Цели:
- Образовательные: повторить и закрепить изученный материал по темам “Введение”, “Атомы химических элементов”, “Простые вещества”.
- Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, умение быстро и четко отвечать на вопросы.
- Воспитательные: воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результаты работы.
Подготовительная работа:
- Учащиеся класса делятся на три команды, выбирают капитанов.
- Для оценки работы учащихся формируется жюри, в состав которого входят учителя химии.
Ход урока
1. Представление команд.
Команда заранее выбирает капитана, название (связанное с химией), эмблему, девиз. За этот конкурс команда может получить максимально 3 балла. Оцениваются оригинальность названия, соответствие эмблемы названию, содержание и оригинальность девиза.
2. Разминка.
Команды по очереди отвечают на пять вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Задание для первой команды: Определите, в каких предложениях говорится о сере как о простом веществе, а в каких – как об элементе:
- Сера – вещество желтого цвета.
- В состав серной кислоты входит сера.
- Сера не притягивается магнитом.
- Сера используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями растений.
- Многие природные соединения содержат серу.
Задание для второй команды: Определите, в каких предложениях говорится о водороде как о простом веществе, а в каких – как об элементе:
- Водород – бесцветный, самый легкий газ.
- В состав воды входит 11% водорода.
- Водородом наполняются резиновые шарики.
- Водород содержится во многих органических веществах.
- Водород – экологически чистое топливо.
Задание для третьей команды: Определите, в каких предложениях говорится о кислороде как о простом веществе, а в каких – как об элементе:
- Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.
- Кислород мало растворим в воде по объему.
- Кислород входит в состав перманганата калия – марганцовки.
- В воздухе содержится 21% кислорода.
- Молекула вещества состоит из двух атомов кислорода.
Еще по одному баллу команды могут получить расшифровав, что обозначают следующие записи и о какой форме существования химического элемента они говорят:
1 команда – 4CO2.
2 команда – 3N2.
3 команда – 3Cl.
3. Лабораторное оборудование.
Члены команд по очереди выходят к демонстрационному столу, где находится химическое оборудование, выбирают любой предмет и указывают его название и назначение. Когда закончатся все предметы, команды выбирают конверт с вопросом:
1й конверт – Каковы правила техники безопасности при работе со спиртовкой?
2й конверт – Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при нагревании пробирки с жидкостью?
3й конверт – Как нужно правильно определять запах вещества?
Каждый правильный ответ – 1 балл.
4. Эстафета.
Сначала команды отгадывают элементы, о которых идет речь в загадках:
1 команда: Название какого элемента в переводе с латинского обозначает “безжизненный”? (азот)
2 команда: Какой элемент образует легкий, серебристо-белый металл, используемый в самолетостроении? (алюминий)
3 команда: Какой элемент получил название за свой желто-зеленый цвет? (хлор)
Затем члены команд по очереди выходят к доске и выполняют задания, связанные с отгаданным элементом:
- Составить схему строения атома данного элемента, его электронную и графическую формулу.
- Составить формулу простого вещества, образованного этим элементом, определить вид связи, показать механизм ее образования.
- Составить формулу высшего оксида данного элемента.
- Вычислить относительную молекулярную массу оксида.
- Рассчитать массовые доли элементов в оксиде.
Каждое правильно выполненное задание оценивается в один балл. - Решить задачу (на местах):
1 команда: Какова масса 67,2м3 азота при н.у.?
2 команда: Сколько атомов содержится в 67,5г. алюминия?
3 команда: Какой объем займут при н.у. 106,5г. хлора?
Задача оценивается в три балла.
5. Творческий конкурс.
Каждая команда выбирает конверт с описанием определенной ситуации, которую нужно показать с помощью мимики и жестов, без слов:
1й конверт: изобразить состояние ученика, разлившего концентрированную кислоту на брюки и реакцию его родителей.
2й конверт: изобразить незнакомца в химической лаборатории.
3й конверт: ученик поднес к носу вещество с резким, сильным, неприятным запахом. Изобразите его реакцию.
Оценивается в 5 баллов.
6. Конкурс капитанов.
Сначала капитаны задают друг другу по три вопроса. Затем вопросы капитанам задет учитель.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы капитанам от учителя:
1. Какой элемент всегда рад? (радон)
2. Какой элемент состоит из двух животных? (мышьяк)
3. Какой элемент утверждает, что он – это не он? (неон)
4.
Прославлен всеми письменами,
Металл, испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил в мечтах о нем
Но как кумир он свержен нами,
И блеск его не всех манит,
Ведь хорошо мы знаем с вами,
Не все то ценно, что блестит. (золото)
5.
Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен – … (йод)
6.
Иду на мелкую монету,
В колокола люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знаю имя мое – … (медь)
Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
- Не все то аурум, что блестит.
- Феррумный характер.
- Слово – аргентум, молчание – аурум.
7. Термины.
На доске прикреплены обратной стороной карточки с терминами по трем темам:
“Введение”, “Атомы химических элементов”, “Простые вещества”.
Учащиеся разных команд поочередно выбирают карточки из любой темы, переворачивают их, зачитывают термин и дают его определение. Правильный ответ – 1 балл.
Термины:
- По теме “Введение”: химия, химический элемент, простые вещества, сложные вещества, физические явления, химические явления, период, химическая формула, относительная атомная масса, индекс.
- По теме “Атомы химических элементов”: атом, изотопы, орбиталь, ионная связь, ионы, ковалентная неполярная связь, ковалентная полярная связь, длина связи, электроотрицательность, металлическая связь.
- По теме “Простые вещества”: пластичность, аллотропия, количество вещества, молярная масса, число Авогадро, молярный объем, металлы, неметаллы, нормальные условия.
8. Подведение итогов. Определение победителей.