Интегрированный урок по физике и информатике на тему "Свойства света"

Разделы: Физика, Информатика


Цели урока:

  • Обеспечить условия для усвоения знаний по геометрической и волновой оптике;
  • Содействовать в применении знаний, полученных на уроках информатики, при решении физических задач;
  • Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
  • Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте;
  • Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
  • Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
  • Обеспечить активизацию интереса к предмету за счет краеведческой ориентации, развитие ценностного отношения к своему городу.

Тип учебного занятия: нетрадиционный урок (урок повторения и закрепления изученного материала).

Инструментарий:

- компьютеры “Pentium IV”;
- проектор, экран;
- презентация урока “Свойства света”;
- дидактический материал для каждого учащегося в виде карточки “Задачи по теме “Свойства света”;
- электронный учебник по физике “Открытая физика”;
- карточки с практическими заданиями;
- текстовый редактор “Word”;
- табличный процессор Excel;
- программа Microsoft Office Publisher;
- рисунки для рефлексии.

Этапы урока

I. Организационный

II. Мотивация и актуализация опорных знаний

III. Применение знаний при решении задач и контроль сформированности умений и навыков

IV. Информация о домашнем задании

V. Подведение итогов занятия

VI. Рефлексивно-оценочный

Ход урока

I. Организационный (на экране слайды презентации - см. Приложение 1).

    Учитель информатики: Здравствуйте! Кто сегодня отсутствует? Все ли готовы к уроку (наличие тетради, ручек, дневника)?

II. Мотивация и актуализация опорных знаний.

На экране проектора появляются слайды с видами Белгорода.
Учитель физики: читает стихотворение (звучит тихая музыка):

Белый город.
Боль моя и радость.
Добрая задумчивая Русь.
В тихий час ночного звездопада
По тебе я медленно пройдусь.
По твоим открытым косогорам,
Вдоль уснувших улиц и домов.
Спи спокойно, мой любимый город,
Я твоих не потревожу снов.
Галина Ходырева

Учитель физики: Это только малая часть той красоты, которой мы наслаждаемся ежедневно, глядя вокруг себя. Все это – благодаря свету. Наш урок посвящен свойствам света. Откройте тетради и запишите тему урока. Обратите внимание на экран. На слайде представлены несколько кадров из жизни вашего класса. Какие свойства света можно разглядеть здесь? (учащиеся комментируют фотографии) (слайд).

III. Применение знаний при решении задач и контроль сформированности умений и навыков.

Учитель физики: на этом уроке мы будем решать физические задачи с применением знаний, полученных на уроках информатики. Повторим некоторые основные понятия, необходимые для их решения (слайды).

Учитель информатики: повторим основные определения и понятия по информатике, которые помогут нам при решении задач (слайд).

Учитель физики: переходим к решению задач (слайд). При помощи электронного учебника рассмотрим модели некоторых процессов (полное отражение, кольца Ньютона, дифракционная решетка).

Учитель информатики: вам предстоит решить расчетные задачи по физике, применив знания, полученные на уроках информатики. Разделитесь на группы по два человека. На системном блоке каждого компьютера лежат задания (слайд).

Задание 1. Построение изображений в линзах (текстовый редактор Word).

На рисунке показаны положения оптической оси тонкой линзы, светящейся точки А и её изображения В. Найти построением положения центра линзы и её фокусов. Определить вид линзы.

Задание 2. Полное отражение (табличный редактор Exсel).

Составить таблицу предельных углов полного отражения по таблице показателей преломления веществ:

Вещество

Показатель преломления относительно воздуха, n

Предельный угол,

лёд

1,31

 

вода

1,33

 

глицерин

1,47

 

алмаз

2,42

 

= arcsin . Ответ округлить до целых.

Задание 3. Дисперсия света (табличный редактор Excel).

Используя табличные данные, построить график зависимости показателя преломления стекла n от длины световой волны . Вычислить и сравнить скорости распространения световых волн разной длины в стекле. Скорость света в вакууме принять равной 3*108 м/с.

n

, мкм

1,75

0,3

1,675

0,4

1,625

0,6

1,6

1

Задание 4. Интерференция света (язык программирования Basic).

Составить программу для определения результата интерференции (n – четное – светлая полоса, n – нечетное – темная полоса).

Проверить выполнение программы для:

А)

Б)

Задание 5. Свойства света в природе и технике. Используя предложенные фотографии и рисунки, проявления в природе и использование в технике свойств света, составить Web-страницу.

Когда все задания выполнены, учитель проецирует решения на экран. От каждой группы выходит к экрану ученик и комментирует полученный результат. Остальные учащиеся участвуют в обсуждении.

Учитель физики: проявление в природе и использовании в технике свойств света велико. Обзор их займет достаточное количество времени. К этому уроку ученик нашего класса подготовил сообщение о применении свойств света в медицине Белгородской области (слайды).

Учитель физики: у вас на столах лежат карточки с задачами. Решим их.

Задачи по теме: “Свойства света”

  1. Почему политая водой грядка чернеет?
  2. Световой поток падает на волнистую поверхность Белгородского водохранилища. Начертите дальнейший ход лучей в воде. Одинакова ли освещенность различных участков дна?
  3. Почему днем не видно звезд?
  4. Коэффициент отражения зеркала 70%, снега – 85%. Почему же зеркало дает изображение предмета, а снег нет?
  5. Чем объясняются цвета флага Белгородской области?
  6. Светофор дает три сигнала – красный, желтый, зеленый, а лампа внутри него белая. Объясните с точки зрения оптики, как получаются разноцветные сигналы светофора.
  7. Некоторые автомобили имеют дополнительные фары желтого света. Почему такие фары освещают дорогу и в туманную погоду?
  8. Под влиянием сильного нагревания сталь покрывается ярко окрашенной разноцветной пленкой (цветами побежалости). Объясните явление.
  9. Если в Белгородском драматическом театре им. М.Щепкина стать за колонной, то артиста не видно, а голос его слышен. Почему?
  10. Свет, отраженный от поверхности воды, частично поляризован. Как убедиться в этом, имея поляроид?

IV. Подведение итогов занятия.

Учитель информатики: на этом уроке каждый из вас получает две оценки – по физике и информатике (слайд). (Идет комментарий выставленных оценок). Запишите эти оценки в дневник.

V. Информация о домашнем задании.

Учитель физики: запишите домашнее задание (слайд).

Посмотрите видеосюжет (слайд) (За кюветой с битым стеклом располагается картинка. При добавлении глицерина картинка становится видна.) Дома ответьте на вопрос: почему картинка стала видна? (См. Приложение 2)

VI. Рефлексивно-оценочный.

Учитель информатики: мы гордимся спортивными достижениями наших земляков (слайд). Вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке:

  • Все ли у вас получилось?
  • Довольны ли вы своими результатами?
  • Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?

На доске изображен пьедестал почета (1 место, 2 место, 3 место). Определите себе место на этом пьедестале по уровню удовлетворенности итогами урока (достаточно прикрепить медаль, лежащую у вас на столе).