Инетгрированный урок по русскому языку в 5-м классе на тему "Буквы Е/И в окончаниях имен существительных в единственном числе"

Разделы: Русский язык


Тип урока:

комбинированный (систематизация изученного и контроль качества знаний).

Форма:

интегрированный урок с применением компьютерной программы

Метод:

исследовательский, решение нетиповых ситуаций

Цели урока:

Обучающая:

  • обучение составлению алгоритма выбора гласной е/и в окончаниях имен существительных в единственном числе;
  • отработка навыка применения данного алгоритма с использованием современных технологий;
  • проверка качества усвоения учащимися орфограммы.

Развивающие:

  • создание мотивационной основы для восприятия учебного материала;
  • развитие связной речи учащихся, мышления.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения,
  • уважения к собеседнику и учителям;
  • воспитание интереса к русскому языку и информатике.

Оборудование:

  • схемы алгоритмов,
  • опорные таблицы “Морфологический разбор имени существительного”;
  • сигнальные карточки е/и,
  • “светофор”.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.
  2. Вступительное слово.
  3. - Сегодня у нас не совсем обычный урок: попробуем соединить, казалось бы, несоединимые предметы: русский язык и информатику.

    Запишите число: Шестнадцатое марта.

    (на экране число с подчёркнутыми буквами и текст)

    Март – первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.

    - Прочитайте слово с выделенным окончанием и сформулируйте цель урока.

    На экране читаем

    Цель урока – научиться при помощи алгоритма различать окончания е/и у существительных в единственном числе.

  4. Подготовка к восприятию алгоритма.
  1. По карточке “Получи “оценку”!”
  2. Задание классу: сравнить предложения, подчеркнуть орфограммы.

Набухли берёзовые почки, и на_лесной поляне показались подснежники.

Сердце дрогнуло и радостно замерло.

(После ответа на экране показываются предложения с буквами и знаками).

По карточке “Получи “оценку”!”. (Содержание карточки – на экране)

  1. Расскажи о существительном как о части речи.
  2. Почему по-разному написаны слова:
  3. Раздался тихий плач. Не плачь, малыш.

    На экране алгоритм:

    Работа оценивается.

  4. Используя опорную схему, разберите существительное на поляне как часть речи.

На экране:

III. Синтаксическая роль.

    После ответа.

    - Знание морфологических признаков помогает выбрать правильное написание е/и

    На экране: На поляне – 1 скл., П.п.

  1. Восстановление алгоритма.

- Вспомните алгоритм правописания е/и в окончании имён существительных.

(После ответа ученика на экране появляется алгоритм)

  1. Поставь имя существительное в именит. падеже ед.ч.
  2. Оканчивается ли слово на –ИЙ, -ИЯ, -ИЕ?

4. Узнай падеж

Родительный - И
Дательный - Е
Предложный - Е

V. Применение алгоритма в практической деятельности детей.

  1. - Вставить пропущенные буквы.

На экране:

вдоль дорог_
запах полын _
участвовать в соревновании_
быть на лекции _
идти по тропинк_ к станции_
говорил о воспитании_
по чудесной алле_
на территории_ Азии_

Дети по цепочке объясняют, почему выбрали букву.

Например: вдоль дороги/е.

  1. В этом слове есть орфограмма, так как есть выбор написания е/и. Ставлю существительное в именительный падеж единственное числодорога.
  2. На –ий, -ия, -ие не оканчивается.
  3. Это существительное 1-ого склонения.
  4. Надо определить ещё падеж – это родительный.
  5. У существительных 1-го склонения в родительном падеже пишется –И, а не – Е

(На экране после объяснения появляется буква, которую надо написать.)

  1. - Сигнальными карточками е/и покажи, какую гласную надо написать в окончании существительного.
  2. - С этими словами вы встретитесь, выполняя домашнюю работу.

  3. Дома: № 728
  4. Восстановите алгоритм в памяти. Приготовьтесь работать с перфокартами И Е
  • О волнении
  • В сопротивлении
  • По астрономии
  • О развлечении
  • Об ударении
  • На площади
  • На площадке
  • На лошадке
  • На берёзе

На экране:

- Кому из писателей принадлежат слова:

(На экране):

Рыбе – вода,
Птице – воздух,
Зверю – лес и горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит: охранять Родину.

Дети отвечают, что эти слова принадлежат М.М.Пришвину.

- Кто помог выполнить задание?

(На экране): портрет М.М.Пришвина (Рисунок 4)

Рис. 4

- С творчеством писателя вам ещё предстоит познакомиться.

(На экране): Иллюстрации из произведения М.М.Пришвина “Кладовая солнца”

(Рисунки 1, 2, 3)

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошл_ в средней полос_ Росси_. Его семья жила в усадьбе около деревн_. Здесь от деревн_ к деревн_тянутся леса, поля, сады с чудесными р_стениями. Берега рек зар_сли плакучей ивой.С охотничьим ружьём и зап_сной книжкой п_бывал Пришвин на Урал_, в Сибир_, в Карелии_. Он открыл в пр_род_ много тайн и п_дарил их своим читателям.

На экране текст о М.Пришвине.

- Внимательно прочитайте текст, приготовьтесь к самостоятельной работе.

  1. Проверка качества знаний.
  1. Содержание самостоятельной работы демонстрируется на экране.
  2. Раздаются карточки и контрольные листы.
  3. На карточке в течение 1 минуты расставляются буквы и знаки.
  4. Работа по контрольным листам продолжается 8-9 минут
  5. Контрольные листы сдаются экспертной группе на проверку.
  1. Самопроверка.
  1. На экране постепенно расставляются буквы и знаки.
  2. Дети видят свои ошибки, исправляют их на карточках. Получают задания поработать с лицевыми счетами ошибок.
  1. Экспертная группа объявляет результаты, отмечая высокое знание детей по теме, изученной на уроке.
  2. В конце урока дети получают в подарок игру “Собери весенний букет”
  3. ВАНЧИКИОДУ

    ДЫШИЛАН

    КИФИАЛ

    КИЛЬВАСИ

  4. Урок окончен.

Приложение