Ведущую роль в воспитании каждого человека играет школа. Каждый день ребёнок в среднем 60-70% своего времени пребывает в школе, где центральное место занимает урок.
Известно, что большую часть времени на уроке дети заняты обучением, а воспитание – это, прежде всего, некий пример “хорошего”, который должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. Убеждена, что воспитывающий потенциал урока весьма высок. Независимо от содержания учебного материала, целенаправленно или ситуативно, в зависимости от уровня воспитанности детского коллектива, характера складывающихся отношений между учениками, между учениками и учителями воспитание осуществляется на каждом этапе урока.
В целях эффективности повышения воспитательного потенциала урока работу выстраиваю в следующих направлениях:
Создание ситуации успеха через сотрудничество на равных.
Рассмотрим на конкретном уроке изобразительного искусства во 2-м классе. Тема: “Готовимся к рисованию сказки”. Цель: научить рисовать птицу в полёте. На этапе урока – показ рисования птицы, предлагаю ребятам попробовать себя в роли учителя. Роль ученика выполняю я.
Деятельность учеников | Деятельность учителя |
1. “Учитель” составляет план
изображения птицы 2. “Учитель” оценивает работу “Ученика”, озвучивая ошибки 3. Ученики выполняют рисунки в альбоме |
1. “Ученик” по плану выполняет рисунок
(намерено допуская ошибки) 2. “Ученик” исправляет ошибки |
Такое общение эффективно для формирования самооценки учащихся, развития речевой культуры. Оценивая учителя, исправляя ошибки, ученик оценивает себя, при этом воспитываются такие черты характера, как инициатива, смелость, желание попробовать себя в незнакомой деятельности, стремление помочь, взять на себя часть интересной работы, ответственность, уважение к себе и другим.
Культура управления образовательной деятельностью, отвечающая за самостоятельную организацию труда со стороны ученика.
Приведу пример урока изобразительного искусства в 3-м классе. Ребятам предлагается попробовать свои силы в создании мультипликационного фильма по сказке А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”. Во время совместного обсуждения предстоящей работы дети принимают решение разделиться на группы. Каждая группа отвечает за определённую операцию для достижения общей цели. В течение такой работы учащимся дается возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задание. В процессе осуждения находятся возможные варианты решения вопросов, проверяются результаты работы, делаются выводы.
Это творческо–поисковый процесс, где я являюсь организатором. Возможно, на следующем уроке буду наблюдателем или руководителем, соучастником или помощником, но в каждой роли буду руководствоваться лозунгом: “Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое “открытие” делать вместе с детьми.
Эффективность данного направления заключается в формировании адекватной самооценки, ответственности за порученное дело и качество сделанной работы, уверенность в себе в рамках знакомых операций.
Выбор форм и методических приёмов
Очень важно, чтобы деятельность ребенка на уроке была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с неизбежными трудностями, успехами, неудачами. Поэтому использую следующие формы нестандартных уроков: урок-экскурсия, урок-викторина, урок творчества, урок-конкурс, урок-импровизация, урок-эксперимент, урок-выставка и другие.
Эффективны способы деятельности: коллективная, групповая работа.
Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела. А это значит, что воспитательная цель урока достигнута.
Совершенствуя воспитательный потенциал урока, каждый учитель решает задачу воспитания успешной, активной, мобильной, компетентной личности с широким культурным кругозором, мотивацией к успеху, стремлением внутренней и внешней гармонии. Эта работа важна, т.к. от того, какое мы воспитаем молодое поколение, зависит будущее России.