МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ связи, которые осуществляет учитель на интегрированных уроках, способствуют повышению научности, доступности учебного материала, развивают познавательную деятельность. Интегрированный урок – тот, который охватывает изучение программированного материала по двум или более предметам, и на нем происходит разнообразное изучение нескольких наук по одной и той же теме.
Интегрированные уроки обеспечивают развитие заинтересованности и постепенный переход к самостоятельному творчеству.
Класс: 5
Количество учащихся: 20
Цели урока:
- Образовательная – на основе слова “части” связать целостность наук;
- Развивающая – активизировать мыслительную деятельность учащихся, используя разные виды творческой деятельности;
- Воспитывающая – воспитание чувства поддержки, взаимопонимания.
Задачи: слить работу над развитием мышления с русским языком, математикой, чтением; дать представление о взаимосвязях в окружающей деятельности.
Тип урока: интегрированный.
Форма проведения урока: урок-обобщение.
Оборудование: карточки.
Методы и педагогические приемы: учет возрастных особенностей учащихся, использование дидактических материалов, индивидуализация и дифференциация заданий для учащихся
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня необычный урок. Необычен он тем, что сразу несколько предметов встречаются вместе. Какие это предметы – решать вам, делая выводы, обобщая.
1. Устный счет.
- на каком уроке мы вычисляем устно? (на математике).
На доске задания.
- Найдите 2/3 числа от 15 А
- Найдите число, если его 7/8 составляют 49. И
- Какую часть число 8 составляет от числа 9 Ч
- Найдите 3/4 от числа 24 С
- Найдите число, если 2/3 его равны 30 Т
(дети решают примеры).
- Ребята, расположив ответы в порядке возрастания, получим слово и тему нашего урока (ЧАСТИ).
- Где в математике мы встречаемся с частями? (в действиях с дробями, ведь дробь – это часть числа).
- Где еще в курсе математике необходимы части? (в решении уравнений).
- Решаем уравнение:
Какими понятиями мы пользуемся в процессе решения уравнения? (целые, части).
- Назовите целое (неизвестное уменьшаемое).
- Назовите части (964 и 377, вычитаемое и разность).
- Как найти целое? (нужно сложить две части).
- Скажите правило с использованием компонентов дей1ствия вычитания (чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое).
- Запишите решение уравнения
х – 964 = 377
х = 964 +377
х = 1341
- Как убедиться, что мы решили верно? (нужно сделать проверку).
Где еще встречаются понятия: “части”? (в решении задачи, задача состоит из частей: условие, вопрос, решение, ответ).
2. Решаем задачу: на уроке русского языка было 28 человек. 3/4 учащихся выполняли разбор слов по составу, остальные – морфологический разбор слов. Сколько учащихся выполняли 1-е и 2-е задания?
1) 28 / 4 * 3 = 21 (чел.) – разбирали слова по составу;
2) 28 – 21 = 7 (чел.) – морфологический разбор.
Ответ: I – 21 человек, II – 7 человек.
3. Открываются схемы предложений:
простого и сложного предложений.
- Как объяснить эти схемы? (схема простого и сложного предложений).
Из скольких частей состоит сложное предложение? (из двух частей).
Учитель обращает внимание на то, что части сложного предложения взаимозависимые, и такое предложение можно разбить на два простых (речь идет о сложно-сочинительных предложениях).
- Придумайте предложения к этой схеме (дети придумывают свои предложения).
Учитель: Открывается еще одна схема:
Что за схема? (части слова)
- Из каких частей состоит слово?
(приставка, корень, суффикс, окончание).
- Придумайте слово к этой схеме.
Опять мы встретились с понятием “части” (части предложения, части слова)
- Какие еще части встречаются на уроках русского языка? (части речи).
4. На доске предложения (из рассказа К.Паустовского “Кот – ворюга”).
Учитель: На уроке русской литературы мы читали этот рассказ.
Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, которые падали с веток на тесовую крышу.
- Назовите слова, разной части речи (имена существительные, имена прилагательные, местоимения).
- Разные части речи встречаются в одном предложении и образуют единое целое. Обращаем внимание на то, что целое можно разбить на части, а часть – составляющая единица целого.
Учитель: Мы на уроке русской литературы. С какими частями мы встречаемся на уроке литературы? (части текста).
Рассказ “Кот-ворюга” разбит на четыре части. Детям предлагается составить план рассказа. Дети на листочках озаглавливают произведение, идет обсуждение наиболее точных заглавий. Анализируя произведение, выясняется, почему автор разбил текст на несколько частей (так как в каждой части содержится главная мысль). Далее дети вспоминают, на каких еще уроках встречается понятие “часть” (на уроках природоведения – части цветочного растения).
Учитель: Таким образом, интегративный подход помогает решению следующих задач:
- расширение информационной емкости урока;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- расширение кругозора, глубокое усвоение материала;
- повышение качества знаний;
- развитие творческих возможностей учащихся.
Интеграция представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, интеллектуального и эмоционального. Это влечет за собой необходимость гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе.