Интегрированный урок по химии, географии, ОБЖ

Разделы: Химия, География, ОБЖ


Вода, истинное чудо земной природы,
заслуживает, быть может, великой
поэмы – так велика её роль в нашей
жизни, так драматична и сложна
судьба этого жидкого минерала.
(В. Чивилихин. )

Цели:

  • Объединить знания о воде, которыми овладели учащиеся из курса химии и географии.
  • Сформировать целостное представление у учащихся о воде, основываясь на её физических, химических свойствах.
  • Объединить разрозненные знания, о данном веществе полученные во время учебных занятий.
  • Выявить экологическое состояние водоёмов на территории нашего посёлка, района.

Построение урока: 3 части:

I часть: “Вода в природе”.

II часть: “Вода для нас”.

III часть: “Мы для воды”.

Ход урока

Начинается урок с музыки Н. А. Римский-Корсаков

“Шахеризада” - ревущий океан.

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И всё это – только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя, большие морские суда.
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это
А, в сущности – только вода.
В цветенье вешнем иль в снегу
Земля всегда красавица,
И за любовь она в долгу
Пред Вами не останется”.

Познавая науку, знакомясь с химией, первое, что мы слышим:

“Аш - два - о”,

Н2О – научное имя воды.

На языке древних шумеров слово “вода” звучит просто буква “А”.

Первая буква алфавита: “А – Аква – вода” - первая субстанция жизни. На гербе водного царства можно написать девиз: “Никому не уступлю”. Смысл его – великая роль воды в жизни Земли. Ни на одной планете нет такого количества воды, как на Земле.

Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и в пище. Она и в нас самих: мы на 2/ 3 “сделаны” из воды. Вода – наиболее распространённое в - во, привычное в нашей жизни.

В: Так уж вода – обыкновенна?

Итак, мы начинаем.

I часть: “Вода в природе”.

  1. Сообщение учащихся “Вода – минерал…”.
  2. Каков состав воды?
  3. Каково строение молекулы воды?

Задание 1: Отвечая на этот вопрос, давайте вспомним модель молекулы воды (строим из пластилина). Следует отметить, что в состав данной молекулы входят 1 атом кислорода и 2 атома водорода.

Отсюда следует, что валентность водорода равна I, а кислорода равна II.

Задание 2: Рассчитайте относительную молекулярную массу воды и сероводорода. Сравните их массы.

Проблемный вопрос: Исходя из этого предположите температуры

кипения данного вещества.

Вывод: сероводород должен кипеть при высокой температуре.

  Н2О H2S
Tкип. 100ОС - 61ОС

Почему происходят эти изменения?

Между молекулами воды возникают более прочные хим. связи, чем межмолекулярные. Они называются - водородные. Это связь между атомами водорода и кислорода соседних молекул. Эти связи удерживают молекулы прочно, поэтому процесс испарения затруднён. Для него требуется более сильное нагревание (демонстрация рисунка “Кристаллическое строение воды”).

Сообщение о свойствах воды.

Задание 3: Объясните, почему по воде могут бегать водомерки?

Во время урока идёт заполнение кроссворда, шаблоны на столах учащихся.

Задание 4: Мельчайший кристаллик воды. 12 по вертикали. (снежинка).

Задание 5: На столах у ребят лежат квадратики из чёрной бумаги и мелки. Нарисуйте снежинку.

Дети рисуют, помня, что она лучистая, но, не обращая на число лучей внимание. Наблюдаем за работой.

Затем учитель отмечает, что снежинка должна быть шестилучевой – показать эти рисунки.

Вывод: Внутреннее строение льда выражается во внешней форме снежинок.

Задание 6: Как вы думаете от чего зависит рисунок снежинки? (чем рисунок сложнее, тем с большей высоты она падает).

Задание 7: Почему плавает лёд?

(т. к. вода способна расширяться по отношению к прежнему объёму, поэтому лёд легче жидкой воды и всплывает на поверхность и поэтому промерзает до дна).

Лёд - это “шуба”, под которой животным в Арктике не холодно.

Учитель географии:

Теперь обратим внимание на цветное фото Земли из космоса.

Почему наша планета имеет голубой цвет?

Задание 8: Перечислите формы воды и географические образования на Земле.

Задание 9: Разгадаем 2 слова:

  1. 4 по горизонтали: водное географическое образование гиганских размеров. (океан).
  2. 1 слово по горизонтали: участок водной поверхности. (акватория).

В пресной воде солей гораздо меньше, в морской. Их массовая доля не более 0, 1 % (вспомним массовые доли солей в морской воде, она равна 3, 65%). Вся вода делится на пресную и минерализованную.

