Цели турнира:
- Образовательная - закрепить знания, умения и навыки учащихся, которые помогут сохранить жизнь и здоровье в экстремальных ситуациях в природных условиях.
- Воспитательная - прививать качества коллективизма, взаимопомощи, находчивость в решении трудных ситуаций.
- Развивающая - развивать навыки использования измерительных инструментов, с топографическими картами и компасом, при оказании 1-ой помощи с перечнем вложений, входящих в медицинскую аптечку, быстроту и правильность вязания узлов.
Методы проведения турнира: самостоятельная работа, практическое выполнение задания. Материальное обеспечение: медицинская аптечка - по одной для команды участницы турнира, топографические карты - по одной на каждую команду, компасы, линейки, макеты «дров», верёвки для вязания узлов.
Ход турнира
Организационная часть — 3 мин.
Проверка готовности команд.
Объявить цели проведения турнира и план.
План проведения турнира.
- В турнире участвуют учащиеся 6 класса. Класс делится на 2-3 команды. Каждая команда имеет капитана, который решает, кому из членов своей команды отвечать на вопрос, а также подать протест при неправильном решении жюри. В жюри входят учащиеся школы, занимающиеся в туристическом кружке.
- Ведущий турнира преподаватель – организатор ОБЖ.
- Турнир состоит из 9 этапов - заданий, которые оцениваются в баллах.
- По окончании каждого этапа жюри объявляет,
сколько баллов заработала каждая команда. После
последнего этапа, жюри подводит подсчёт баллов
каждой
команды и объявляет команду победительницу в турнире. При равном количестве
баллов по окончании турнира у команд, проводится дополнительный этап для
выявления победителя. - За правильное дополнение, команда получает по 1 баллу.
- Количество участников - от 6 до10.
I этап.
Решение задач по теме: «Ситуации, связанные с изменением часового пояса».
Каждая команда получает задание по определению времени в том или ином часовом поясе после перелёта.
Если команды 2, то каждой по 3 задачи. 3, то по 2 задачи. Первая команда, которая решила задачу вперёд и правильно, получает ещё одну и при правильном решении получает добавочные баллы.
За правильное решение задачи команда получает - 3 балла.
Разница во времени городов разных часовых поясов с Москвой и Санкт- Петербургом. Приложение 1.
Москва - Санкт - Петербург -- 0;
Тбилиси - + 1 час;
Екатеринбург - + 2 часа;
Ташкент - + 3 часа;
Иркутск - + 5 часов;
Благовещенск Якутск - + 6 часов;
Хабаровск - + 7 часов;
Магадан - + 8 часов.
II этап.
Медицинская аптечка.
Каждой команде даётся по одному заданию. Необходимо выбрать медикаменты и перевязочный материал:
1. При травмах.
2. При желудочно-кишечных и простудных заболеваниях.
3. При сердечно-сосудистых заболеваниях, а также при ожогах и обморожениях. Команда имеет право перечислить другие медикаменты и перевязочный материал, которых нет в аптечки, за что получает дополнительный - 1 балл.
За правильный отбор медикаментов и перевязочного материала, команда получает - 3 балла.
III этап.
Оказание 1 -ой медицинской помощи при кровотечениях (теория).
Каждой команде по одному вопросу. За правильный и полный ответ, команда получает -3 балла. При неполном ответе жюри имеет право снять 1 или 2 балла с команды. Другие команды имеют право дополнить ответ на задание, за что получает при правильном ответе - 1 или 2 балла, на усмотрение жюри.
1. Какие виды кровотечения вы знаете? Какими способами можно определить вид кровотечения? При каком кровотечении используется давящая повязка?
2. Перечислите виды кровоостанавливающих жгутов? От какого кровотечения применяется кровоостанавливающий жгут? Остановка кровотечения кровоостанавливающим жгутом это временная или постоянная.
3. Какие подручные средства можно использовать при остановки кровотечения (артериального и венозного)? Какой самый первый и простой способ остановки артериального и венозного кровотечений
IV этап.
Оказание 1-ой помощи при кровотечениях (практическое задание).
Каждой команде по одному заданию. За правильное выполнение и объяснение при оказании 1-ой помощи - 3 балла.
1. Показать последовательность наложения кровоостанавливающего жгута при артериальном кровотечении на предплечье.
