Роль музыки и литературы в балете. 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель: показать, какую роль играет литературный источник в жанре балета.

Тип урока: углубление темы четверти.

Задачи:

  1. Познакомить с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
  2. Воспитывать любовь к классической музыке, акцентировать внимание на том, что настоящее искусство выступает за распространение идей добра, гармонии, взаимопомощи, справедливости;
  3. Развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение; развивать вокально-хоровые навыки.

Оборудование:

  • Видеомагнитофон, проигрыватель.
  • Сказка Гофмана Э. Т. А. “Щелкунчик”, текст.
  • Портреты композиторов: Чайковского П. И.
  • Портрет Мариуса Петипа, Гофмана Э. Т. А.
  • Карточки с заданиями для кроссворда. .
  • Текст песни “Дорога Добра” муз. Минкова М. , слова Энтина Ю.
  • Игрушка “Щелкунчик”.
  • Фотоматериалы по теме “Балет”. Видеофрагменты из мультфильма “Щелкунчик”
  • Нотный материал.

Музыкальный материал:

  • Музыка к балету “Щелкунчик” Чайковского П. И.
  • “Вариации”, “Вальс цветов”, “Марш”, “Битва с мышами”.
  • Песня “Жаворонок” Глинки М. И. , Кукольника Н.
  • Песня “Дорога Добра” муз. Минкова М. , слова Энтина Ю.

Оформление:

  • на доске тема урока, портрет Чайковского П. И. , эпиграф;
  • фамилии - Эрнест Теодор Амадей Гофман, Мариус Петипа;
  • Балет “Щелкунчик”, первая постановка 1892 год;
  • Либретто.

Конспект урока

… Слово и действие становятся
высоко значительными, когда
музыка берёт их на свои крылья.

Луначарский А. В.

I. Организационный момент

Дети входят в класс под “Марш” из балета “Щелкунчик” Чайковского П. И.
Учитель приветствует учеников попевкой “Здравствуйте, ребята” в Ми мажоре по звукам тонического трезвучия.

Проверка домашнего задания

Учитель. Сегодня мы продолжим наши исследования в области взаимоотношения музыки и литературы. Обратимся к прослушиванию фрагмента музыкального произведения (слушаем фрагмент из песни “Жаворонок” Глинки М. И. в исполнении фортепиано без слов).

Беседа учителя с учениками.

Учитель. Фрагмент из какого произведения мы прослушали?

Дети. Аккомпанемент к песне “Жаворонок” Глинки М. И.

Учитель. Если это песня, то чего не в ней не хватает?

Дети. В песне должны быть слова.

Учитель. Кто автор слов песни “Жаворонок”?

Дети. Поэт 19 века Николай Кукольник.

Учитель. Что появилось раньше – слова или музыка “Жаворонка”?

Дети. Сначала Кукольник Н. написал слова, а затем музыку Глинка М. И. .

Учитель. Что побудило Глинку написать песню на стихи Кукольника?

Дети. Его привлекла тематика стихотворения, ярко и просто описанный образ русской природы с её широкими полями, трелями жаворонка.

Учитель Какие средства музыкальной выразительности использовал Глинка при написании музыки?

Дети . Красивая, нежная мелодия с распевами; неторопливый темп, простой аккомпанемент. Изобразил трели жаворонка в аккомпанементе, в проигрыше.

Учитель. Каким вы увидели “певца полей”, кто он? (Проверяю рисунки, выполненные к уроку с комментариями детей).

Учитель. Итак, мы выяснили, что в песне музыка ярко выражает чувства, настроение, а слова отражают содержание. Совместно они помогают слушателю в создании яркого образа произведения.

II. Работа по теме урока

1. Работа с карточками.

Но не всегда нужны слова - есть такие жанры в музыке, где без них можно обойтись. Но можно ли отказаться от литературного источника совсем? Это мы постараемся выяснить. А какой это жанр, вы узнаете, отгадав кроссворд, начерченный на доске.

Раздаю учащимся карточки с вопросами.

1. Кто-то в барабан стучит,
Отбивает чётко… (РИТМ)
2. Любит русский и испанец
Весёлый и ритмичный… (ТАНЕЦ)
3. В музыке царица Я
Зовут меня… (МЕЛОДИЯ)
4. Выражения на лицах – это мимика. (ПАНТОМИМИКА).
Позы, жесты и движенья
5. Посмотрите на картину -
Здесь мы видим… (БАЛЕРИНУ)

Итак, Прочитаем по вертикали название музыкального жанра, который неразрывно связан с литературой, сюжетным первоисточником. (5 - БАЛЕТ).

