Задачи занятия:
обучающие
- формирование знаний и умений учащихся по расчету средней скорости движения;
- умения нахождения относительной скорости;
- применения графика (линейной и квадратичной функции) к решению физических задач;
- объединение знаний по физике и математике.
воспитывающие
- формирование значимости взаимосвязи физики и математики в познаваемости окружающего мира.
развивающие
- развитие обобщенных знаний и целостного представления о физических законах;
- формирование умения аккуратно строить графики; умение выводить общую рабочую формулу для необходимого решения;
- формирование умений делать выводы на основе имеющихся знаний.
План занятия:
- Подготовка учащихся к началу работы (размещение учащихся по группам; постановка задачи урока и темы; представление гостей).
- Выявление имеющихся знаний и умений (рабочий математический диктант).
- Расчет средней скорости движения (групповая работа на местах).
- Решение задачи с элементами исследования на относительность движения (работа с учеником у доски).
- Работа на построение и чтение графиков скорости и ускорения (работа учащихся у доски).
- Исследование формулы проекции перемещения при равноускоренном движении с целью построения графика (ведёт учитель математики).
- Закрепление учащимися данного материала (защита по группам).
- Сообщение ученика о связи двух наук: физики и математики.
- Оценка знаний учащимися с учётом выполненных заданий.
Длительность занятия: 90 минут.
Математический диктант (с последующей проверкой).
- Перевести 20 км/ч в м/с.
- Как найти среднюю арифметическую величину скорости?
- Как найти величину средней скорости?
- Как найти сумму двух векторов?
- По рисунку необходимо найти неизвестные
величины.
- Дана квадратичная функция:
y =Ах2 + Вх + С.
А)Указать координаты вершины параболы;
Б) Указать направление ветвей параболы;
В) Как найти точки пересечения с осью ОХ и с осью ОY. - По графику составить функцию.
Ответы.
1. 5,5 м/с
2. Частное от деления суммы скоростей на их количество.
3. V = S / t
4.
5. а = с sin a
b = c cos a
6. х0 = -В / 2n; y = y (х).
А > 0, ветви направлены вверх.
А < 0, ветви направлены вниз.
ОХ: y = 0, это будет найдено х.
ОY: х = 0, это будет найдено y.
7. y = кх + в; в = 5. к = 5 / 5,5; к = 10 / 11. y1 = - 11 х /10 + 5.
y = кх + в; в = 1. к = 1 / 2; y2 = 1 х / 2 + 1.
Относительность движения.
Задача. Катер пересекает реку. Скорость течения реки равна 3,6 км/ч. Скорость катера относительно воды составляет 18 км/ч. Под каким углом к берегу должен идти катер, чтобы пересечь реку за минимальное время. Ширина реки при этом равна 200 м.
(задача решается на доске одним учеником вместе с классом и учителем физики, а потом вступает в рассуждения учитель математики).
Дано: | СИ: | Решение |
V1 = 3, 6 км/ч | 1м/с | V1 – скорость течения реки ПСК; |
V2 = 18 км/ч | 5 м/с | V2 - скорость катера в ПСК; |
L = 200 м | V – скорость катера в НПСК. | |
а - ? | ||
t -? | V = V1 + V2 ; |
Находим проекцию вектора V на ось ОХ и ось ОY:
Vх = ОК = ОМ + МК = V1 + V2 cos a; Vх = V1 + V2 cos a;
Из треугольника МСК: МК = V2 cos a;
Vy = ОА = СК = V2 sin a; Vy = V2 sin a;
Находим перемещение по оси ОХ и оси ОY:
Х= Vх t Х= (V1 + V2 cos a) t;
Y = Vy t Y = V2 sin a t, но y =L.
L = V2 sin a t.
Исследуем эти функции:
Чтобы t было минимальное, надо, чтобы х было минимальное, т.е. при cos a = 1, а = 900.
Проверим для равенства L = V2 sin a t, L = V2 sin 900 t; L = V2 t, т.к. 00 < sin a < 1800 , т.к.
Это угол между V1 и V2 , но sin (180 – а) = sin а.
Итак, чтобы время было минимальное, надо чтобы а = 900 и находим время t из формулы L = V2 t;
t = 200/ 5 = 40 (с)
Ответ: а =900, t = 40 с.
