Двигательная активность является биологической потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма. При двигательной активности в границах ниже нормы наблюдается задержка роста и развития, а также снижения рабочих и адаптивных возможностей организма. У детей двигательный дефицит может привести к серьезным функциональным и морфологическим изменениям.
Мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии являются расширение двигательной активности учащихся, повышение интенсивности физических упражнений, моторной плотности физкультурных занятий, широкое использование в занятиях подвижных игр, упражнений спортивного характера на воздухе, особенно направленных на развитие общей выносливости, обеспечивающей значительный оздоровительный и общеукрепляющий эффект.
Основные резервы увеличения двигательной активности школьников заложены в улучшении физкультурно-оздоровительной работы, так как ежедневная гимнастика до занятий (10 мин), физкультминутки на каждом общеобразовательном уроке (2-3 мин), специальный час занятий физическими упражнениями (динамический, или спортивный, час), игры на переменах (15 мин), подвижные игры или спортивные развлечения во время прогулок (40мин) - все это вместе с уроками физической культуры, а также занятиями в спортивных секциях два раза в неделю обеспечивает необходимый для детей объем двигательной активности (12 -14 часов в неделю).
Дополнительный урок физической культуры (спортивный час) проводится преимущественно на открытом воздухе. Основным его содержанием являются общеразвивающие упражнения и подвижные игры, направленные на снятие умственного и физического утомления, воспитание основных физических качеств.
№ | Содержание | Количество часов |
1. | Упражнения с предметами: со скакалкой, с мячами. Подвижные игры с бросками и ловлей мяча: “Гонка мячей”, “Обгони мяч”, “Мяч - среднему”. | 2 ч. |
2. | Ходьба: на носках, широким свободным шагом, с сохранением правильной осанки, с различными исходными положениями рук, ритмичная ходьба по счету. Подвижная игра “Хитрая лиса”. | 1 ч. |
3. | Ходьба в полуприседе, со сменой темпа, под музыку, песню; ходьба между препятствиями. Подвижная игра “Перемени предмет”. | 1 ч. |
4. | Бег: медленный на носках, группами до 10-12 человек (парами, взявшись за руки); бег наперегонки до 20 м. Игры с бегом “Октябрята”, “Два мороза”, “Пятнашка, дай руку”, “Мы – веселые ребята”. | 2 ч. |
5. | Танцевальные упражнения: с шагами с подскоками; подвижные игры с элементами ритмики. | 2 ч. |
6. | Упражнения в лазанье и перелазании. Подвижные игры “По наклонной доске”, “К обручу”. | 1 ч. |
7. | Прыжки. Подвижные игры с элементами прыжков: “Воробьи”, “Зайцы в огороде”, “Прыгунчики-воробушки”, “Волк во рву”. | 2 ч. |
8. | Метания малого мяча, мешочков с песком и других предметов на дальность. Подвижная игра с элементами метаний “Кто дальше бросит”. | 1 ч. |
9. | Метания малого мяча. Мешочков с песком и других предметов в цель. Подвижные игры с элементами метаний “Метко в цель”, “Мяч об стенку”. | 2 ч. |
10. | Упражнения на гимнастической скамейке, бревне или на уменьшенной площади опоры; ходьба на носках, руки на пояс, с переступанием через набивные мячи. “Подвижные игры с элементами равновесия “Не упади”, “Не разлей воду”. | |
11 | Катание и спуски с гор на лыжах, санках. “Кто скорее”, “Пятнашки”, “Сани-тачки”, “Лебедь”, “Перетягивание каната на санках”. | 2 ч. |
12. | Игры на снегу и на льду. “Попади снежками”, “Чей снеговик лучше”, “Штурм крепости”. | 3 ч. |
13. | Игры-аттракционы: “С завязанными глазами к цели”, “Набрось кольцо”. | 2 ч. |
14. | Упражнения с предметами: мячами, скакалками. Игры-забавы с мячами, с перебрасыванием и ловлей мячей “Охотники”, “Мяч - капитану”. | 2 ч. |
15. | Упражнения с предметами: мячами, скакалками. Игры-развлечения с мячами, скакалками. Подвижные игры с перебрасыванием, ловлей и ведением мячей (“Перебрасывание мячей в шеренгах”, “Мяч в воздухе”, “Эстафета с ведением мяча”. | 2 ч. |
16. | Игры-аттракционы: “Вьюны”, “Метание дисков”, “Качалки”. | 1 ч. |
17. | Подвижные игры с целью овладения техникой ходьбы (“Не задень предмет”, “Плечом к плечу”, “С мешочком на голове”). | 1 ч. |
18. | Бег: с ускорением, наперегонки, по узкому “коридору”.Подвижные игры с элементами бега (“День и ночь”, “Караси и щука”, “Линейная эстафета”, “Третий лишний”, “Белые медведи”, “Бег по кривым дорожкам”, “Эстафета с препятствиями”). | 2 ч. |
19. | Игры-аттракционы: “Набрасывание колец на булавы”, “Мишень на земле”, “Космический футбол”. | 2 ч. |
20. | Игры-аттракционы по выбору. | 1 ч. |
21. | Итоговое занятие. | 1 ч. |
1 час в неделю. Итого: 34 часа