Урок химии в 11-м классе на тему "Основные понятия химии"

Разделы: Химия

Ключевые слова: вещество, атом, молекула, моль, атомно-молекеулярное учение


Урок №1

Тип урока – работа с информационным текстом

При построении этого урока используются приемы и методы технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”

Одно из основных положений технологии РКЧМП – следование 3 фазам:

Вызов – Осмысление новой информации (смысловая фаза) – Рефлексия.

Хорошо усваивается актуальная информация, стимулирование интереса к новому знанию происходит через извлечение уже известного и выяснение появившихся вопросов.

Цели и задачи:

  • вспомнить и систематизировать знания по теме “Основные понятия химии”
  • продолжить развитие умения самостоятельно добывать знания
  • создать возможность учащимся оценить свои знания, сопоставив их с новой информацией
  • развитие умения работать с текстом, ставить вопросы
  • развитие внимательности
  • развитие памяти и речи
  • развитие умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы
  • развитие умения удерживать одновременно несколько смыслов сложных событий, явлений, текстов, высказываний и т.п.

  • развитие умения получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать её для достижения целей и собственного развития;

  • дальнейшее развитие умения схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты, идеи и рассуждения, типологизировать, систематизировать их;

  • дальнейшее развитие умения проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своём развитии.

  • строить коммуникацию с другими людьми - вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

Построение урока

Вызов – мозговой штурм, кластер - графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.

Осмысление – “инсерт”. “Инсерт” – прием маркировки текста значками:

“v” - это известно – знаю;

“-” - противоречит представлениям читающих – вызывает сомнение, думал иначе

“+” - интересно и неожиданно – новое для меня;

“?” - необходимо узнать это более подробно – не понял, есть вопросы, требуется дополнительная информация, толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.

Рефлексия – возвращение к кластеру.

Ход урока

Вызов

Вопросы

- что является предметом изучения химии

- современная химия настолько разнообразна как по объектам, так и по методам исследования, что многие ее разделы представляют собой самостоятельные науки. Назовите основные разделы химии (органическая и неорганическая, физическая химия и химическая физика, биохимия, геохимия, космическая химия, математическая химия и т.д.)

- какие законы и теории составляют основу химии (АМУ, теория строения атомов и молекул, закон сохранения массы и энергии, периодический закон). Учащимся предлагается вспомнить основные положения АМУ и основные понятия химии.

По ходу обсуждения учитель или ученик на доске оформляет кластер.

Заканчивается фаза вызова предложением прочитать текст, используя известные значки маркировки.

Стадия осмысления – читая текст, учащиеся делают пометки карандашом, используя ключевые слова и фразы, заполняют таблицу с графами: знал, новое, сомневаюсь, толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.

Текст для учащихся.

Основные понятия химии. Атомно-молекулярное учение.

А) История создания АМУ

Древнегреческие ученые

Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций

1 этап – рождение теории, создание идеи о существовании атомов.

1.Все состоит из атомов и пустоты.

2.Многообразие веществ – формы различного сочетания атомов.

 
Пьер Гассенди Молекула – качественно новое образование, созданное путем соединения нескольких атомов.  
Роберт Бойль, Эдм Мариотт 2 этап – первое экспериментальное подтверждение теории в опытах со сжатым газом.

Дискретность вещества.

 
М.В.Ломоносов -Атомы активно движутся и взаимодействуют.

-Простые и сложные вещества.

 
Д.Дальтон 3 этап – открытие возможности соединения атомов в молекулы.

-определение атомного и молекулярного веса

-атом – мельчайшая частица химического элемента

-закон кратных отношений.

 
А.Авогадро Установил, что молекулы газообразных простых веществ двухатомны. Равное число молекул содержится в одинаковых объемах различных газов при одинаковых условиях.

Установление формул газообразных простых веществ

 
Станислао Каницарро

(1826-1910)

Предложил определения атома и молекулы, внес полную ясность в понятия “атомный вес” и “молекулярный вес”  
1 Международный конгресс химиков (сентябрь 1860) Разграничение между понятиями “атом”, “молекула”, “химический элемент”, сформулированы основные понятия атомно-молекулярной теории.  

