Интегрированный урок математики с уроком ознакомления с окружающим миром в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Закрепить умение выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные.
2.Совершенствовать умения решать задачи изученных видов. Отрабатывать вычислительные навыки.
3. Показать пути экологического воспитания на уроках математики.
4. Воспитывать любовь к природе, ко всему живому.

Оборудование: магнитные цифры, буквы, иллюстрации с изображением животных и растений, занесённых в красную книгу, карточки с задачами, учебник математики 4 класс, І часть, под редакцией Моро М.И., Бантовой М.А. (Изд – во М., «Просвещение», 2002 г.)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей, задач урока.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, а куда, вы скажете мне, когда отгадаете загадку:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят,
Сашу – земляникой,
Таню – костяникой,
Наташу – орешком,
Серёжу – сыроежкой,
Леночку – малиной,
Алёшу – хворостиной.
Что это за богатырь. / лес /

- Вот мы и отправляемся в сказочный математический лес. А чтобы в него попасть, необходимо выполнить задание.

3. Актуализация раннее изученного.

- Какое наибольшее трехзначное число можно составить из цифр 5, 3 , 7 - ? / 753 /

- Что вы можете сказать об этом числе?

- Замените это число суммой разрядных слагаемых.

- Назовите соседей этого числа.

- Вот мы и попали в лес, и нас встречает лесной житель. А число это мы записали неспроста.

Дятел – лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых – короедов. Так вот, один дятел за день съедает 753 паука-короеда. Добывая себе корм, он делает в деревьях выемки, их охотно используют для своих гнезд маленькие птички. Получается такая связь: дятел --> деревья --> птички.

- Из этой схемы видно, что растительный и животный мир в лесу связаны невидимыми нитями и составляют природное сообщество.

- А какая наука занимается изучением этих взаимоотношений, мы узнаем, если быстро и правильно решим примеры.

4. Устный счёт.

  • Как называются компоненты при умножении?
  • Чтобы было легче решать примеры первый множитель надо представить в виде суммы каких слагаемых? (удобных ).
  • Решите примеры:

(по ходу решения на доске появляются карточки с ответами)

- Полученные результаты расположите в порядке возрастания.

(Карточки переворачиваются, на доске запись: ЭКОЛОГИЯ )

Экология –это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. .

5. Решение задач.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые экологические проблемы, которые связаны с наукой математикой.

  • У вас на партах лежат карточки с задачами разного цвета.

- Прочитайте условие задачи на карточке жёлтого цвета.

Ученики 4 класса, гуляя на поляне, сорвали 45 цветков, а ученики 3 класса – 46. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 4 цветков?

(разбор и решение задачи)

- Какой вывод можно сделать?

  • Как хорошо, что на Земле есть растения!

( Стихотворение читает ученик ).

На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

  • Все вы знаете, какое важное значение в природе играет вода. Но, к сожалению, люди загрязняют её и расходуют неэкономно.

- Возьмите карточки с задачами зелёного цвета. Прочитайте условие задачи.

В квартире подтекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?

Составим краткую запись к задаче.

Разбор и решение задачи.

- Какой вывод можно сделать?

  • Вы поняли, как надо бережно относиться к воде?
  • Без воды невозможно жить на Земле.

( Ученик читает стихотворение).

Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

6. Проверка вычислительных навыков.

  • Все вы поняли, какое большое значение имеет наука экология. Но если вы заметили, она очень тесно связана с математикой: ведь во всем нужны числовые подсчеты. Поэтому, чтобы стать настоящими экологами, мы сначала должны поупражняться в вычислениях.

(Работа по учебнику на стр. 94, № 4).

(решение выражений)

Проверка решения

780 – столько полевых мышей уничтожает сова за 1 год.

391 – столько лет живет сосна.

150 – лет растет ель (столько видов птиц в нашем округе).

300 – тонн сажи в год выбрасывает в атмосферу 1 крупное предприятие.

  • Чтобы не нарушать природное равновесие, необходимо каждому живущему на Земле беречь и охранять природу.

7. Решение уравнений.

Х : 6 = 18 х 5

- Как найти неизвестное делимое? (стр. 103, правило)

- Проверка будет происходить так: вы должны выбрать то животное, которое живет в лесу:

Верблюд     волк     морж

450              540        936

Волк – это хищник из семейства собачьих. Но человек всегда считал волка своим врагом (для этого были причины). Поэтому к середине прошлого века человек практически уничтожил волков. И тут начались странные вещи Поля стали подвергаться нашествиям расплодившихся в огромных количествах, оленей, лосей, а животные стали вымирать. Тогда человек понял, что природа была мудра, придумав волка. Именно он поддерживал равновесие (травоядным не давал сильно размножаться; причем волки чаще нападают на больных, старых животных).

8. Итог урока.

- Чем занимались сегодня на уроке ?

- Кроме занятия по математике, мы с вами говорили о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы. Он учится у нее. Только в содружестве с природой, мы можем быть счастливы.

9. Задание на дом.

- Придумать условие задачи на экологическую тему ( используя материал на стр. 110 – 111).

- стр. 96, № 27.