Цели:
Обобщить и закрепить знания о важнейших классах неорганических веществ на примере кислот и оснований, их составе, строении, свойствах, применении.
Показать причинно-следственные связи между химическими свойствами и строением, генетическую взаимосвязь веществ.
Развивать экспериментальные умения.
Воспитывать ответственность за результаты своей работы.
Цели для учащихся:
Учиться применять знания при обобщении материала об основных классах веществ.
Определить значение кислот и оснований в жизни человека.
Восхитимся вашими знаниями и покажем достижения.
Оборудование:
Лист учета знаний.
Задания для самостоятельной работы.
Карточки для проведения эксперимента. Лотки с реактивами.
Коллекция: применение оснований (аммиак, раствор извести, мыло, шампунь, стеклоочиститель, краска, гуашь), кислоты (аспирин, уксусная, муравьиная, никотиновая, фолиевая, аскорбиновая, лимонная, аминокапроновая, щавелевая, газированная вода, кефир).
Видеозагадка. Компьютер, проектор.
Проверочный лист для жюри (родителей и старшеклассников).
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Цель работы |
1 |
Разминка для ума: “Назвать вещества” (на доске: СаО, Н2SО4, Р2О5, КОН, Cu, CuSО4, Zn, NaCl, Na2СО3,, Н2О |
Называют (правильный ответ-1 балл), считают баллы и выставляют в лист контроля |
Показать умение определять принадлежность вещества к классу и называть |
2 |
Определение—шаг в познании. На доске:
|
Вспомнить признаки классов, дать определения |
|
3 |
Родственные связи: назвать по три вещества, относящихся к данному классу, определить сходные и отличительные свойства веществ |
Работа по карточкам индивидуально, затем сдают жюри и выставляют названные жюри баллы |
Умение составлять формулы веществ. Показать связь между строением и свойствами |
4 |
Подумай—выбери. “С какими из перечисленных веществ будет реагировать ваше вещество (бумага, фломастер) |
Работа в парах |
Вспомнить химические свойства. Показать связь между строением и свойствами |
5 |
Эстафета: осуществить превращения Р---Р2О5---Н3РО4---- К3РО4 Са --- СаО---- Са(ОН)2------ Са3 (РО4)2. |
Работа в группах (соревнование по рядам) |
Уметь осуществлять переходы между классами. Показать генетическую взаимосвязь. Развивать навыки написания уравнений реакций |
6 |
Эксперимент.
|
Работа в парах. |
Уметь осуществлять реакции,
доказывающие свойства вещества. |
7 |
Видеозагадка. Кислотно-щелочные истории |
Сообщения учащихся об использовании кислот и оснований |
Определение значения кислот и оснований в природе и для человека |
8. |
Подведение итогов. Состав—строение—свойства—применение. Эту зависимость и тесную взаимосвязь мы сегодня подтверждали |
Подсчет баллов. Выставление оценок |
Формирование способности к адекватному самоконтролю и самооценке |
Лист контроля знаний Ф.И.________________________________
Задания |
Количество баллов |
||||||
1. Разминка для ума “Назвать вещества” |
|||||||
2. Определение—шаг в познании |
|||||||
3. Родственные связи |
|||||||
4. Подумай—выбери |
|||||||
5. Эстафета |
|||||||
6. Эксперимент |
|||||||
7. Кислотно-щелочные истории |
Общее количество баллов:
Оценка ____
3. Родственные связи. Назвать по три представителя данных классов. Вариант 1.
Ф.И.___________________________________
Определите сходные и отличительные свойства веществ и запишите их цифрами в таблицу
Отличия |
Сходство |
|
СаО |
Р2О5 |
|
Сложное вещество.
В состав входят атомы металла.
Взаимодействует с водой с образованием гидроксида.
Кислотный оксид.
Взаимодействует с кислотами.
Взаимодействует с щелочами.
Основный оксид.
Вещество можно получить по реакции соединения с кислородом.
В состав входит кислород.
В состав входит неметалл.
3. Родственные связи. Назвать по три представителя данных классов. Вариант 2.
Ф.И.____________________________
Определите отличительные свойства веществ и запишите их цифрами в таблицу
Отличия |
Сходство |
|
NаОН |
Н2SО4 |
|
Относится к классу оснований.
Относится к классу кислот.
Взаимодействует с кислотами.
Взаимодействует с основаниями.
Взаимодействует с кислотными оксидами.
