Почему песни и сказки о силе музыки есть у разных народов мира

Разделы: Музыка


Класс: 5

Оборудование: магнитофон, баян, курай, портрет композитора А.Бакирова, песня “Елабуга” с нотами на каждой парте.

Музыкалный материал: А.Бакиров

Фрагменты из балета: “Су Анасы”; Н.Цветков, И.Резник “Золушка”; Б.Миронов, А.Силкина “Елабуга”

Цели урока:

  • показать, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу – помогает в тяжелую минуту;
  • популярность сюжета о силе музыки у разных народов на примере сказки Г.Тукая “Су Анасы”.

Задачи:

  • приобщение к музыкальной культуре своего народа,
  • воспитание честности в детях на примере сказки,
  • развитие музыкально-творческих способностей в разных видах деятельности: слушании, исполнении, импровизации, движений под музыку.

ХОД УРОКА

I. Основной целью урока является формирование основ музыкальной культуры учащихся. Развитие эмоционального отклика на музыкальные произведения.

II. Музыкальное приветствие.

“Чтоб выучиться пению
Имеем мы терпение,
И чтоб урок не зря у нас прошел,
Должны мы быть внимательны,
Послушны и старательны
И выучить все ноты до одной:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до,
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до”.

III. Основная часть.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, почему песни и сказки о силе музыки есть у всех народов мира, и в конце урока сделаем вывод по этой теме. На предыдущих уроках мы вели разговор о силе музыки, воспетой в сказках, и коротко расскажите, какую важную роль в этих сказках сыграла музыка. Назовите литературные произведения, в которых музыка сыграла главную роль. (Ответы для детей: “Соловей”, “Марья-Искусница”, былина “Садко”, белорусская народная сказка “Музыкант-чародей”, грузинская народная сказка “Чонгурист”.)

Многие сказки стали основой для создания опер, балетов и песней. Назовите сказку, которая стала оперой или балетом. (ответы для детей: “Щелкунчик”, “Снегурочка”, “Спящая красавица”, “Золушка”, “Садко”, “Шурале”, “Золотой петушок”, “Кощей Бессмертный”).

Одним из таких примеров является сказка “Золушка”. Композитор С.С.Прокофьев написал балет “Золушка”, а Цветков и И.Резник сочинили одноименную песню, которую мы сейчас исполним.

IV. Распевание.

Перед песней, как обычно, давайте распоемся. Распевание по ручным знакам по системе Л.В.Занкова “Галя по садочку ходила”.

V. Исполнение песни “Золушка”.

Татарские композиторы так же сочиняли оперы на сюжеты сказок. Назовите известные сказки татарских поэтов и писателей (“Шурале”, “Су Анасы”).

Сегодня мы более подробно познакомимся с поэтической сказкой и балетом “Су Анасы”.

Расскажите краткое содержание этой сказки. (Ответы детей: В ней говорится о мальчике, который прельстился золотым гребнем Водяной и тайком похитил его. Ночью Водяная явилась в деревню, стала стучать в окно и требовать украденный гребень. Узнав причину посещения, мать мальчика вернула гребень хозяйке и поругала мальчика. С тех пор, герой сказки не трогал чужие вещи.)

VI. Рассказ учителя о балете “Су Анасы”, факты из биографии татарского композитора А.Бакирова.

Энвер Закирович Бакиров – один из основоположников национальной профессиональной музыки, народный артист Татарстана, заслуженный деятель искусств РФ и РТ, лауреат государственной премии имени Г.Тукая. Детство композитора прошло в деревне в музыкальной семье. Его мать и отец играли на гармони, 2 сестры – на мандолине, брат – на курае, кубызе, кларнете. В 8 лет впервые вышел на сцену. С юных лет наблюдал жизнь народа, хорошо узнал его быт, духовные запросы и стремления. Видимо, поэтому музыкальный язык композитора прост и доступен самому широкому кругу слушателей.

Большим творческим достижением Энвара Бакирова стал балет “Водяная”. Под названием “Золотой гребень” балет был поставлен еще в 1957 году. Он работал в различных жанрах: писал оперы, музыкальные комедии ,симфонические произведения. Автор написал более 200 песен, а так же первые учебники по музыке на татарском языке. 50 лет своей жизни он посвятил музыкальному творчеству.

VII. Слушание фрагментов.

Сейчас мы послушаем фрагменты из балета “Водяная”.

Что такое балет и либретто? (Ответы для детей: Краткое содержание либретто: Пролог. Ранним утром на берегу озера мальчик по имени Алмай наблюдает за ведьмой и похищает ее золотой гребень. Не в силах догнать Алмая и отнять гребень, она пускается на хитрость, взамен гребня она дирит ему чудесную дудку и исчезает.

Слушание “Алмай играет на курае”

Превратившись в красавицу, Ведьма-Водяная женит на себе Мурзу и в то же время признается Алмаю в страстном чувстве. Алмай отвергает ее, у него есть девушка Сэрви. Ведьма превращает Сэрви в иву и посылает на нее огонь. Алмай от безысходности начинает играть на курае и сила музыки и любви сбрасывает чары и возвращает к жизни Сэрви.

Слушание “Дуэт Су Анасы и Алмая”.

Вывод: Сила музыки не зависит от того, какой народ сочинил музыку. У музыки нет границ. Великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, поэтому появлялись такие сказки, создавались балеты. Мудрость народа с восхищением говорит о тех, кто владел этой музыкой.

Разминка (Музыкально-ритмическая)

Как у дяди Трифона
Было семь сыновей,
Ой, лели, лели, ле
Было семь сыновей.

Музыка помогает не только героям сказки, но и в жизни играет важную роль.

В какие моменты вы встречаетесь с музыкой, где чаще всего звучит музыка?

Какой большой праздник ожидает наш город в будущем году? (1000-летие города)

VIII. Разучивание песни “Елабуга”.

Сегодня мы разучим песню “Елабуга”, написанную Борисом Мироновым на стихи Елабужской поэтессы Антонины Силкиной.

Композитор Борис Алексеевич Миронов, заслуженный работник культуры Украины, лауреат государственной премии Крыма, прислал в нашу редакцию письмо: “Уважаемые журналисты “Новой Камы”! В Елабуге родился мой знаменитый друг спортсмен Леонид Иванович Храмов. В знак уважения к его родине я написал песню “Елабуга” на слова вашей замечательной поэтессы Антонины Силкиной. Ее стихотворение “Тоскую о Прикамском крае” было опубликовано в вашей газете, а мне ее прислали из Елабуги. От всего сердца и души я писал музыку к этим строчкам. Может, вам понравится? Буду рад, если моя песня появится на ваших страницах.

С черноморским приветом Борис Миронов, г.Севастополь”

IX. Вывод урока: великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, которая может повлиять не только на человека, но и на окружающую среду. Мудрость народа с восхищением говорит о тех, кто владел музыкой.

X. Домашнее задание: повторить песню о Елабуге.

Выставление оценок.

Литература:

  1. “Музыка”. Поурочные планы по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева для 5 классов. “Учитель” г.Волгоград 2005г.;
  2. “Музыка” Ю.Д.Изместьева 5 класс, II часть. “Учитель-АСТ” г.Волгоград 2004г.;
  3. “Дидактическая система Л.В.Занкова” Методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. Москва 1999г.
  4. “Музыкальная литература” Музыка, ее формы и жанры. М.Шорникова Ростов-на-Дону. Феникс 2005г.
  5. История и культура родного края. Р.Г.Фахрутдинов, М.Н.Нигмедзянов. Казань. Магариф 1993г.