Урок №1
Тип урока – работа с информационным текстом
При построении этого урока используются приемы и методы технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”
Одно из основных положений технологии РКЧМП – следование 3 фазам:
Вызов – Осмысление новой информации (смысловая фаза) – Рефлексия.
Хорошо усваивается актуальная информация, стимулирование интереса к новому знанию происходит через извлечение уже известного и выяснение появившихся вопросов.
Цели и задачи:
- вспомнить и систематизировать знания по теме “Основные понятия химии”
- продолжить развитие умения самостоятельно добывать знания
- создать возможность учащимся оценить свои знания, сопоставив их с новой информацией
- развитие умения работать с текстом, ставить вопросы
- развитие внимательности
- развитие памяти и речи
- развитие умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы
развитие умения удерживать одновременно несколько смыслов сложных событий, явлений, текстов, высказываний и т.п.
развитие умения получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать её для достижения целей и собственного развития;
дальнейшее развитие умения схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты, идеи и рассуждения, типологизировать, систематизировать их;
дальнейшее развитие умения проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своём развитии.
- строить коммуникацию с другими людьми - вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
Построение урока
Вызов – мозговой штурм, кластер - графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.
Осмысление – “инсерт”. “Инсерт” – прием маркировки текста значками:
“v” - это известно – знаю;
“-” - противоречит представлениям читающих – вызывает сомнение, думал иначе
“+” - интересно и неожиданно – новое для меня;
“?” - необходимо узнать это более подробно – не понял, есть вопросы, требуется дополнительная информация, толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.
Рефлексия – возвращение к кластеру.
Ход урока
Вызов
Вопросы
- что является предметом изучения химии
- современная химия настолько разнообразна как по объектам, так и по методам исследования, что многие ее разделы представляют собой самостоятельные науки. Назовите основные разделы химии (органическая и неорганическая, физическая химия и химическая физика, биохимия, геохимия, космическая химия, математическая химия и т.д.)
- какие законы и теории составляют основу химии (АМУ, теория строения атомов и молекул, закон сохранения массы и энергии, периодический закон). Учащимся предлагается вспомнить основные положения АМУ и основные понятия химии.
По ходу обсуждения учитель или ученик на доске оформляет кластер.
Заканчивается фаза вызова предложением прочитать текст, используя известные значки маркировки.
Стадия осмысления – читая текст, учащиеся делают пометки карандашом, используя ключевые слова и фразы, заполняют таблицу с графами: знал, новое, сомневаюсь, толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.
Текст для учащихся.
Основные понятия химии. Атомно-молекулярное учение.
А) История создания АМУ
Древнегреческие ученые Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций |
1 этап – рождение теории,
создание идеи о существовании атомов. 1.Все состоит из атомов и пустоты. 2.Многообразие веществ – формы различного сочетания атомов. |
|
Пьер Гассенди | Молекула – качественно новое образование, созданное путем соединения нескольких атомов. | |
Роберт Бойль, Эдм Мариотт | 2 этап – первое
экспериментальное подтверждение теории в опытах
со сжатым газом. Дискретность вещества. |
|
М.В.Ломоносов | -Атомы активно движутся и
взаимодействуют. -Простые и сложные вещества. |
|
Д.Дальтон | 3 этап – открытие
возможности соединения атомов в молекулы. -определение атомного и молекулярного веса -атом – мельчайшая частица химического элемента -закон кратных отношений. |
|
А.Авогадро | Установил, что молекулы газообразных
простых веществ двухатомны. Равное число молекул
содержится в одинаковых объемах различных газов
при одинаковых условиях. Установление формул газообразных простых веществ |
|
Станислао Каницарро (1826-1910) |
Предложил определения атома и молекулы, внес полную ясность в понятия “атомный вес” и “молекулярный вес” | |
1 Международный конгресс химиков (сентябрь 1860) | Разграничение между понятиями “атом”, “молекула”, “химический элемент”, сформулированы основные понятия атомно-молекулярной теории. |
Б) Основные положения АМУ
1.Все вещества состоят из молекул (физические свойства вещества обусловлены поведением большого числа молекул и действием межмолекулярных сил).
