, как летом блещут воды,
Как месяц блещет над холмом.
И сны Венеции прекрасной,
И грустной Родины привет –
Все отражалось в слове ясном
И порождало в жизни свет.

Так о Тютчеве писал Н. Рубцов. А что вы знаете о Тютчеве? Давайте вспомним его биографию.

Ученик 1. Ф. И. Тютчев родился в богатой семье. Он был очень способным мальчиком. В 14 лет он написал первое стихотворение, а через год стал студентом университета.

Ученик 2. После окончания университета Тютчев уехал дипломатом в Германию, где прожил 22 года. Но он никогда не забывал о своей Родине, тосковал по ней, вспоминал дорогие сердцу места.

 IV. Конкурс чтецов

У. Много своих произведений Тютчев посвятил Родине, природе, временам года.

Зиму он называл “злой старухой”, которая “злиться”, “хлопочет”, “бесится”. Как вы думаете почему?

Д. Не хочется зиме уходить, она сражается с весной.

У. Да но, увы, прошла ее пора. Об этом нам прочитает … … стих “Зима недаром злиться”.

Я хочу вас предупредить, что стихи оцениваются. А мы попросим быть жюри наших гостей.

Ученик читает стихотворение.

У. И вот уже тает снег, бегут по земле первые ручьи. Кажется, в этих строках говорит сама весна. Недаром композитор Сергей Рахманинов хрустальную мелодию весны передал в одном из самых известных романсов на стихи Тютчева “Весенние воды”.

Дети слушают романс, а затем ученик читает стихотворение “Весенние воды”.

У. А следующее замечательное стихотворение с детства знают все. Тютчев написал его, когда был молодой. Оно называется “Весенняя гроза”. Вспомните его и скажите, какая картина грозы описана?

Д. Радостная, светлая.

У. Молодцы! Действительно, природа наслаждается, играет, ликует.

Чтение стихотворения хором.

V. Физкультминутка

Давайте немного отдохнем.

Дети выполняют упражнения и проговаривают хором:

Рукавом махнем мы раз –
И зима летит тот час!
Рукавом махнем мы два –
На дворе, глядишь, весна!
Третий раз скорей махнем –
Лето, как тебя мы ждем!
Мы махнем в четвертый раз –
Осень радует уж нас!

У. А в следующем произведении мы с вами увидим описание летней грозы, где автор показывает озорное буйство природы, в самом расцвете сил, ее размах, безумие, напор.

Ученик читает стихотворение “Как весел грохот летних бурь”.

У. У вас хорошее настроение?

Д. Да!

У. Почему оно у вас хорошее?

Д. Потому что интересный урок.

У. Правильно, у нас урок получается как праздник!

Есть в творчестве Ф. Тютчева стихотворение, которое высоко ценил Л. Н. Толстой. Он отмечал необыкновенную точность поэта в употреблении и глубоком значении слов, над которыми мы часто не задумываемся. Ну, кто из нас по отношению к осенней полевой борозде скажет слово “праздная”? А Ф. Тютчев одним словом сказал, что в поле закончены все работы и оно отдыхает. Давайте послушаем стихотворение “Есть в осени первоначальной”.

Ученик читает стих.

У. Какое время идет после осени?

Д. Зима.

У. Вот она в стихах Тютчева вошла “грустной сказкой”, похожей на сон. В красоте зимнего заснеженного леса нет настоящей жизни: лес “холоден”, он “не мертв и не жив”. Об этом говориться в стихотворении “Чародейкою зимою”.

Ученик читает стихотворение.

У. Итак, мы увидели, что Тютчев отзывался стихами на каждое сильное впечатление, будь то звездное небо, любовь, дерево, смена времен года; вся его жизнь была переложена на стихи. Он был поэтом от Бога!

На доске:

Поэт от Бога.

У. К нам в гости пришел поэт г. Амурска Потапенко С. В., он прочитает стих в честь памяти Ф. И. Тютчева.

Приглашенный поэт читает стих “Поэт от Бога”.

VI. Проверка домашнего задания.

У. Вернемся к эпиграфу нашего урока “Без Тютчева нельзя жить”. Почему?

Д. Он нас учит любить и видеть красоту природы, понимать слово.

У. Сейчас мы докажем это. На дом вам было задано продолжить строчку на тему зимы.

На доске:

Ах ты, зимушка – зима!

У. Давайте посмотрим, что из этого у вас получилось. (Приложение 1)

 VII. Итог урока.

У.

Мы вас благодарим за эту встречу
И, в верности поэзии клянясь,
На стол поставим тютчевские свечи
Чтоб свет во тьме, как прежде, не погас!
Он жил, огонь поэзии прекрасной!
И никому не погасить его вовек!
И с нами Тютчев,
Мудрый, гордый, страстный,
Вступает в 21 век!

Учитель зажигает свечи, звучит музыка.

У. Я думаю, что после нашего урока вы не будете никогда пропускать в тексте описание природы, а наоборот остановитесь, призадумаетесь и восхититесь.

Подведение итогов конкурса чтецов, вручение призов.