Тип урока:
комбинированный (систематизация изученного и контроль качества знаний).
Форма:
интегрированный урок с применением компьютерной программы
Метод:
исследовательский, решение нетиповых ситуаций
Цели урока:
Обучающая:
- обучение составлению алгоритма выбора гласной е/и в окончаниях имен существительных в единственном числе;
- отработка навыка применения данного алгоритма с использованием современных технологий;
- проверка качества усвоения учащимися орфограммы.
Развивающие:
- создание мотивационной основы для восприятия учебного материала;
- развитие связной речи учащихся, мышления.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения,
- уважения к собеседнику и учителям;
- воспитание интереса к русскому языку и информатике.
Оборудование:
- схемы алгоритмов,
- опорные таблицы “Морфологический разбор имени существительного”;
- сигнальные карточки е/и,
- “светофор”.
ХОД УРОКА
- Организация класса.
- Вступительное слово.
- Подготовка к восприятию алгоритма.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок: попробуем соединить, казалось бы, несоединимые предметы: русский язык и информатику.
Запишите число: Шестнадцатое марта.
(на экране число с подчёркнутыми буквами и текст)
Март – первый весенний месяц. Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.
- Прочитайте слово с выделенным окончанием и сформулируйте цель урока.
На экране читаем
Цель урока – научиться при помощи алгоритма различать окончания е/и у существительных в единственном числе.
- По карточке “Получи “оценку”!”
- Задание классу: сравнить предложения, подчеркнуть орфограммы.
Набухли берёзовые почки, и на_лесной поляне показались подснежники.
Сердце дрогнуло и радостно замерло.
(После ответа на экране показываются предложения с буквами и знаками).
По карточке “Получи “оценку”!”. (Содержание карточки – на экране)
- Расскажи о существительном как о части речи.
- Почему по-разному написаны слова:
- Используя опорную схему, разберите существительное на поляне как часть речи.
Раздался тихий плач. Не плачь, малыш.
На экране алгоритм:
Работа оценивается.
На экране:
III. Синтаксическая роль.
- Восстановление алгоритма.
После ответа.
- Знание морфологических признаков помогает выбрать правильное написание е/и
На экране: На поляне – 1 скл., П.п.
- Вспомните алгоритм правописания е/и в окончании имён существительных.
(После ответа ученика на экране появляется алгоритм)
- Поставь имя существительное в именит. падеже ед.ч.
- Оканчивается ли слово на –ИЙ, -ИЯ, -ИЕ?
4. Узнай падеж
Родительный - И
Дательный - Е
Предложный - Е
V. Применение алгоритма в практической деятельности детей.
- - Вставить пропущенные буквы.
На экране:
вдоль дорог_
запах полын _
участвовать в соревновании_
быть на лекции _
идти по тропинк_ к станции_
говорил о воспитании_
по чудесной алле_
на территории_ Азии_
Дети по цепочке объясняют, почему выбрали букву.
Например: вдоль дороги/е.
- В этом слове есть орфограмма, так как есть выбор написания е/и. Ставлю существительное в именительный падеж единственное число – дорога.
- На –ий, -ия, -ие не оканчивается.
- Это существительное 1-ого склонения.
- Надо определить ещё падеж – это родительный.
- У существительных 1-го склонения в родительном падеже пишется –И, а не – Е
(
На экране после объяснения появляется буква, которую надо написать.)- - Сигнальными карточками е/и покажи, какую гласную надо написать в окончании существительного.
- Дома: № 728
- Восстановите алгоритм в памяти. Приготовьтесь работать с перфокартами И Е
- С этими словами вы встретитесь, выполняя домашнюю работу.
- О волнении
- В сопротивлении
- По астрономии
- О развлечении
- Об ударении
- На площади
- На площадке
- На лошадке
- На берёзе
На экране:
- Кому из писателей принадлежат слова:
(На экране):
Рыбе – вода,
Птице – воздух,
Зверю – лес и горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит: охранять Родину.
Дети отвечают, что эти слова принадлежат М.М.Пришвину.
- Кто помог выполнить задание?
(На экране): портрет М.М.Пришвина (Рисунок 4)
Рис. 4
- С творчеством писателя вам ещё предстоит познакомиться.
(На экране): Иллюстрации из произведения М.М.Пришвина “Кладовая солнца”
(Рисунки 1, 2, 3)
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
О Михаиле Пришвине.
Детство и юность Пришвина прошл_ в средней полос_ Росси_. Его семья жила в усадьбе около деревн_. Здесь от деревн_ к деревн_тянутся леса, поля, сады с чудесными р_стениями. Берега рек зар_сли плакучей ивой.С охотничьим ружьём и зап_сной книжкой п_бывал Пришвин на Урал_, в Сибир_, в Карелии_. Он открыл в пр_род_ много тайн и п_дарил их своим читателям.
На экране текст о М.Пришвине.
- Внимательно прочитайте текст, приготовьтесь к самостоятельной работе.
- Проверка качества знаний.
- Содержание самостоятельной работы демонстрируется на экране.
- Раздаются карточки и контрольные листы.
- На карточке в течение 1 минуты расставляются буквы и знаки.
- Работа по контрольным листам продолжается 8-9 минут
- Контрольные листы сдаются экспертной группе на проверку.
- Самопроверка.
- На экране постепенно расставляются буквы и знаки.
- Дети видят свои ошибки, исправляют их на карточках. Получают задания поработать с лицевыми счетами ошибок.
- Экспертная группа объявляет результаты, отмечая высокое знание детей по теме, изученной на уроке.
- В конце урока дети получают в подарок игру “Собери весенний букет”
- Урок окончен.
ВАНЧИКИОДУ
ДЫШИЛАН
КИФИАЛ
КИЛЬВАСИ