2.Молекулы состоят из атомов, соединенных в определенной последовательности.
3.Молекулы и атомы находятся в непрерывном, хаотичном движении.
4.Молекулы простых веществ состоят из атомов одного вида, сложных – разных видов.
5.В ходе химической реакции происходит изменение состава молекул и перегруппировка атомов, в результате чего образуются молекулы новых химических соединений.
В основе – принцип дискретности, всякое вещество не является чем-то сплошным.
В) Основные понятия химии
Понятие |
Определение |
Количественная характеристика |
Классификация |
Вещество | Один из видов материи, который
характеризуется массой покоя. Совокупность
атомов, молекул, ионов, радикалов, находящихся во
взаимодействии.
Аллотропия – явление при котором один химический элемент образует несколько простых веществ (например О2 О3) |
? | Вещество: 1.Молекулярного состава (газообразные, большинство органических веществ, неметаллы) Немолекулярного состава -атомное строение (алмаз) -ионное (соли) 2.Простые и сложные. 3.Чистые вещества и смеси. |
Атом | Наименьшая частица химического
элемента, обладающая его химическими свойствами. Предел химической делимости материи. Электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и электронов. |
D= 2 * 10 -10 M = 10-27 – 10-25 Ar = m атома / 1/12 m ат. (C) |
Металлы, неметаллы, переходные элементы. |
Молекула | Наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. Совокупность атомов, образующих определенную структуру посредством ковалентных химических связей. Записывается в виде химической формулы, которая показывает количественный и качественный состав молекулы. | Мr = m молек. / 1/12 m ат(C) | ? |
Моль | Количество вещества, содержащее столько структурных единиц, сколько их содержится в 0,012 кг изотопа углерода - 12 | NA= 0,012 кг/ 1,993 * 10-26 кг = 6,02 * 1023
1/моль Масса атома углерода = 1,993* 10-26 кг n = m / M n = V / Vm (при ну) n = N / NA
|
- |
Химический элемент | Вид атомов с одинаковым зарядом ядра. | ? | Металлы и неметаллы. Имеют несколько форм существования: свободные атомы, простые и сложные вещества |
Ионы | Заряженные частицы, у которых наблюдается дисбаланс между общим положительным зарядом ядра и числом электронов. | ? | Положительные ионы – катионы, отрицательные ионы - анионы |
(в ходе обсуждения в группах заполняется таблица до конца)
Идет индивидуальная работа, а потом работа в мини-группах (4-5 человек), часть вопросов в ходе обсуждения снимается.
Фаза рефлексии – беседа с классом по вопросам:
1.Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
2. Что из того, что вы прочитали, оказалось новой информацией?
3. Что вызвало сомнение или с чем вы не согласны?
4. Давайте озвучим толстые и тонкие вопросы и постараемся на них ответить.
Толстые вопросы – проблемные вопросы, требующие неоднозначного ответа:
-Дайте 3 объяснения, почему…?
-Объясните, почему…?
-Почему Вы думаете…?
-В чем различие…?
-Предположите, что будет если…?
Тонкие вопросы: Кто? Что? Когда? Может? Будет? Верно ли? Согласны ли вы?
В ходе обсуждения рассматриваются расчетные задачи - расчеты по химическим формулам с применением понятий “количество вещества”, “молярная масса”, расчет состава смесей по объемной или массовой доли.
В конце урока предлагается написать синквейн – стихотворение из 5 строк по строгим правилам:
- Тема, выраженная одним словом - Вещество;
- Описание темы двумя прилагательными;
- Описание действия в рамках темы 3 глаголами;
- Фраза из 4 слов, выражающая суть или отношение автора к теме;
- Одно слово – синоним к первому.
Домашнее задание: расчеты по химическим формулам с применением понятий “количество вещества”, “молярная масса”, расчет состава смесей по объемной или массовой доли.
2 урок “стехиометрические законы в химии” - строится по той же форме.