Цели урока:
1. Закрепить умение выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные.
2.Совершенствовать умения решать задачи изученных видов. Отрабатывать вычислительные навыки.
3. Показать пути экологического воспитания на уроках математики.
4. Воспитывать любовь к природе, ко всему живому.
Оборудование: магнитные цифры, буквы, иллюстрации с изображением животных и растений, занесённых в красную книгу, карточки с задачами, учебник математики 4 класс, І часть, под редакцией Моро М.И., Бантовой М.А. (Изд – во М., «Просвещение», 2002 г.)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей, задач урока.
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, а куда, вы скажете мне, когда отгадаете загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят,
Сашу – земляникой,
Таню – костяникой,
Наташу – орешком,
Серёжу – сыроежкой,
Леночку – малиной,
Алёшу – хворостиной.
Что это за богатырь. / лес /
- Вот мы и отправляемся в сказочный математический лес. А чтобы в него попасть, необходимо выполнить задание.
3. Актуализация раннее изученного.
- Какое наибольшее трехзначное число можно составить из цифр 5, 3 , 7 - ? / 753 /
- Что вы можете сказать об этом числе?
- Замените это число суммой разрядных слагаемых.
- Назовите соседей этого числа.
- Вот мы и попали в лес, и нас встречает лесной житель. А число это мы записали неспроста.
Дятел – лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых – короедов. Так вот, один дятел за день съедает 753 паука-короеда. Добывая себе корм, он делает в деревьях выемки, их охотно используют для своих гнезд маленькие птички. Получается такая связь: дятел --> деревья --> птички.
- Из этой схемы видно, что растительный и животный мир в лесу связаны невидимыми нитями и составляют природное сообщество.
- А какая наука занимается изучением этих взаимоотношений, мы узнаем, если быстро и правильно решим примеры.
4. Устный счёт.
- Как называются компоненты при умножении?
- Чтобы было легче решать примеры первый множитель надо представить в виде суммы каких слагаемых? (удобных ).
- Решите примеры:
(по ходу решения на доске появляются карточки с ответами)
- Полученные результаты расположите в порядке возрастания.
(Карточки переворачиваются, на доске запись: ЭКОЛОГИЯ )
Экология –это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. .
5. Решение задач.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые экологические проблемы, которые связаны с наукой математикой.
- У вас на партах лежат карточки с задачами разного цвета.
- Прочитайте условие задачи на карточке жёлтого цвета.
Ученики 4 класса, гуляя на поляне, сорвали 45 цветков, а ученики 3 класса – 46. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 4 цветков?
(разбор и решение задачи)
- Какой вывод можно сделать?
- Как хорошо, что на Земле есть растения!
( Стихотворение читает ученик ).
На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
- Все вы знаете, какое важное значение в природе играет вода. Но, к сожалению, люди загрязняют её и расходуют неэкономно.
- Возьмите карточки с задачами зелёного цвета. Прочитайте условие задачи.
В квартире подтекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?
Составим краткую запись к задаче.
Разбор и решение задачи.
- Какой вывод можно сделать?
- Вы поняли, как надо бережно относиться к воде?
- Без воды невозможно жить на Земле.
( Ученик читает стихотворение).
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
6. Проверка вычислительных навыков.
- Все вы поняли, какое большое значение имеет наука экология. Но если вы заметили, она очень тесно связана с математикой: ведь во всем нужны числовые подсчеты. Поэтому, чтобы стать настоящими экологами, мы сначала должны поупражняться в вычислениях.
(Работа по учебнику на стр. 94, № 4).
(решение выражений)
Проверка решения
780 – столько полевых мышей уничтожает сова за 1 год.
391 – столько лет живет сосна.
150 – лет растет ель (столько видов птиц в нашем округе).
300 – тонн сажи в год выбрасывает в атмосферу 1 крупное предприятие.
- Чтобы не нарушать природное равновесие, необходимо каждому живущему на Земле беречь и охранять природу.
7. Решение уравнений.
Х : 6 = 18 х 5
- Как найти неизвестное делимое? (стр. 103, правило)
- Проверка будет происходить так: вы должны выбрать то животное, которое живет в лесу:
Верблюд волк морж
450 540 936
Волк – это хищник из семейства собачьих. Но человек всегда считал волка своим врагом (для этого были причины). Поэтому к середине прошлого века человек практически уничтожил волков. И тут начались странные вещи Поля стали подвергаться нашествиям расплодившихся в огромных количествах, оленей, лосей, а животные стали вымирать. Тогда человек понял, что природа была мудра, придумав волка. Именно он поддерживал равновесие (травоядным не давал сильно размножаться; причем волки чаще нападают на больных, старых животных).
8. Итог урока.
- Чем занимались сегодня на уроке ?
- Кроме занятия по математике, мы с вами говорили о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы. Он учится у нее. Только в содружестве с природой, мы можем быть счастливы.
9. Задание на дом.
- Придумать условие задачи на экологическую тему ( используя материал на стр. 110 – 111).
- стр. 96, № 27.