Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: презентационная лекция.
Средства обучения: проектор, ноутбук, экран, компьютеры.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
Здравствуйте, ребята, садитесь!
- Вспомните, пожалуйста, какую оболочку мы с вами изучаем?
- Что такое литосфера?
- А чем сложна земная кора?
- А горные породы, на какие группы делятся?
- Магматические породы из чего образовались?
Изучение нового материала:
Слайдовая лекция
Сегодняшний наш урок пройдет в форме слайдовой лекции.
у каждого из вас на столе лежит инструкция, в которой говорится о том, что вы должны будете делать в ходе лекции.
Включается презентация. (приложение №1)
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.
Если проанализировать данный эпиграф, становится ясно, что вулкан – это огнедышащая лава. По древнеримской мифологии “Вулкан – бог огня!” Ребята, откройте в атласах карту полушарий, найдите Средиземное море и полуостров в форме “сапога”. Этот полуостров называется Аппенинский, с юго-запада его омывает Тирренское море. Так вот по преданию на одном из островов этого моря, который назывался “Вулкано”, бог огня ковал доспехи в своей кузнеце, находящейся внутри горы, из которой непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как бога Огня! А как же он образуется? (рисунок 1).
У верхней границы мантии давление естественно меньше, чем на больших глубинах местами вещество мантии плавиться – образуется очаг магмы если трещина в земной коре доходит до этого очага, то давление еще уменьшается. И магма, насыщенная газами, как бы вскипает – ее температура более 1000 градусов. И она устремляется вверх по жерлу, еще больше расширяя трещину. Из этого кратера на поверхность изливается лава, которая, постепенно остывая, наращивает конус вулкана. Кстати, иногда у вулкана бывает не только центральный кратер и жерло, но и боковые жерла и кратера, по которым так же изливается лава. На глубине магма вязкая – имеет температуру от 2000-2500 градусов и очень высокое давление. Поднимаясь по жерлу, она превращается в магму – она становится более жидкой, температура более 1000 и как только магма достигает поверхности, ее состав меняется, так как газы улетучиваются, и на поверхность изливается лава – она может быть жидкой или вязкой, температура 1000 градусов. Прошу обратить внимание на продукт деятельности вулкана. Из кратера вулкана вырывается на поверхность водяной пар. Знакомая нам лава – она растекается из кратера, иногда, фонтанируя на огромную высоту, скорость ее течения по склонам до 50 км/ч, температура 1000 градусов. Вулканические глыбы и бомбы – бомбы вырываясь с огромной скоростью и в полете, приобретают округлую вытянутую форму, у некоторых, как у комет образуется огненный хвост. Глыбы – угловаты и бывают достаточно большой величины, размером с дачный домик Вулканический пепел – похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом – то станет ясно, что это остатки вулканического стекла, имеющие форму маленьких треугольников.. Вулканические газы – это горячие, раскаленные, тяжелые газы с температурой 800-1000 градусов, несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, уничтожая на своем пути все живое. Больше всего вулканов образуется на дне океанов, так как океаническая кора очень тонкая, она легко прожигается магмой, которая устремляется также по жерлу вверх, застывая, образует конусы подводных вулканов. Там где под водой извергается вулкан – вода кругом кипит На суше магма может извергаться не только через кратера, но и через трещины в земной коре, изливаясь, заполняет неровности, впадины, а остывая, образует очень своеобразные формы рельефа И если проанализировать какой коры на нашей планете больше материковой или океанической, то станет ясно, где больше всего образуется вулканов. На суше или в океане? Вулканы по своей активности бывают: (рисунок 2)
