Урок русского языка в 8-м классе по теме "Воля и труд человека Дивные дива творят"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Дать понятие о грамматическом значении обстоятельств.
  2. Развивать умения различать второстепенные члены предложения.
  3. Способствовать воспитанию уважения к труженикам родного села.

Оборудование:

1. Компьютерные диски «Государственная символика России», «Синтаксис. Текст. Второстепенные члены предложения».
2. Карточки с заданием (содержание карточки – на альбомных листах помещена фотография земляка – орденоносца, рисунок ордена, которым он награжден, некоторые биографические данные).
3. Ордена и фотографии земляков.
4. Стенд «Приходили отцы с орденами».

Ход урока

1. Орг. момент. Приветствие.

У всех ли ТРУД (дети знают, что труд – это тетрадь, ручка, учебник, дневник) готов?

Учитель говорит записанные на доске строки Н. Некрасова

«Воля и труд человека
Дивные дива творят».

2. Ребята, как вы понимаете слова Некрасова?

1. Всякий ли труд почетен?

Оценивает ли как-то наша Родина труд людей?

Что такое орден?

Какие ордена вы знаете?

Вы, конечно, назвали не все. Задача нашего урока – узнать, какие еще существуют награды, кто из наших земляков был награжден ими. Это государственные награды. В конце урока вас ждет сюрприз. Я вручу вам личную медаль за работу на уроке.

2. Работа со словарем.

«Орден» - 1 ученик определяет лексическое значение.

3. Разборы у доски.

«Орденоносец» - разбор слова по составу,

«Орденская книжка» - синтаксический разбор словосочетания.

(По окончании работы заслушивается 1 ученик.)

4. Работа за компьютером.

Посмотрите, ребята, какие ордена имеются на диске «Государственная символика России»,

используя материалы файлов, подготовьте рассказ об одном из орденов.

5. Задание: Запишите текст.

Антонина Евдокимовна Сапарина родилась и выросла в нашем селе. Военное лихолетье прервало беззаботное детство. Девочке-подростку пришлось выполнять тяжелую работу. Она и лес валила, и сено косила, и коров доила. За свой добросовестный труд Антонина Евдокимовна награждена орденом Трудового Красного Знамени.

1 ряд – подчеркните дополнения, указав их способ выражения;

2 ряд – подчеркните определения, указав их способ выражения.

Если будут ошибки, задать вопросы: - Что мы называем дополнением? Расскажите о прямом и косвенном дополнении.

- Что мы называем определением? Расскажите о согласованном и несогласованном определении.

Физкультминутка:

Исходное положение – сидя на стуле.

1 – 2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

6. Вопрос: А какие еще второстепенные члены вы знаете? Что вы знаете об обстоятельстве?

3. Вот сегодня, ребята, мы постараемся углубить свои знания об обстоятельстве. Запишите тему урока: «Основные виды обстоятельств».

Задание: пользуясь планом на доске и материалами учебника стр.79, подготовьте рассказ об обстоятельстве.

- Что мы называем обстоятельством?
- Основные группы обстоятельств.
- Способы выражения обстоятельств.

4. Вопрос: что вы нового узнали об обстоятельствах?

1. Сильные учащиеся работают на компьютере: выполните тест «Второстепенные члены предложения», остальные записывают текст, по ходу записи находят обстоятельства и определяют группы по значению:

Какое великое счастье – жить в мире без войн и с хлебом в достатке. «Цена» хлеба – это тревожные ночи, труд и пот, не измеряемые никакой часовой стрелкой. Юрий Степанович Жуков – потомственный землепашец. Всю свою сознательную жизнь выращивал хлеб. Долгие летние ночи проводил он в поле за штурвалом трактора и комбайна. Юрий Степанович был направлен в г.Казань на слет передовиков, где ему был вручен орден «Трудовой Славы».

2. Используя карточки - помощницы, напишите сочинение-миниатюру, озаглавьте его, или опишите орден.

5. Вывод по уроку:

Итак, какой второстепенный член предложения называется обстоятельством?

6. Оценивание. Награду за хорошую работу в классе получают следующие учащиеся…

(Вручаются медали, изготовленные выпускниками прошлых лет)

7. Домашнее задание: (одно из двух по выбору учащихся)

1. Расспросите своих родителей, какие награды они имеют, и напишите об этом в сочинении - миниатюре.

2. Придумайте и нарисуйте свою награду учащимся за участие в неделе русского языка и литературы.