Задание 10: разгадаем слово 9 по вертикали: самое прозрачное озеро в мире? (Байкал)

Учитель химии: Предлагаю вашему вниманию решить несколько задач на вычисление массовой доли солей в растворе.

Сравним содержание солей во всех водах и морской воде, записываем результаты в общую таблицу (на ватмане на доске, ребята вписывают свои данные при решении задач).

  Масса солей в 1 л. Массовая доля солей.
1. Мировой океан

2. Байкал

3. Волга

91,4 мг

433 мг

3,65%

0,009%

0,043%

4. Минеральная вода    

Вывод: Все воды по сравнению с водой Мирового океана имеют невысокое содержание солей и могут быть отнесены к питьевой воде.

Задание 11: разгадаем слово: 10 по вертикали: Самое солёное озеро России. (Баскунчак).

Задание 12: разгадаем слово: 8 по горизонтали: Подземная пустота образованная, благодаря растворенной способности воды. (пещера)

Задание 13: разгадаем слово: 5 по вертикали: плавающий ледник в океане. (айсберг).

А теперь рассмотрим картины, которые представлены художниками разных времён и очень многое из них с любовью воспели силу и красоту воды.

Сообщение учащихся о красоте воды + музыкальное и художественное сопровождение.

Задание 14: разгадаем слово 6 по вертикали: Гигантская волна. (цунами).

Учитель географии: Рассмотрим влияние воды на климат.

В: Как сказывается на климат большая теплоёмкость воды?

Задание 15: разгадываем слово: 13 по горизонтали – климат удалённых от моря областей. (континентальный).

Ученики рассказывают, что вблизи морей и океанов климат мягче, характеризуется мягким зимой и нежарким летом.

Климат глубинных районов, удалённых от океана, отличается резкими перепадами температур в летнее и зимнее время днём и ночь. Сравниваем колебание температур в Прибалтике от + 20 до -10оС, в Якутии от + 40 до – 50оС.

Задание 16: разгадаем слово 2 по вертикали – Северный русский порт, не замерзающий зимой? (Мурманск).

3 по вертикали: название океанического течения, влияющего на климат? (Гольфстрим).

Задание 17: 7 по горизонтали: Ветер с моря на сушу и приносящий обильные дожди (муссон).

Перемена (физпауза).

II часть: “Вода для нас”.

Задание 18: 11 по вертикали: географическое образование, лишённое воды? (пустыня).

Слово “пустыня “от слова “пусто”. Почему в пустыне пусто? Подводим детей к тому, чтобы они рассказали о значении воды для жизни на Земле.

Сообщения о значении воды.

Используя при ответе данные таблицы на доске.

Задание 19: 14 по вертикали: водоём, созданный руками человека. (водохранилище).

В: Для чего нужна вода человеку?

Ученики перечисляют все нужды: питьё, варка, мытьё посуды, жилища, стирка белья, канализационные нужды.

Сообщаем, что на питьё человеку требуется около 2 л. воды в сутки, на другие нужды в нашей стране тратится от 500 до 800 л. воды в сутки на человека в промышленных целях.

III часть “Мы для воды”.

В: Как же мы относимся к воде? Насколько мы её бережём?

Сообщение “Океан в Опасности”.

В: Какими способами человек загрязняет воду?

(Работа в группах, где ребята готовят проекты по данному вопросу, затем обсуждение).

Дети перечисляют всё, что знают о загрязнённой воде в природных водоёмах: сточные воды городов

  • Стоки от животноводческих комплексов;
  • Стоки от полей с минеральными удобрениями;
  • Промышленные стоки;
  • Стоки от мытья автомобилей;
  • Бытовой мусор;
  • Загрязнение Мирового океана нефтью.

Обратим внимание на наш вернисаж, тема, которой “Берегите воду” (заранее приготовленные и выставленные рисунки детей).

В: Что делать для того, чтобы повысить качество воды? (ответы детей)

  • Бытовые и пром. Стоки не сбрасывать в естественные водоёмы, а очищать и употреблять многократно.
  • Очищать городские канализационные стоки;
  • Употреблять мин. Удобрения так, чтобы их излишки не попадали в водоёмы;
  • Усовершенствовать уборку животноводческих ферм;
  • Разумное расходование воды.

В: Обсуждаем вопрос о состоянии воды в посёлке.

Вывод по уроку делает каждый учитель. Проверяется кроссворд.

Выставляются оценки.

Для учащихся проводиться психологический тест на адаптацию данного материала.