Урок-соревнование "Первоначальные химические понятия"

Разделы: Химия


Цели:

  • Образовательные: повторить и закрепить изученный материал по темам “Введение”, “Атомы химических элементов”, “Простые вещества”.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, умение быстро и четко отвечать на вопросы.
  • Воспитательные: воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результаты работы.

Подготовительная работа:

  1. Учащиеся класса делятся на три команды, выбирают капитанов.
  2. Для оценки работы учащихся формируется жюри, в состав которого входят учителя химии.

Ход урока

1. Представление команд.

Команда заранее выбирает капитана, название (связанное с химией), эмблему, девиз. За этот конкурс команда может получить максимально 3 балла. Оцениваются оригинальность названия, соответствие эмблемы названию, содержание и оригинальность девиза.

2. Разминка.

Команды по очереди отвечают на пять вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Задание для первой команды: Определите, в каких предложениях говорится о сере как о простом веществе, а в каких – как об элементе:

  1. Сера – вещество желтого цвета.
  2. В состав серной кислоты входит сера.
  3. Сера не притягивается магнитом.
  4. Сера используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями растений.
  5. Многие природные соединения содержат серу.

Задание для второй команды: Определите, в каких предложениях говорится о водороде как о простом веществе, а в каких – как об элементе:

  1. Водород – бесцветный, самый легкий газ.
  2. В состав воды входит 11% водорода.
  3. Водородом наполняются резиновые шарики.
  4. Водород содержится во многих органических веществах.
  5. Водород – экологически чистое топливо.

Задание для третьей команды: Определите, в каких предложениях говорится о кислороде как о простом веществе, а в каких – как об элементе:

  1. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.
  2. Кислород мало растворим в воде по объему.
  3. Кислород входит в состав перманганата калия – марганцовки.
  4. В воздухе содержится 21% кислорода.
  5. Молекула вещества состоит из двух атомов кислорода.

Еще по одному баллу команды могут получить расшифровав, что обозначают следующие записи и о какой форме существования химического элемента они говорят:

1 команда – 4CO2.

2 команда – 3N2.

3 команда – 3Cl.

3. Лабораторное оборудование.

Члены команд по очереди выходят к демонстрационному столу, где находится химическое оборудование, выбирают любой предмет и указывают его название и назначение. Когда закончатся все предметы, команды выбирают конверт с вопросом:

1й конверт – Каковы правила техники безопасности при работе со спиртовкой?

2й конверт – Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при нагревании пробирки с жидкостью?

3й конверт – Как нужно правильно определять запах вещества?

Каждый правильный ответ – 1 балл.

4. Эстафета.

Сначала команды отгадывают элементы, о которых идет речь в загадках:

1 команда: Название какого элемента в переводе с латинского обозначает “безжизненный”? (азот)

2 команда: Какой элемент образует легкий, серебристо-белый металл, используемый в самолетостроении? (алюминий)

3 команда: Какой элемент получил название за свой желто-зеленый цвет? (хлор)

Затем члены команд по очереди выходят к доске и выполняют задания, связанные с отгаданным элементом:

  1. Составить схему строения атома данного элемента, его электронную и графическую формулу.
  2. Составить формулу простого вещества, образованного этим элементом, определить вид связи, показать механизм ее образования.
  3. Составить формулу высшего оксида данного элемента.
  4. Вычислить относительную молекулярную массу оксида.
  5. Рассчитать массовые доли элементов в оксиде.
    Каждое правильно выполненное задание оценивается в один балл.
  6. Решить задачу (на местах):

1 команда: Какова масса 67,2м3 азота при н.у.?

2 команда: Сколько атомов содержится в 67,5г. алюминия?

3 команда: Какой объем займут при н.у. 106,5г. хлора?

Задача оценивается в три балла.

5. Творческий конкурс.

Каждая команда выбирает конверт с описанием определенной ситуации, которую нужно показать с помощью мимики и жестов, без слов:

1й конверт: изобразить состояние ученика, разлившего концентрированную кислоту на брюки и реакцию его родителей.

2й конверт: изобразить незнакомца в химической лаборатории.

3й конверт: ученик поднес к носу вещество с резким, сильным, неприятным запахом. Изобразите его реакцию.

Оценивается в 5 баллов.

6. Конкурс капитанов.

Сначала капитаны задают друг другу по три вопроса. Затем вопросы капитанам задет учитель.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы капитанам от учителя:

1. Какой элемент всегда рад? (радон)

2. Какой элемент состоит из двух животных? (мышьяк)

3. Какой элемент утверждает, что он – это не он? (неон)

4.

Прославлен всеми письменами,
Металл, испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил в мечтах о нем
Но как кумир он свержен нами,
И блеск его не всех манит,
Ведь хорошо мы знаем с вами,
Не все то ценно, что блестит. (золото)

5.

Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен – … (йод)

6.

Иду на мелкую монету,
В колокола люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знаю имя мое – … (медь)

Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

  1. Не все то аурум, что блестит.
  2. Феррумный характер.
  3. Слово – аргентум, молчание – аурум.

7. Термины.

На доске прикреплены обратной стороной карточки с терминами по трем темам:

“Введение”, “Атомы химических элементов”, “Простые вещества”.

Учащиеся разных команд поочередно выбирают карточки из любой темы, переворачивают их, зачитывают термин и дают его определение. Правильный ответ – 1 балл.

Термины:

  1. По теме “Введение”: химия, химический элемент, простые вещества, сложные вещества, физические явления, химические явления, период, химическая формула, относительная атомная масса, индекс.
  2. По теме “Атомы химических элементов”: атом, изотопы, орбиталь, ионная связь, ионы, ковалентная неполярная связь, ковалентная полярная связь, длина связи, электроотрицательность, металлическая связь.
  3. По теме “Простые вещества”: пластичность, аллотропия, количество вещества, молярная масса, число Авогадро, молярный объем, металлы, неметаллы, нормальные условия.

8. Подведение итогов. Определение победителей.