Окрашивает лакмус в синий цвет.
В состав вещества входит гидроксильная группа.
Окрашивает лакмус в красный цвет.
4. Подумай—выбери. С какими из данных веществ: СаО, Н2SО4, Р2О5, Cu, CuSО4, NaCl, будет реагировать КОН? Сделать рисунок и показать жюри. Например:
6. Эксперимент
Группа № 1.
Используя выданные реактивы, осуществите
реакции, характерные для Са(ОН)2.
Дано: соляная кислота, стеклянная трубка для выдыхания углекислого газа, сульфат меди.
Сделайте вывод о свойствах вашего вещества:
“Гидроксид кальция относится к классу……………, поэтому действительно реагирует с………………………… Общие свойства основаниям придает……………….
6. Эксперимент
Группа № 2.
Используя выданные реактивы, осуществите
реакции, характерные для СаО.
Дано: соляная кислота, вода.
Сделайте вывод о свойствах вашего вещества:
“Оксид кальция относится к классу……………, поэтому действительно реагирует с…………………………
6. Эксперимент
Группа № 3.
Используя выданные реактивы, осуществите
реакции, характерные для НCl.
Дано: кусочек металла лития, оксид кальция в виде порошка, гидроксид натрия.
Сделайте вывод о свойствах вашего вещества:
“Соляная кислота относится к классу……………, поэтому действительно реагирует с………………………… Общие свойства всем кислотам придает………………..
6. Эксперимент
Группа № 4.
Получить сульфат натрия реакцией нейтрализации.
Дано: Гидроксид натрия и серная кислота, фенолфталеин.
Вывод: Реакцией нейтрализации называются реакции…………………………
Видеозагадка
На экране ученик достает из рюкзака кефир, мыло, уксус, аспирин, стеклоочиститель со словами: “Мы с отцом взяли все это на рыбалку. Какое отношение имеют эти вещества к теме вашего урока? Распределите их на две группы.
Кислотно-щелочные истории (сообщения учащихся сопровождаются компьютерной презентацией)
Значение кислот в жизни человека.
С кислотами нам приходится
сталкиваться ежедневно. Например, дождевая вода
только на первый взгляд кажется чистой. На самом
деле в ней растворено немало веществ. Углекислый
газ из атмосферы растворяется в водяных парах и
выпадает слабым раствором угольной кислоты.
Этот слабокислый раствор попадает в грунт,
растворяет карбонат кальция в почве. Поэтому
вода рек и озер жесткая. А из выхлопных газов
автомобилей оксид серы добавляет серную кислоту.
Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи,
приправы поставляют нам лимонную, уксусную,
винную, щавелевую, яблочную кислоты. Все
молочнокислые продукты содержат молочную
кислоту. Угольная кислота—это газировка и
шипучие напитки.
Кислоты нас лечат, например, аскорбиновая
кислота—витамин С, ацетилсалициловая—аспирин,
фолиевая и никотиновая кислоты, аминокапроновую
кислоту вводят капельно в вену как
кровоостанавливающее средство. В муравьях и
крапиве содержится муравьиная кислота, которую
используют при заболевании суставов.
Аминокислота глицин применяется как средство,
улучшающее память и мозговые функции. Из
аминокислот строятся в организме белки.
Соляная кислота в нашем желудке активизирует
пищеварительные ферменты, помогает расщеплять
белки и убивает бактерии, попавшие в организм с
пищей.
Значение оснований в жизни человека.
Все моющие средства, мыло, шампунь
представляют собой слабощелочные растворы.
Именно щелочная среда создает эффект мылкости,
растворяет жир и смывает грязь.
Щелочи обладают и дезинфицирующим свойством.
Поэтому совершенно верно показывают в рекламе
после применения мыла “Сейфгард” уменьшение
бактерий.
Раствор аммиака и стеклоочиститель – это также
основания. Щелочной раствор гидроксида кальция
Са(ОН)2 (гашеная известь) мы наносим на стены
при побелке.
На основе нерастворимых в воде оснований –
гидроксидов хрома, железа, кобальта, марганца,
меди изготавливают малярные и художественные
краски.
А из гидроксида никеля прессуют пластины
щелочных аккумуляторов.
Щелочные батарейки мы используем как источники
питания для приборов.
Литература:
Детская энциклопедия. Я познаю мир. М.: АСТ, 1995.
Химическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1988.
Аликберова Л. Занимательная химия. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. Ярославль.: Академия К, 2000.