2. Беседа по теме урока.

Учитель. Какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?

Дети. Сказки, пьесы, проза, поэзия, драма и др.

Учитель. Если выбрали сюжет, можно сочинять балет. Но есть одна особенность - заключается она в том, что сюжет в балете отражает лишь основные темы произведения – круг образов, взаимоотношения между героями. По мотивам литературного произведения пишется ЛИБРЕТТО для балета (записать в тетрадь “Либретто – сюжет для балета”).

Действие на сцене развивается по номерам, музыку к ним композитор пишет в соответствии с написанным либретто.

Разгадывая кроссворд, мы упоминали те средства, при помощи которых происходит воплощение сюжета балета. Какие это средства?

Дети. Пантомимика, мимика, ритм, мелодия, сам танец.

Учитель. Кто помогает зрителю в восприятии этих средств?

Дети. Оркестр, музыканты, балетмейстеры, артисты балета.

Учитель. А что усиливает наше восприятие балетного спектакля.

Дети. Костюмы артистов, декорации, красивая музыка.

Учитель. Сейчас нам предстоит встреча с прекрасной, сказочной музыкой

великого русского композитора Чайковского П. И. Название этого балета вы мне скажите сами. (Показываю игрушку “Щелкунчик”).

Дети. Это Щелкунчик из сказки.

Учитель. Верно. Так зовут главного героя балета. Какие ещё действующие лица в этой сказке?

Дети. Мари, Дроссельмейер, Мышиный король…

Учитель. А кто написал сказку “Щелкунчик”?

Дети. Гофман.

Учитель. Эрнест Теодор Амадей Гофман (читаем на доске, показываю портрет прозаика), прозаик начала XIX века, юрист по образованию, романтик по призванию. Писал остроумные, причудливые по содержанию новеллы, сказки, где реальность соседствует с фантастикой. Он был одарённым музыкантом, замечательным карикатуристом… А какое из отчеств Гофмана вам знакомо?

Дети. Амадей. Такое отчество у Моцарта… Вольфганг Амадей.

Учитель. Отчество Моцарта Гофман присвоил себе сам в знак глубоко почтения к творчеству великого композитора…

Сказка Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”, написанная им в 1816 году, легла в основу либретто балета. Либретто к балету написал друг Чайковского П. И. Мариус Петипа (показываю фотографию).
В основе либретто рождественская история девушки Маши и Щелкунчика, которая происходит в ночь с 24 на 25 декабря. Маше снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с Мышиным королём, где проявляются лучшие человеческие качества героев. Отправляются в сказочную страну…

Учитель. Вдохнуть жизнь в сюжет помогла музыка Чайковского П. И. , которую он создал за короткий промежуток времени. Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора в 1892 году на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Ровно 110 лет назад (показываю фото с первой постановки балета).

Каждый образ в балете имеет свою музыкальную характеристику и многое зависит от таланта артиста, который исполняет партию героя. Так, в XX веке образ Маши великолепно был создан Галиной Улановой, Екатериной Максимовой, Надеждой Павловой.

Показываю фото Улановой Г. в образе Маши, обсуждаем костюм балерины.

Учитель. Чем классический костюм балерины отличается от костюма актёра драматического театра?

Дети. Лёгкое платье или пачки, пуанты, гладко уложенные волосы, ничего лишнего. Ничто не должно мешать при исполнении танцевальных движений.

Учитель. Музыкальные номера из балета “Щелкунчик” сегодня зачастую звучат как самостоятельные произведения, пленяя нас своей мелодичностью, красивой, стройной гармонией, яркой изобразительностью. Поэтому в конце 80-х годов по сказке Гофмана Э. Т. А. и музыки Чайковского П. И. к балету “Щелкунчик” режиссёром В. Степанцевым был создан одноимённый мультипликационный фильм-сказка. В мультфильме так же, как и в балете нет ни одного литературного диалога, лишь танец и музыка.

3. Слушание и просмотр видеоматериала.

Посмотрим, как при помощи пантомимики, музыки из балета создаётся образ главной героини в мультфильме (фрагмент из мультфильма “Щелкунчик” “Танец Маши у ёлки”). Обратите внимание на то, как художники мультипликаторы точно передали музыку в движениях Маши, реверансы, поклоны, па, вращения…

3. 1 Обсуждение видеоматериала.

Учитель. Каким создал образ Маши композитор?

Дети. Образ нежной, доброй, романтической девушки.

Учитель. Какой инструмент солирует в оркестре? Почему?

Дети. Скрипка. Указывает на одиночество, уединённость, мечтательность.