2. Показать последовательность наложения давящей повязки при венозном кровотечении на предплечье, и какие требования наложения такой повязки.
3. Показать последовательность и любой способ остановки артериального кровотечения на голени, подручными средствами.
Команда, которая решила заработать дополнительный 1 балл, имеет право решить дополнительное задание №4. При неправильном выполнении задания с команды снимается дополнительный 1 балл.
4. Показать последовательность наложения кровоостанавливающего жгута при артериальном кровотечении на шее.
V этап.
Оказание 1-ой помощи при укусе ядовитой змеи и насекомых.
Каждой команде по одному вопросу. Вопрос теоретический. За правильный и полный ответ команда получает - 3 балла.
1. Рассказать последовательность оказания 1-ой помощи при укусе ядовитой змеи?
2. Рассказать последовательность оказания 1-ой помощи при укусе пчелы в язык?
3. Рассказать последовательность оказания 1-ой помощи при укусе клеща?
VI этап.
Типы костров и их значение в походных условиях.
У каждой команды на столе макеты «дров». По заданию ведущего участники турнира укладывают тип костра, который они считают правильным. Выполняют задание команды одновременно, после этого проверяется правильность выбранного типа костра. За каждый правильно выбранный тип костра при задании команда получает по 1 баллу.
1. Какой тип костра лучше использовать при приготовлении нескольких блюд?
2. Какой тип костра лучше использовать для обогрева временного укрытия, если вы решили заночевать?
3. Какой тип костра требует постоянного присмотра, чтобы не потух огонь?
4. Какой тип костра лучше использовать для быстрого приготовления одного блюда?
VII этап.
Практическая работа по определению сторон горизонта.
Каждой команде выдаётся топографическая карта, компас и буквы - С, Ю, 3, В. Выполняют задание команды одновременно по заданию ведущего турнира.
1. Расставьте буквы на карте без применения компаса, где север, юг, запад, восток.
2. Определите масштаб карты в 1 см и 1 мм.
3. С исходной точки, указанной ведущим турнира, определить азимут до населённого пункта.
4. Вы по карте определили своё место нахождение (условная точка). Определите с помощью линейки расстояние до населённого пункта (условная точка).
5. Установите соответствие, используя топографические знаки. Приложение 2.
Задание оценивается при правильном выполнении и ответе:
1. 1 балл;
2. 1 балл;
3. 1 балл;
4. 1 балла
5. 2 балла.
VIII этап.
Сигналы бедствия. Международная кодовая таблица сигналов бедствия.
Ведущий называет сигнал, а участники турнира каждой команды одновременно с помощью палочек выкладывают на парте нужную фигуру, обозначающий этот сигнал.
1. Нужен врач. | |
2. Следую в этом направлении | |
3. Нужна вода и пища | |
4. Здесь возможна посадка | |
5. Нужен компас и карта | |
6. Укажите направление следования | |
7. Нужны медикаменты |
За каждый правильно выложенный сигнал команда получает - 1 балл.
IX этап.
Вязание узлов.
На столе у каждой команды лежат верёвочки на каждого по одной, а также карточки узлов в перевёрнутом положении. Каждый участник берёт по одной карточке, переворачивает её, читает название узла и вяжет его. Кладёт завязанный узел на карточку и жюри оценивают правильность завязанного узла. Если в команде 10 участников, то каждому по одному, если же участников в команде например 6, то оставшиеся 4 узла команда может не вязать, но она не получит дополнительные баллы. Если команда решила вязать ещё узлы (для победы не хватает 3 балла), то за каждый правильно завязанный узел команда получает 1 балл, при не правильном завязывании узла у команды отнимается 1 балл из общего количества набранных баллов.
Узлы.
1. Прямой.
2. Встречный.
3. Проводник двумя концами.
4. Проводник одним концом.
5. Проводник восьмёрка.
6. Проводник поднагрузкой.
7. Двойной проводник («зайчи ушки»).
8. Восьмёрка.
9. Стремя.
10. Штык.
При равном количестве баллов набранных за все туры, можно провести дополнительное задание по вязанию узлов, добавив другие. Например:
1. Булинь.
2. Удавка.
3. Встречный австрийский.
4. Марка («Бухтовка»).
Заключительная часть. Подведение итогов турнира по таблице. Приложение 3. Награждение команд победительниц.