Коррекция оптико-пространственной дисграфии на занятиях учителя-логопеда

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • закрепление произношения и различение звуков [П], [П?];
  • воспитание правильной артикуляции, автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях свободной речи;
  • развитие фонетико-фонематических представлений и навыков аудирования, умения слышать себя и других;
  • развивать навыки звукового анализа и синтеза, зрительно-пространственные ориентировки;
  • составление и преобразование предложений по предметной картинке;
  • развивать зрительное внимание и зрительную память;
  • развивать пространственное представление;
  • воспитание самоконтроля.

Дидактические средства:

  • музыкальный центр;
  • профиль звука [П];
  • профиль звука [П?];
  • предметная картинка-петушок;
  • макет петушка;
  • свеча в форме петушка;
  • теневой рисунок петушка;
  • фасоль;
  • карточки со словами птица, петушок;
  • индивидуальные зеркала;
  • буквы, вырезанные из картона;
  • цветные ручки и тетради,
  • картинки с птицами и животными.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте! Я очень рада видеть вас.

Посадка на пространственную ориентировку.

Инструкция: Сначала сядут те, у кого птицы летят вправо, затем те у кого животные смотрят влево.

2. Сообщение темы урока.

- Послушайте стихи, и скажите, о какой букве идёт речь?

Вдруг приехал паровоз.
Букву П он нам привёз.
Персик, пальма попугай -
Букву П в слова вставляй.

- А сейчас послушайте песенку, и скажите, о каких звуках поётся в ней?

- Итак, тема нашего урока: Буква П. Звуки [П-П?].

3. Игры и упражнения на развитие артикуляции, дыхания, моторики рук. Работа с профилем.

- Для того чтобы правильно и красиво произносить звуки [П-П?] нужно выполнить несколько специальных упражнений.

Артикуляционная гимнастика (для формирования движения губ) перед индивидуальными зеркалами:

  • “Лягушки улыбаются”;

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

  • “Заборчик”;

Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губы -
Посчитаем наши зубы.

  • “Хоботок”;

Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.

  • “Бублик”;

Бублик мы изобразили -
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать.

  • “Трубочка”.

Мои губы – трубочка -
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду!

Упражнение на развитие дыхания. Прочитайте гласные на одном выдохе с ударением на первый гласный:

А – Э – О – У

О – У – Ы – Э

А – Э – Ы – О

О – У – А – Ы

Работа с профилем звука [П], и профилем звука [П?].

При произнесении звука [П] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; язык плоский; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.

При произнесении звука [П?] - губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;

Произнесение звуков логопедом, детьми.

Характеристика звуков:

Звук [П] – согласный, твёрдый, губной, смычно-взрывной, глухой шумный, мгновенный. Звук окрашен синим цветом.

Звук [П'] - согласный, мягкий, губной, смычно-взрывной, глухой шумный, мгновенный. Звук окрашен зелёным цветом.

Упражнение на развитие дыхания. Прочитайте слога на одном выдохе с ударением на первый слог:

ПА – ПО – ПУ – ПЫ – ПЭ

ПИ – ПЕ – ПЯ – ПЁ – ПЮ

ПИ – ПЯ – ПЁ – ПЕ – ПЮ

Упражнение на развитие моторики рук:

  • напишите печатную букву в воздухе правой рукой;
  • напишите печатную букву в воздухе левой рукой;
  • напишите печатную букву в воздухе правой и левой рукой;
  • напишите прописную букву в воздухе правой рукой;
  • напишите прописную букву в воздухе левой рукой;
  • напишите прописную букву в воздухе правой и левой рукой;
  • напишите на парте пальчиком левой руки печатную букву, а правой прописную;
  • покажите букву с помощью рук и ручки.

4. Работа в тетради.

- Откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число и месяц, тему урока: Буква П. Звуки [П-П?].

Запишите характеристики звуков.

5. Динамическая пауза. “Прочитай, покажи”.

Дети изображают турник, имитируют подтягивание.

Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись!

А. Шибаев.

6. Работа с предметной карточкой – петушок.

- Скажите, кто изображён на этой картинке?

Петушок.

- Это животное или птица?

Птица.

Вывешиваются карточки со словами: петушок, птица.

Петушок

Птица

- Какая первая буква в этих словах?

- Какой первый звук в слове петушок?

Дайте характеристику этому звуку.

- Какой первый звук в слове птица?

Дайте характеристику этому звуку.

- Ребята, опишите мне её, какая она птица? Какой он петушок?

- Какое у него оперение?

Усложним задачу. У меня есть вот такой петушок-свеча. Сравните их.

Ещё усложним задачу. Сравните этих петушков с макетом петушка.

А сейчас самая сложная задача. Представьте, что я петушок. Сравните всех петушков со мной.

7. Просмотр слайдов о петушке. Совершенствование речевого развития через обогащение лексическими средствами. Развитие мотивации учения. Научность. (Приложение)

- Скажите, чем кормят петушков?

Зёрнышками.

Изобразите петушка с помощью пальчиков, следуя моей инструкции.

Ладонь вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

- Ребята, раз я петушок, то вы должны покормить меня вкусными зёрнышками. Здесь есть одно условие, кормить вы меня будете по одному зёрнышку, и при этом проговаривая: первое зёрнышко, второе зёрнышко и т. д.

8. Работа в тетради.

- Откройте тетрадь, запишите однокоренные слова, и выделите корень.

9. Работа с чистоговоркой: прочитай, покажи, запиши в тетрадь.

ПА-ПА-ПА - мелкая крупа

ПУ-ПУ-ПУ - купили мы крупу

ПЕ-ПЕ-ПЕ - соринки в крупе

ПЫ-ПЫ-ПЫ – нет уже крупы

10. Работа с дыханием.

- Ребята, я хочу предложить вам необычное задание. Нужно произнести звуки [П] и [П?] так, чтобы пламя нашей свечи-петушка только колыхнулось.

Произнесение скороговорки.

Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.

11. Игра “Сосчитай глазами”. На доске написаны оптически похожие буквы. Необходимо, как можно быстрее посчитать, сколько раз каждая буква в каждом ряду написана, и записать ответ.

П Н П Н П Н П П Н П

П П Н П Н П Н Н Н П

Н П Н П П П Н Н П П

12. Игра на различение звуков.

Нужно поднять буквы (вырезанные из цветного картона), если услышите твёрдый звук, правой рукой, а мягкий звук левой рукой.

П

П

Пыль, пять, пятка, топ, петь, пить, парта, паук, петух, письмо, пароход, птица.

13. Определи, какие буквы видишь? Рисунок 1 см. приложение

14. Практическая работа.

1. Обведи по контуру синей ручкой и заштрихуй. Нарисуй зеркальное отражение зелёным цветом. Рисунок 2 см. приложение

2. Что изображено на теневом рисунке 1?

Вырежи рисунок, обведи по контуру и раскрась. Рисунок 3 см. приложение

Итог:

Какую букву и какие звуки изучали?

Дайте характеристику звукам