Урок по предмету "Окружающий мир". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

образовательная:

  • формировать образное представление о России начала XVIII века;
  • охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества.

развивающая:

  • развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины;
  • умение сравнивать, выделять главное;
  • мышление, память, речь учащихся (через высказывания);

воспитательная:

  • осуществлять эстетическое и нравственное воспитание учащихся на примере жизни и деятельности Петра I, положительной мотивации к учению, культуры поведения.

Оборудование: карточки для групповой работы, карточки для словаря, цветы для самооценки, диск с презентацией (Приложение 1) , аудиозаписи, медиапроектор, учебник “Мир вокруг нас” - Плешаков А. А.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка учебной проблемы.

IV. Открытие нового знания.

V. Физминутка.

VI. Самостоятельная работа в группах.

VII. Первичное закрепление.

VIII. Закрепление материала.

IX. Итог урока. Рефлексия.

X. Выставление оценок.

XI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.

Садитесь.

(На экране появляются раскрывающиеся лепестки разных цветов).

Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу.

Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.

- Сегодня мы продолжим изучение личностей, которые оставили яркий след в истории нашей родины.

- А в какой стране мы живём?

И работать мы будем под девизом – УСПЕХ ДАРИТ РАДОСТЬ.

II. Актуализация знаний.

У. Кому может соответствовать данное описание: < Слайд 1> (Приложение)

“Был он в парадном одеянии, на голове сияла “шапка”, украшенная драгоценными камнями, опушённая соболиным мехом и увенчанная крестом с жемчужинами на конце. На нём длинная парчовая одежда с узорами, сверкающая бриллиантами и изумрудами. В руках его жезл и шар с крестом сверху. Всё из золота. Кто это?

1. Князь.

2. Царь.

3. Боярин.

Да, это парадное одеяние царя.

Докажите < Слайд 2,3 > (Приложение)

На голове сияла “шапка”-корона – драгоценный убор, символ царской власти. Иначе, шапка Мономаха, символ царской власти.

Жезл и шар – это скипетр и держава – также символы царской власти.

Кто был первым русским царём? < Слайд 4 > (Приложение)

Титул царя первым получил Иван IV, или Иван Грозный.

Что нового появилось на Руси во время царствования Ивана Грозного?

Увеличилась территория Руси.

Открыта типография в Москве.

Почему народ прозвал его “Грозным”?

Был несдержанным и злобным. С непокорными расправлялся очень сурово. Не пощадил даже собственного сына.

У. После смерти Ивана Грозного и его двух сыновей прекращается царский род Рюриковичей наступает Смутное время. На троне за короткое время сменяется несколько царей. В 1613 году был избран новый царь – Михаил Романов. Цари из рода Романовых правили Россией более трёхсот лет.

III. Постановка учебной проблемы.

А теперь попробуйте угадать, кем мог быть этот человек?

“Чтобы всё успеть, с трёх часов утра был на ногах. Считался опытным зубным врачом”.

Понятно, о ком идёт речь? (Нет)

“Мастерил посуду, лодки, стулья”

Дети: Может быть, плотник?

“Любил он всё делать сам, оттого с рук его не сходили мозоли. Рост этого человека 2метра 4 см. одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод носил шапку”.

У. Вы догадались, это царь Пётр I. < Слайд 5 > (Приложение)

С одной стороны – носил скромную одежду, стремился овладеть различными ремёслами, мог строить корабли, врачевать, а с другой стороны – это царь. Это выдающаяся личность.

Так какова же тема нашего урока?

Дети сами формулируют тему урока, которая открывается на доске.

Тема: Пётр I и его дела.

Цель – доказать, что Пётр I является выдающейся исторической личностью.

IV. Открытие нового знания.

Изучать историческую личность мы будем по плану: < Слайд 6 > (Приложение)

План изучения личности.

1. В какое время жил.

Детство.

Характер.

Что сделал.

Ваше отношение к личности.

1. В какое время жил. < Слайд 7 > (Приложение)

Пётр I родился в 1672 году в Москве в. Его мать – Наталья Кирилловна Нарышкина, отец – Алексей Михайлович.

Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех задач нужны были образованные люди. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других. < Слайд 8 > (Приложение)

Детство.

Характер.

А теперь откройте учебники на стр. 94 и, прочитав самостоятельно текст, составьте рассказ о детстве Пётра I, его характере.

Пётр I стал царём, когда ему было всего 10 лет. Россия в тот момент переживала трудный момент своей истории: она очень сильно отстала в своём развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было.

СЛОВАРЬ: ВЕРФЬ – это слово пришло к нам из нидерландского языка, означает предприятие для постройки судов.

НАВИГАЦИЯ – это наука о способах выбора пути и методах вождения судов.

Что сделал.

При Пётре I Россия сделала большой шаг вперёд. Он был предан России, верил в её возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось повсюду. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Пётра I превратилась в великую державу.

Царь-преобразователь, так его можно назвать. Докажите это, прочитав учебник –стр. 95. < Слайд 9 > (Приложение)

Преобразования Петра I

1. Новое летоисчисление от Рождества Христова.

2. Первая печатная газета.

3. Первый музей – Кунсткамера

СЛОВАРЬ: Кунсткамера- это слово пришло из немецкого языка – кабинет редкостей, музей, в прошлом – название различных исторических, художественных, других коллекций редкостей и места их хранения.

4. Первая публичная библиотека.

