- Введение. Актуальность проблемы.
- Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия детского сада и семьи.
- Пути и формы решения современных проблем взаимодействия дошкольного учреждения с родителями.
- Выводы.
- Рекомендации
- Использованная литература.
1. В настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей.
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Сегодняшнее общество очень сложное. Оно насыщено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском очень трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, а особенно в дошкольном детстве, ведь детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Коллективу нашего дошкольного учреждения в последнее время все чаще приходится сталкиваться с рядом негативных тенденций: молодые родители не стремятся зарегистрировать свои отношения, браки через короткое время распадаются и дети растут в неполной семье.
Все чаще коллектив сталкивается с проблемой низкого образовательного уровня родителей (25% имеют среднее и неполное среднее образование).
Достаточно частыми становятся случаи запущенности ребенка в семье. В 2004-05 уч. году в ДОУ №46 7 детей находится на постоянном учете у общественного инспектора по охране прав детства.
Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Анализируя проблемы, с которыми я как руководитель сталкиваюсь в работе родителями следует, что все затруднения проистекают от одного общего – отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентностью.
Столкнувшись с этой проблемой, и попытавшись вскрыть причины приведшие учреждение к такой ситуации, выяснилось, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, не проявляют интереса к объединению усилий по воспитанию своих детей. Почти половина воспитателей ждет от взаимодействия с родителями гораздо большего. Это позволяет предположить, что воспитатели практически полностью соответствуют ожиданиям со стороны родителей, в то время как родители ожиданиям воспитателей соответствуют в значительно меньшей степени, т.е. взаимодействие родителей и воспитателей в определенной мере носят односторонний характер.
Проанализировав трудности которые педагогический коллектив испытывал в общении с родителями в предыдущие годы, я не раз задумывалась как направить деятельность родителей и педагогов в интересах их детей, как сделать ее успешной.
Приступая к работе в новом учебном году, коллектив счёл целесообразным принять следующие принципы взаимодействия с родителями:
Только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; необходимо с уважением и вниманием относиться к родителям.
Всегда следует помнить о том, что ребенок уникальная личность. Недопустимо сравнивать его с другими детьми, мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участи в жизни группы.
Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.
Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.
Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
Приняв к работе данные принципы, и родителям и педагогам пришлось исключить авторитарные методы воспитания, внедряя, заинтересованный подход к взаимодействию друг с другом. Но оказалась, что это не так просто. Обе стороны оказались не достаточно подготовленными к такому переходу. Родители из-за отсутствия психолого-педагогической культуры, а воспитатели из-за недостаточного владения знаниями о специфике тех или иных форм общения с родителями и несоблюдением основных требований к их организации.
Обращаясь к психологу ДОУ, родители очень часто подчеркивают, что им не хватает времени на выполнение всего того, что необходимо ребенку. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что у современных родителей нет избытка времени. Однако наблюдения показывают, что увеличение того количества времени, которое родители проводят со своими детьми, само по себе не приводит к повышению эффективности воспитания. Не время, как правило, ограничивает родительскую любовь, и проблема не только в количестве времени, сколько в его содержании.
Задача педагогов дошкольного учреждения помочь родителям осознать собственную педагогическую неосведомленность и помочь ему в преодолении барьеров в воспитании ребенка в семье. Научить маму и папу принимать ребенка таким, какой он есть, ценить его уникальность.
Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется. Эти слова написаны К.Д. Ушинским более 130 лет назад. К сожалению, до сих пор в подходе к воспитанию у родителей преобладает подобное мнение. Вопрос как привлечь внимание родителей к ценным советам, которые они получают от воспитателей, как предотвратить отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи, семьи от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
2. Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактический материал.
Я.А. Коменкский в помощь матерям создал первую в мире детскую энциклопедию, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей.
К. Д. Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с учителями. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.
Д.И. Писарев утверждал, что забота об эстетическом развитии ребенка должна начинаться в семье и как можно раньше. Поэтому для матерей им была разработана специальная программа с четко сформулированными задачами для каждого возрастного периода и практическими советами, которые не утратили своей значимости и сегодня. К ним относятся рекомендации по созданию домашней обстановки, развивающей среды “для радостного созерцания прекрасного”, а также методы и приемы, которые позволяли бы матерям в процессе тактичного и деликатного общения “не учить детей искусству, а побуждать наслаждаться изящным”.
Особое значение Д.И. Писарев, как и Н.И. Новиков придавал содержанию произведений искусства. И тот и другой полагали, что не следует демонстрировать детям сцены насилия и агрессии и что необходимо охранять их от всяких впечатлений, внушающих страх и ужас.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
С развитием системы общественного дошкольного воспитания вопросы работы с семьей органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и были представлены самостоятельным разделом в “Руководстве для воспитателей детского сада” 1938-1945 гг. Благодаря усилиям ученых и практиков (Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, Т.А. Маркова и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей. Программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей.
Опубликованная в 1989 году “Концепция дошкольного воспитания” В.В. Давыдов и В.А. Петровский и др. положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
3. Что такое взаимодействие педагога с родителями. Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
Решений вопроса взаимодействия семьи с образовательным учреждением может быть множество.
С этого учебного года наше дошкольное учреждение пошло по пути структурно-функциональной модели взаимодействия с семьей.
Данную модель мы условно разделили на три блока. Информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный.
В информационно-аналитический блок я включила сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Для сбора необходимой информации я разработала анкету для родителей с целью узнать их мнение по поводу работы педагогов группы и для воспитателей групп с целью выявления актуальных проблем взаимодействия с родителями.
Выявленные данные и определили формы и методы дальнейшей работы педагогов. Ими стали: опросы, анкетирование, патронаж, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые психологом.