Б) Основные положения АМУ

1.Все вещества состоят из молекул (физические свойства вещества обусловлены поведением большого числа молекул и действием межмолекулярных сил).

2.Молекулы состоят из атомов, соединенных в определенной последовательности.

3.Молекулы и атомы находятся в непрерывном, хаотичном движении.

4.Молекулы простых веществ состоят из атомов одного вида, сложных – разных видов.

5.В ходе химической реакции происходит изменение состава молекул и перегруппировка атомов, в результате чего образуются молекулы новых химических соединений.

В основе – принцип дискретности, всякое вещество не является чем-то сплошным.

В) Основные понятия химии

Понятие

Определение

Количественная характеристика

Классификация

Вещество Один из видов материи, который характеризуется массой покоя. Совокупность атомов, молекул, ионов, радикалов, находящихся во взаимодействии.

 

Аллотропия – явление при котором один химический элемент образует несколько простых веществ (например О2 О3)

? Вещество:

1.Молекулярного состава

(газообразные, большинство органических веществ, неметаллы)

Немолекулярного состава

-атомное строение (алмаз)

-ионное (соли)

2.Простые и сложные.

3.Чистые вещества и смеси.

Атом Наименьшая частица химического элемента, обладающая его химическими свойствами.

Предел химической делимости материи.

Электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и электронов.

D= 2 * 10 -10

M = 10-27 – 10-25

Ar = m атома / 1/12 m ат. (C)

Металлы, неметаллы, переходные элементы.
Молекула Наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. Совокупность атомов, образующих определенную структуру посредством ковалентных химических связей. Записывается в виде химической формулы, которая показывает количественный и качественный состав молекулы. Мr = m молек. / 1/12 m ат(C) ?
Моль Количество вещества, содержащее столько структурных единиц, сколько их содержится в 0,012 кг изотопа углерода - 12 NA= 0,012 кг/ 1,993 * 10-26 кг = 6,02 * 1023 1/моль

Масса атома углерода = 1,993* 10-26 кг

n = m / M

n = V / Vm (при ну)

n = N / NA

 

-
Химический элемент Вид атомов с одинаковым зарядом ядра. ? Металлы и неметаллы.

Имеют несколько форм существования: свободные атомы, простые и сложные вещества

Ионы Заряженные частицы, у которых наблюдается дисбаланс между общим положительным зарядом ядра и числом электронов. ? Положительные ионы – катионы, отрицательные ионы - анионы
       

(в ходе обсуждения в группах заполняется таблица до конца)

Идет индивидуальная работа, а потом работа в мини-группах (4-5 человек), часть вопросов в ходе обсуждения снимается.

Фаза рефлексии – беседа с классом по вопросам:

1.Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?

2. Что из того, что вы прочитали, оказалось новой информацией?

3. Что вызвало сомнение или с чем вы не согласны?

4. Давайте озвучим толстые и тонкие вопросы и постараемся на них ответить.

Толстые вопросы – проблемные вопросы, требующие неоднозначного ответа:

-Дайте 3 объяснения, почему…?

-Объясните, почему…?

-Почему Вы думаете…?

-В чем различие…?

-Предположите, что будет если…?

Тонкие вопросы: Кто? Что? Когда? Может? Будет? Верно ли? Согласны ли вы?

В ходе обсуждения рассматриваются расчетные задачи - расчеты по химическим формулам с применением понятий “количество вещества”, “молярная масса”, расчет состава смесей по объемной или массовой доли.

В конце урока предлагается написать синквейн – стихотворение из 5 строк по строгим правилам:

  1. Тема, выраженная одним словом - Вещество;
  2. Описание темы двумя прилагательными;
  3. Описание действия в рамках темы 3 глаголами;
  4. Фраза из 4 слов, выражающая суть или отношение автора к теме;
  5. Одно слово – синоним к первому.

Домашнее задание: расчеты по химическим формулам с применением понятий “количество вещества”, “молярная масса”, расчет состава смесей по объемной или массовой доли.

2 урок “стехиометрические законы в химии” - строится по той же форме.