5. Создание русского флота.

6. Открытие новых заводов.

7. Возникновение новых городов.

8. Открытие новых школ.

9. Новая мода.

V. Физминутка.

(Для осанки)

У нас славная осанка
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята.
А вот если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес!

(Зрительная) выразим пожелания нашему дому.

Руки над головой – крыша идеального дома.
Руки на груди – тепло дома.
Глаза вверх – мир дому.
Глаза вниз – покой дому.
Глаза вправо – добро дому.
Глаза влево – любовь дому.
Глаза прямо – свет дому.

VI. Самостоятельная работа в группах.

Говоря о преобразованиях Пётра I мы определили, что одним из них было открытие новых школ.

Пётр I в своем стремлении обустроить все и сразу, повелел создать современную книгу об этикете, а что такое этикет?

СЛОВАРЬ: ЭТИКЕТ – в переводе с греческого обычай, это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям, поведение в общественных местах, формы обращения и приветствия, манеры и одежды.

И такую книгу издали под названием “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”, в которой давались разъяснения и наставления молодым людям о том, как следует вести себя в семье, гостях, общественных местах, на службе. В ней содержались практические советы о том, что прилично, а что недопустимо в общении, в разговоре, за столом, на улице.

Это первая русская книга, предназначенная специально для детей. До нее дети имели возможность читать то же, что и взрослые, - Псалтырь, Евангелия.
Начало XVIII века ознаменовалось появлением произведений для детей, как самостоятельной ветви русской литературы. "Юности честное зерцало" - прямое отражение государственной политики Петра. Оградя Отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государства через искусства и науки", - провозгласил царь и начал проводить обширные, радикальные и разносторонние реформы в этой области. Воспитание и образование молодых людей впервые рассматривается как дело государственной важности, даже если имелось в виду домашнее образование, распространенное среди состоятельных дворян.

А что же означает название этой книги?

СЛОВАРЬ: Юности честное – почитаемое, правдивое, в нём присутствует значение слова ЧЕСТЬ.

Зерцало – синоним слова ЗЕРКАЛО, от старославянского ЗЕРКАТЬ, т.е. зорко смотреть, второе значение – литературное – нравоучительное произведение литературного характера.

Книга состоит из 3 частей: азбуки, правил поведения юношества дома и в обществе, нравоучительных наставительных правил девической чести. <Слайд 10> (Приложение)

Прежде, чем вы начнёте выполнять задания в группах, давайте вспомним УСТАВ такой работы: <Слайд 11> (Приложение)

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай.

Итак, перед вами пять фрагментов "Юности честное зерцало".

- Что сохранилось в поведении молодого поколения?

Вам предстоит определить, какому обхождению они учат и доказать, что эти наставления нужны и сегодня, только вот где они могут пригодиться? В семье, в лицее, в общении с друзьями, в городе, а может быть, даже для России сегодняшней .

(Обсуждение детей, показ на доске)

Деяния Петра I будут неполными. Если мы не вспомним еще об одном.

Чтение стихотворения ребёнком:

А.С.Пушкин.

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
Под ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги будут в гости к нам,
И запируем на просторе. < Слайд 12 > (Приложение)

Именно Пётр выбрал место для его строительства. И столицей нашего государства стал Санкт-Петербург, что означает “Святого Петра крепость”.

Только не подумайте, что он назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. И назвал Пётр будущую столицу на европейский манер. Самим названием подчеркнув, что город будет цивилизованным.

Экскурсию в этот город мы совершим на следующем уроке.

VII. Первичное закрепление.

О теперь отгадаем логогриф. < Слайд 13 > (Приложение)

  1. Как называлась первая русская газета.
  2. Орган управления страной, введённый Петром I.
  3. При Петре был построен русский…
  4. В ходе Северной войны со шведами при Петре появилась русская…
  5. Навигацкие, инженерные, “цифирные”…
  6. Область, которой управлял губернатор.
  7. Кунсткамера – это первый русский…

VIII. Закрепление материала.

Какое слово получилось по вертикали?

Кого мы называем таким именем? А почему? (За его дела)

Подходит ли это слово к деятельности Петра?

Незадолго до смерти Петра Сенат провозгласил его императором – в переводе с латинского языка – повелителем – и повелел величать его Великим. Россия с этого времени стала империей.

Мы и сегодня с уважением и гордостью говорим об этом человеке. < Слайд 14 >

По нашему описанию личности мы поработали над четырьмя пунктами, по пятому – ваше отношение к личности – выскажите свои мнения.

Высказывания детей о личности Петра Великого.

IX. Итог урока. Рефлексия.

Давайте вернёмся к девизу нашего урока – Успех дарит радость. Если вы испытали радость от встречи с таким человеком как Пётр I, от общения, от открытия для себя нового, цвет ваших цветов – красный, если же вы остались равнодушны к прошлому нашей родины, вам было сегодня скучно и не интересно, то ваш цветок – белый.

(по группам прикрепляют цветы на доску)

X. Выставление оценок.

XI. Домашнее задание.

Наш урок подошёл к концу. Вы узнали новое, повторили ещё раз то, что знали. Я предлагаю вам на этом не останавливаться, дома подготовить сообщение о Санкт-Петербурге. Спросите у родителей, какие названия ещё носил этот город. И попробуйте составить своё Зерцало лицеиста. < Слайд 15 > (Приложение)

Спасибо за урок .

Желаю успехов в домашней творческой работе !