Действующие – которые извергаются и сведения об этом на памяти у человечества. Их насчитывает 800. Потухшие – об извержении их не сохранилось никаких сведений у человечества, это было очень давно, когда людей еще не было Уснувшие – об их извержении в исторические времена нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекращена, у вулканологов нет. Самый высокий действующий вулкан находится на полуострове Камчатка в России. Найдите полуостров на карте полушарий в атласе, Вулкан называется Ключевская Сопка. Назовите его высоту. Каким условным знаком он обозначен?* Обозначаются, ребята, все вулканы на нашей карте полушарий Вы знакомы уже с Гавайскими островами. Где они расположены? Так вот, эти острова имеют вулканическое происхождение, и там очень много действующих вулканов, среди них вулкан Килауэа, извержение которых, очень своеобразны и интересны. Среди них вулкан Мауна-Лоа – возвышается над океаном на 4170 метров. К потухшим вулканам относят вулкан Килиманджаро в Африке. Найдите его на карте. Назовите его абсолютную высоту. А также вулкан Эльбрус в Кавказских горах, какова его высота? К потухшим вулканам относили Везувий, который “спал” сотни лет и вдруг в 79 году нашей эры неожиданно начал извергаться. Это страшное явление запечатлено на картине Н.П.Брюллова “Последний день Помпеи” - города, который был завален вулканическим пеплом. Везувий расположен на АППЕНИНСКОМ полуострове, найдите его, какова его высота? Следующим явление природы, с которым мы сегодня познакомимся, встречается в основном вместе с вулканами
Я говорю о фонтанирующих горячих источниках-гейзерах. В тех местах, где активны действующие вулканы, подземные воды имеют высокую температуру, так как их нагревает, попавшая в трещины земной коре, магма. В этих водах под действием высокой температуры растворяются разнообразные соли и газы, т.е. они являются минеральными На поверхности эти воды обычно вытекают спокойно, образуя минеральные источники Но бывает, что магма нагревает эти воды до очень большой температуры (до 100 градусов) вода в них начинает кипеть Образуется источник периодически выбрасывающий фонтаны воды и пара. периодичность может проявляться по-разному (через 2-3 часа; 5-6 и т.п.) при этом струя воды может вылетать на высоту от 40-100 метров. а пар может подниматься до высоты 300-500 метров Много таких источников на острове Исландия, именно отсюда пошло название “Гейзер” - в переводе с исландского языка означает – ГОРЯЧИЙ Много таких источников на знакомом нам полуострове на Камчатке в России. Здесь располагается известная на весь мир “Долина гейзеров”.
Физкультурная пауза:
Мы вулканы изучали
И немножечко устали
И поэтому вот тут
Просто надо отдохнуть
Встали из-за парт все дружно
Нам вулкан представить нужно
Мы на кратер посмотрели
Всю подошву рассмотрели
Левый склон и правый склон
До чего вулкан силен
Покружили головой
Не пора ли нам домой
Потянулись вверх друзья
Пробежались, но слегка
Развернулись все кругом
И работать мы начнем
Закрепление пройденного материала
Задание №1
Сейчас сядьте за компьютеры и прочитайте инструкцию, с которой вы знакомились перед лекцией. У каждого из вас есть 4 задания, которые вы будете выполнять в программе Power Point. Открываем первый слайд и выполняем. Как только все 4 задания будут выполнены, поднимайте руку.
Задания даны одинаковые, только в разной нумерации
- Необходимо перетащить отдельные элементы и построить из них вулкан (рисунок 3)
- Распределить вулканы по типам
- составить гейзеры из отдельных элементов (рисунок 4)
- Расположить правильно части вулкана.
Задание №2
Сядьте за столы, пользуясь картой полушарий, определите, какой вулкан имеет координаты (380 с.ш. и 150 в. д.; 60 ю.ш. 1060 в.д.) на контурной карте полушарий обозначьте вулканы: Ключевская сопка, Эльбрус, Везувий, Килиманджаро, Мауна-Лоа. Действующие – красной звездочкой, потухшие - черной .
Задание №3
Перед каждой “парой” (разбиваю учеников по парам), я кладу стихотворение А.С.Пушкина, где он описывает трагедию Помпеи. Определите, какие продукты извержения вулкана описываются в этом стихотворении. Как только “пара” готова, поднимаем руку.
Подведение итогов:
- Итак, ребята, что нового вы узнали на уроке?
- По каким признакам можно определить, что перед вами вулкан?
- Какие по активности они бывают?
- Назовите вулканы действующие?
- Назовите вулканы потухшие?
- Что такое гейзеры, где они обычно образуются?
Оценки:
Домашнее задание:
Вы неплохо сегодня потрудились. Всем спасибо!!!!
Запишите домашнее задание: параграф-19 стр. 49-52, вопросы после параграфа
Задание на лекцию
По окончании лекции вы должны будете ответить на следующие вопросы:
- Что такое вулканы?
- На какие группы они делятся по активности?
- Как образуется вулкан?
- Где встречаются вулканы?
- Что такое гейзеры?
Инструкция
В ходе лекции вы должны:
- Выделить для себя основные понятия темы.
- Выяснить, чем отличаются вулканы и где они, в основном, образуются.
- Запомнить, какими вулканы бывают по активности.
- Назвать главную причину образования гейзеров.