Тип: урок изучения нового материала
Вид: нестандартный комбинированный урок (урок-чудес)
Технологии: на ситуативной (игровой) основе
Цели урока:
- познакомить с новым произведением;
- закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения (элементы анализа текста);
- развивать устную речь учащихся, совершенствовать навыки чтения, обогащать словарный запас учащихся;
- развивать творческое воображение, внимание, память, умение работать в микрогруппах;
- воспитывать нравственные чувства: доброты, щедрости, отзывчивости.
В результате подготовки к уроку содержание работы, свою логику, методику, результаты я выразила в форме проекта предстоящего урока (приложение 2).
Оборудование: чёрный ящик, волшебные палочки, портрет, выставка книг, волшебные конверты, толковый словарь, опорные схемы, фломастеры, предметы: туча и солнце, музыка, грамота, подарок – раскраски.
Ход урока
Психологический настрой
Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку мне, гостям.
А я подарю вам урок литературного чтения. И я очень хочу, чтоб вы мне помогли.
Целевая установка урока
Для этого необходимо нам вместе решить задачи, прочитаем их хором
1) Учиться читать правильно;
2) Читать – думая;
3) Читать выразительно;
4) Учиться работать с текстом.
Мотивационные приёмы
А, вы верите в чудеса? Приглашаю вас, отправится за чудесами. Да, да, за чудесами! Возьмите волшебные палочки и повторите за мной волшебные слова: “Крибле-крабле-бумс” (хором)
Кто это появился? (показываю героя литературного чтения - Афанасия) Вы узнаёте нашего помощника? Он тоже любит чудеса.
Проверка изученного
В разделе “Самое обыкновенное чудо” вы познакомились с героями. Выберите и назовите их.
Лис, медведь, розовый слон, лисица, маленький принц, удав.
А в каких произведениях они встречались?
(“Розовый слон”, “Маленький принц”)
Сообщение темы
(звучит волшебная музыка. Учитель достаёт чёрный ящик)
Проблемная ситуация
В ящике лежат предметы, при помощи которых вы угадаете название произведения, которое мы будем сегодня изучать.
Угадайте, что это за предметы:
Один костёр весь мир согревает
Красный колобок по небу катается, людям улыбается
(солнце)
Ног нет, а идёт
Глаз нет, а плачет (туча)
Кто может сказать название произведения? (“ Солнце и туча”)
А жанр произведения вы узнаете легко. Если вы правильно вставите в пропущенные клеточки глухие согласные, то узнаете этот жанр.
А | З | И |
Это один из любимых ваших жанров, отличается волшебностью, загадочностью
Молодцы! (открываю доску – тема урока: сказка “Солнце и туча”)
В том, что вы любите сказки, я не сомневаюсь. А сможете ли вы узнать автора?
|
|
(показ правильной записи)
Знакомство с эпизодами из биографии
Чудеса! Вы всё знаете! А вы знаете, где жил Д. Родари?
Джанни Родари жил в Италии. Родился в бедной семье. Папа работал булочником, мама – служанкой. Они рано умерли. Джанни Родари остался сиротой. Он много работал у богатых людей. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения. Любимым произведением была повесть “Приключения Пиноккио”. Став учителем начальных классов, он наизусть пересказывал целые главы из этой книги. Позже Джанни Родари стал писать свои собственные истории. Так появились известные книги (выставка книг) и наша сказка.
Создание проблем ситуации перед чтением
Откройте учебники на (стр. 122 – 123) и рассмотрите иллюстрацию:
Как вы думаете, что может произойти между солнцем и тучей? (предположения детей)
Первичное восприятие
Послушайте сказку и ответьте: Подтвердились ли наши предположения?
А кто был счастливее солнце или туча? Почему?
Гимнастика и самомассаж для глаз
Устали? Немного отдохнём. Чудеса продолжаются.
Я приглашаю вас в парк отдыха покататься на аттракционах, только кататься будут ваши глаза.
“Качели” | ||
“Квадрат обозрения” | ______ | Для чтения нужно |
“Автодром” | отличнейшее зрение! |
Пока мы отдыхали, Афанасий приготовил нам волшебные конверты. А секрет конвертов мы узнаем, прочитав ещё раз сказку.
Повторное чтение (совершенствование навыков и видов чтения)
Наша задача: читать правильно и внимательно
Возьмите наши волшебные палочки, они нам помогут
Работа в микрогруппах
Секреты трёх волшебных конвертов (приложение 1) вы будете разгадывать в группах.
1 группа – непонятные слова
2 группа – характеристика героев
3 группа – выбор пословиц
4 группа – художники
(объяснение работы, 2 мин. на обсуждение)
Приём поддержки
Во время ответа вы можете воспользоваться 3 подсказками:
- помощь гостей
- помощь одноклассников
- помощь учителя
1 конверт – Непонятные слова (толковый словарь)
огненная колесница – большой красный колёсный экипаж
транжира – тот, кто тратит деньги без разбора
грозовое настроение - плохое настроение
щедрое – делится с другими, не жалеет ничего для других
2 конверт – Характеристика героев
Найдите словосочетания и предложения, характеризующие солнце и тучу, проведя стрелочки.
Работа над выраз. чтением
Зачитайте характеристику тучи. Как нужно читать?
Зачитайте характеристику солнца. Как нужно читать?
3 конверт – Пословицы
Прочитайте и выберите пословицы, которые характеризуют тучу, солнце. Подчеркни красным фломастером пословицы, характеризующие солнце, синим фломастером – тучу.
- Не подымай носу: споткнёшься
- Добро век не забудется
- Не спеши языком, торопись делом
- Жизнь дана на добрые дела
4 конверт – Художники (1 человек от группы)
Показать характер героев, их настроение, используя краски и кисти
Беседа по содержанию произведения
Блиц-вопросы каждой группе
1) Почему все радовались солнечным лучам?
2) Чему удивилась туча?
3) Каким было солнце в конце дня?
4) Кто из героев вам больше понравился?
5) Кого напоминают солнце и туча своими действиями?
(людей щедрых и жадных)
6) Как вы думайте, какой совет даёт нам Джанни Родари? (быть щедрыми, добрыми)
Итог урока
Благодаря тому, что вы щедро делились своими знаниями, в работе были отзывчивы, появилось, смотрите какое чудо! (скрепляю листы ответов детей, появляется Чудо-книга)
Как вы думаете, задачи урока мы выполнили?
Понравились вам чудеса? Если да, то поднимите свои волшебные палочки вверх.
Дом. задание
Афанасий очень щедрый и добрый приготовил для вас волшебный подарок - домашнее задание – раскраска.
Заключение
Помните всегда ребята о том, что “счастлив тот, кто умеет дарить радость другим”.
Спасибо за урок!