Также данный блок включил работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:
I - просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки);
II – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями и чувствами.
С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что “вынуждает” взрослых вступить с ребенком в общение. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела: рисунок, поделка, подготовка к празднику, походу. (См. приложение №2)
Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: праздники, выставки, театральные пятницы, клуб выходного дня, дни открытых дверей, встречи родительской общественности с администрацией детского сада.
Второй блок условно был назван “практическим”. В рамках блока собрана информация направленная на решение конкретных задач, которая связана в основном со здоровьем детей и их развитием. К этой работе были привлечены медицинские работники, специалисты, педагоги и психологи. Их работа была построена на информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.
Одной из острых сфер взаимодействия для родителей, как следует из полученных результатов, является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, а также возрастных особенностей. Мы установили, что эта проблема может быть решена на уровне дошкольного учреждения в целом.
Для того чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали к кому конкретно идти, если им необходима консультация, в начале учебного года для родителей был проведен ряд встреч, на которых они имели возможность познакомиться и получить первичную информацию.
Одной из выявленных нами причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками детского сада важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьей собственной важности. Отчасти именно это и привело родителей к чувству собственной ненужности дошкольному учреждению. Поэтому, с целью осознания педагогами понимания роли семьи в воспитании и обучении ребенка проводятся различные формы методической работы, на которых рассматриваются вопросы работы с семьей по всем вопросам развития ребенка.
Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то наиболее часто проводятся мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения.
К сожалению, в результате работы отмечаются и негативные моменты. Работа с семьей оценивается педагогами, как правило, по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, а так же насколько они были эффективны и помогли родителям и детям.
С целью устранения этих негативных моментов был введен третий блок – контрольно-оценочный. В него мы включили анализ эффективности (количественной и качественной) мероприятий которые проводятся специалистами детского сада.
Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются оценочные листы, в которых они могут отразить свои отзывы.
Также мной разработана и внедрена экспресс-карта анализа состояния работы с родителями в группах детского сада.
Кроме этого проводится групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах.
Ни одна даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семьи. Если дошкольное учреждение и семья “закрыты” друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание неуверенность. Мы считаем, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка. Для того чтобы это стало осуществимым, мы используем следующие формы взаимодействия с семьей:
- Занятия, целью которых является повышение
родительской компетентности в области:
- Индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
- Сфере предлагаемых программой предметов.
- Программа психологических тренингов.
- Встречи родителей со специалистами ДОУ “Круглый стол”
- Совместные праздники, игры (совместное планирование и проведение досугов);
- Дни открытых дверей
- Встречи родительской общественности с администрацией детского сада и школы, врачами-специалистами РЦМиР, специалистами городского отдела охраны прав детства.
- Участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий по проблемам воспитания детей.
- Привлечение родителей к оформлению групповых комнат, кабинетов, семейных поделок.
- Работа “Горячей линии интересующих вопросов”, оформление информационных стендов для родителей.
- Расширение сферы дополнительных образовательных услуг.
При приеме детей в детский сад семья знакомится с структурой детского сада, режиме дня, об условиях содержания детей, медицинские работники знакомят с медицинскими требованиями и программой оздоровления детей; педагоги и воспитатели - с особенностями воспитательного и образовательного процессов, с авторскими программами. Родители могут пройти в группы, просмотреть видеозаписи жизнедеятельности детей и проведения праздников.
При поступлении ребенка в детский сад с родителями проводится собеседование, на него приглашаются мама и папа. Наблюдения показывают, часто именно папы очень точно, развернуто и интересно рассказывают о своем ребенке. Как заинтересованное лицо на собеседование приглашаются и бабушки. Родителям я задаю вопросы, которые позволяют выяснить психофизические особенности ребенка (сформированность умений и навыков, привычки, вкусы), прояснить отношение к детям в семье и их место в жизни родителей.
При зачислении с родителями заключается договор, в котором оговариваются: соблюдение этических норм со всеми участниками образовательного процесса (детьми педагогами, родителями), обязательные занятия с ребенком дома по совету педагога, посещение занятий для родителей. По согласованию с педагогом родители могут присутствовать на занятиях группы, которую посещает их ребенок.
Родители обязательно ставят в известность воспитателя или психолога о нежелании ребенка идти в детский сад или на какое-либо занятие, чтобы совместно решить проблему.
Таким образом, вся работа дошкольного учреждения нацелена на решение следующих задач:
- Вызвать интерес родителей к познанию самих себя;
- Дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми психолого-педагогическими основами понять, что воспитание детей сложный и многогранный процесс, требующий ежедневных усилий со стороны не только педагогов, но и семьи.
- эффективно организовать общение с ребенком в семье;
- повысить самоценность родителей в глазах самих же родителей.
Вся вышеуказанная работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.
Использованная литература:
- Детский сад и семья, под редакцией Т.А. Марковой. М. 1981
- Островская Л.Ф.Педагогические знания – родителям. М. 1983
- О воспитании дошкольников в семье. Сост. Т.А. Марковой, Л.Ф. Островская М. 1983
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества с семьей дошкольника М.,1994
- Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. М.,2003 г.
- А. Спиваковская Психотерапия: игра, детство, семья. М.2000 г.
- Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков Семейный диагноз и семейная психотерапия. С-П. 2003
- “Как мы работаем с родителями”, И. Григорьева, Л.Козлова ж. Дошкольное воспитание №9, 1998
- “Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей” Т. Данилина ж. Дошкольное воспитание №1, №2 2000
- “Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями” Т. Доронова ж. Дошкольное воспитание №1, 2004