Учитель. Одним из кульминационных моментов как балета, так и мультфильма является сцена битвы с мышами, где проявляются лучшие качества главных героев.

(смотрим видеофрагмент из балета “Битва с мышами”).

Учитель. Какие лучшие качества проявили наши герои?

Дети. Маша – смелая, отважная, не растерялась в трудную минуту и пришла на помощь Щелкунчику.

Щелкунчик – встал во главе игрушечного войска, без страха повел их в бой с мышами.

Пословица - “Друг познаётся в беде”.

Учитель. Щелкунчик превратился в прекрасного принца, счастливая Маша вместе с ним отправляются в путешествие по сказочной стране после торжественного венчания. При таинственном сиянии свечей кружатся гости – участники праздника

4. Слушание и просмотр видеоматериала. (не сообщая название номера, включаю фрагмент из мультфильма “Щелкунчик” “Вальс Цветов”).

4.1. Обсуждение.

Какой вид танцевальной музыки выбрал Чайковский, чтобы передать всеобщую радость?

Дети. Он выбрал танец “Вальс”, нежный, красивый, воздушный, мелодичный…

Учитель. А какое название вы дали бы ему? Почему?

Дети. “Вальс цветов”. Потому, что:

  • в мультфильме герои кружатся в танце вместе с цветами, которые являются символом счастья;
  • в жизни в самых торжественных случаях дарят цветы;
  • цветы также прекрасны, как и музыка Чайковского.

Учитель. Но на этом номере балет не заканчивается. Приключения наших героев ещё впереди…

5. Заключение.

Учитель Мариус Петипа и Чайковский П. И. создали великолепный балетный спектакль. Кто помог им осуществить постановку на сцене?

Дети. Музыканты, танцоры, хореографы, костюмеры, декораторы.

Учитель. А мог ли существовать данный балетный спектакль без либретто?

Что же легло в его основу?

Дети. Повесть-сказка Гофмана Э. Т. А. “Щелкунчик”.

Учитель. Обратимся к эпиграфу урока:

Слово и действие становятся
высоко значительными, когда
музыка берёт их на свои крылья.
(Луначарский А. В.)

Итак, благодаря музыке Чайковского П. И. (1892 год) сказка Гофмана Э. Т. А. (1816 год) зазвучала, обрела новую долгую жизнь. Степанцев В. помог донести её до каждого юного зрителя – сюжет Гофмана, до слушателя – великолепную музыку Чайковского.

III. Домашнее задание.

Мы открыли для себя мир балетной музыки. Каждый из нас составил своё видение музыкальных образов сказки-балета. Предлагаю Вам:

  • побывать в роли декораторов, костюмеров: создать свои красочные костюмы для героев балета “Щелкунчик” и декорации к нему;
  • найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.

IV. Работа над песней . Исполнение.

Темы Добра и Зла, справедливости и несправедливости вечны. Каждый из нас по-своему выбирает дорогу в жизни, по которой он пойдёт. Лучше, если это будет Дорога Добра – именно по ней призывают нас идти поэт Энтин Ю. И композитор Минков М. <Рисунок1>

Обращаю внимание на исполнение сложных ходов в мелодии: опевание первой ступени, поступенное движение вверх по главным ступеням лада с разрешением вводных ступеней сверху II-I, I

III, VI-V в быстром темпе. Показываю; пропеваем с учащимися медленно, в темпе. Исполняем один куплет. Составляем исполнительский анализ песни:

1 куплет – поёт первый ряд, повтор последних двух строк весь класс;

2 куплет – поёт второй ряд, повтор последних двух строк весь класс;

3 куплет – поёт третий ряд, повтор последних двух строк весь класс.

Исполняем песню весело, легко, с движением вперёд.

Прощание с классом. Исполнение попевки “До свидания” по звукам тонического трезвучия в ми миноре.

Учитель. До сви- да- ни-я.

Дети. До сви- да ни-я.

Дети выходят из класса под “Марш” из балета “Щелкунчик” Чайковского П. И.

Список литературы.

  1. Гофман Э. Т. А. “Щелкунчик”. “РОСМЕН” Москва, 2001.
  2. Бачарникова Э. В. “Тем, кто любит балет”. М: “Русский язык”, 1979, с 19-20, 26-33.
  3. Науменко Т. И. , Алеев В. В. “Музыка 5 класс”. М: ДРОФА, 2001. “Балет” с 123-133.
  4. Зарубежная литература. Под ред. Тураева С. В. М: “Просвещение”, 1984 с 125-128.
  5. “Песенник октябрёнка”. М: “Музыка”, 1987 с 49.