Средняя скорость (групповая работа).
Задача: Определите среднюю скорость поезда на всем участке, если скорость на подъеме 30 км/ч, а скорость при спуске 90 км/ч, кроме этого спуск оказался в два раза длиннее подъема.
Дано: | СИ: | Решение: |
V1 = 30 км/ч | 8,3 м/с | Vариф.ср. = (V1 + V2) / 2; |
V2 = 90 км/ч | 25 м/с | Vариф.ср. = (8,3 + 25) / 2 = 16,7 (м/с); Vариф. ср = 16,7 м/с |
S2 = 2 S1 | Vср. = S/ t; | |
Vср - ? | Vср. = (S1 + S2) / (t1 +t2); | |
t1 = S1 / V1; t2 = S2 / V2 ; | ||
Vср. = (S1 + S2) / (S1 / V1 + S2 / V2) = | ||
=(S1 + 2S1) / (S1 / V1 + 2S1 / V2); | ||
Vср = 3 S1 / ((V2 S1 + 2 S 1V1) / V1 V2) = | ||
= (3 S1 V1 V2) / (S 1 (V2 + 2V1)) = 3 V1 V2 / (V2 + 2V1); | ||
Vср = 3 V1 V2 / (V2 + 2V1); | ||
Vср = 3 • 8,3•25 / (2•8,3 +25) = 15 (м/с); Vср = 15 м/с | ||
Ответ: Vср = 15 м/с. |
На доске выполняет эту задачу тот, кто сделает её правильно раньше вместе со своей группой. Обратить внимание на то, что величина средней скорости и величина арифметической средней скорости отличаются по своему значению.
Графики скорости, перемещения и ускорения.
Задание 1: По графикам, изображенным на рисунках, необходимо записать уравнения зависимости скорости и перемещения от времени.
Выполняют группы с нечетными номерами. Выполняют группы с четными номерами.
V1 = 8 – 2,6 t; V2 = 2 + 2t;
S1 = 8t – 1,3 t2; S2 = 2t + t2;
Задание 2: По графику скорости построить графики ускорения и перемещения.
а = (V1 – V2 )/ t;
а = 0,5 м/с2
S = (а t2 / 2) + V0 t; S = 0,2 t2 + 2 t;
Как построить график перемещения?
Исследование формулы проекции перемещения при равноускоренном движении с целью построения графика (ведёт учитель математики).
y = 0,2 t2 + 2 t
Что это за функция? y = Ах2 + Вх +С
Что является графиком данной функции? Парабола.
Что необходимо знать, чтобы построить график данной функции? Необходимо найти вершину параболы, указать направление ветвей параболы, найти точки пересечения с осями координат.
А) х0 = -В /2А;
х0 = -5;
y0 = 0,2• 25 – 10 = -5
Вершина параболы имеет координаты (-5,-5).
Б) А = 0,2, А > 0, ветви параболы направлены вверх.
В) ОY: х = 0, y = 0.
ОХ: y = 0; 0,2х2 +2х = 0
х = о и 0,2х +2 = 0; х = -10
Итак, точки пересечения параболы с осями координат (0,0,) и (-10,0).
Учащиеся в своих тетрадях выполняют построение этого графика, а один человек делает это на доске.
Защита по группам.
По графику перемещения, состоящему из двух участков парабол, построить графики скорости и ускорения.
Сообщение ученика о применении (связи) математики и физики.
Итоги занятия. Учителя подводят итог работы учащихся на этом занятии; обобщают весь учебный материал; выставляют оценку тем учащимся, которые работали у доски. Кроме этого, они собирают сведения от «старшего» группы о работе каждого учащегося во время работы на местах. Итоговую оценку каждый учитель по своему предмету выставляет с учётом, сданной этими «старшими», зачётной ведомости.
Рабочий диктант | Средняя скорость, арифм. скорость | Относительность движения | Работа с графиком скорости | Равноускоренное движение | Защита заданий | Итоговая оценка |
Групповая работа | Групповая работа | Коллективная работа | Коллективная работа | Коллективная работа | Коллективная работа | |
Ф.И учащегося |