Введение пропедевтического курса для получения полноценного химического образования в средней школе. Урок в 7-м классе по теме "Химические превращения"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций;
  • закрепить навыки составления химических уравнений и расстановки коэффициентов;
  • продолжить формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Оборудование.

На столе учителя:

.1. Растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа(III), карбоната натрия, хлорида кальция, фенолфталеина, метилоранжа, вода.
2. Свеча, спички.
3. 5 химических стаканов
4. Мультимедийная презентация.

На столах учащихся:

Раствор хлорида меди (II), железная скрепка (на нитке), две пробирки.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Садитесь. (слайд №1) Мы с Вами закончили тему «Химические превращения». Цель сегодняшнего урока – повторить, обобщить и закрепить основные понятия данной темы (слайд №2).

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (слайд №3): Что изучает химия?

Ученик:

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях друг в друга.

Учитель:

Что такое химические превращения?

Ученик:

Химическими превращениями или химическими реакциями называются явления, при которых одни вещества превращаются в другие.

Учитель:

Назовите признаки химических реакций.

Ученик:

Выделение тепла и света, изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение или поглощение газа, изменение вкуса и запаха (слайд №4).

Учитель:

Определите признаки следующих химических реакций. Горение свечи (демонстрационный опыт и слайд№5).

Ученик:

Признак химической реакции – выделение тепла и света.

Учитель:

Реакция между хлоридом кальция и раствором щелочи (демонстрационный опыт и слайд№6).

Ученик:

Признак химической реакции – выпадение белого осадка.

Учитель:

Действие индикаторов на растворы кислот, щелочей и воду (слайд №7).

Ученик:

Признак химической реакции – изменение цвета индикатора.

Учитель:

Реакция между раствором «марганцовки» и раствором хлорида хрома (слайд №8).

Ученик:

Признак химической реакции – выпадение зеленого осадка.

Учитель:

Реакция между раствором хлорида железа (III) и раствором щелочи (демонстрационный опыт и слайд№9).

Ученик:

Признак химической реакции – выпадение бурого осадка.

Учитель:

Горение стальной проволоки в кислороде (слайд №10).

Ученик:

Признак химической реакции – выделение тепла и света.

Учитель:

Разложение оксида ртути при нагревании (слайд №11).

Ученик:

Признак химической реакции – изменение цвета с оранжевого на металлический.

Учитель:

Реакция между медью и азотной кислотой (слайд №12).

Ученик:

Признак химической реакции выделение бурого газа.

Учитель:

Какие же условия необходимы для того, чтобы произошла химическая реакция?

Ученик:

Необходимо привести вещества в соприкосновение, перемешать вещества, нагреть до определенной температуры (слайд №13).

Учитель:

Можно ли условно записать химическую реакцию?

(слайд №14).

Ученик.

Да, можно. С помощью химического уравнения.

Учитель:

Что такое химическое уравнение?

Ученик:

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических знаков, формул и коэффициентов.

Учитель:

Одинаковы ли все химические реакции? Какие типы химических реакций вы знаете?

Ученик:

Реакции соединения, разложения и замещения.

Учитель:

Что такое реакции соединения?

Ученик:

Реакции соединения – это реакции, при которых из нескольких веществ образуется одно сложное вещество.

Учитель:

Что такое реакции разложения?

Ученик:

Реакции разложения – это реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько веществ.

Учитель:

Что такое реакции замещения?

Ученик:

Реакции замещения – это реакции, при которых атомы простого вещества замещают один из элементов в сложном веществе.

Учитель:

Определите тип химической реакции (слайд № 15). Объясните, почему вы так решили?

Ученик: Реакция разложения, т.к. из одного сложного вещества образуется два простых.

Учитель:

Определите тип химической реакции (слайд №16). Объясните, почему вы так решили?

Ученик:

Реакция замещения, т.к. атомы простого вещества замещают один из элементов в сложном веществе.

Учитель:

Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных (слайд №17)

1. 2NaCl = 2Na +Cl2
2. CaO +CO2 = CaCO3
3. C + O2 =CO2

Ученик:

Уравнение №1, т.к. уравнения №2 и №3 относятся к реакциям соединения, а уравнение №1 – к реакции разложения.

Учитель:

Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных (слайд №18).

1. 2CuO +C = 2Cu + CO2
2. 2NO + O2 = 2NO2
3. Mg + H2S = MgS + H2

Ученик:

Уравнение №2, т.к. уравнения №1 и №3 относятся к реакциям замещения, а уравнение №2 –: к реакции соединения.

Учитель:

Откройте рабочую тетрадь. Запишите сегодняшнее число. Тема урока «Химические превращения». Решите задачу (слайд №19). Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида, но сам попал в западню. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Опустим в пробирку с раствором хлорида меди (II) железную скрепку (на нитке). Соблюдаем правила техники безопасности при работе в химической лаборатории (беседа по Т.Б.)

Ученики под руководством учителя опускают железную скрепку в раствор хлорида меди(II).

Учитель:

Запишите в тетради «Лабораторный опыт». Напишите формулы исходных веществ. Что может получиться в результате реакции? Напишите формулы продуктов реакции. Назовите каждое вещество.

Учитель:

Определите тип реакции. Укажите признаки реакции.

Ученик:

Реакция замещения. Признаки химической реакции: появление красного осадка меди, изменение цвета раствора с голубого на зеленоватый (раствор хлорид железа(II)).

Оформление в тетрадях: Что делали, что наблюдали, уравнение реакции, вывод.

Учитель: (слайд №20)

Царь зовет к себе Стрельца – удалого молодца,

И дает ему поручение государственного значения:

«Чтоб я стал опять богат, нужен мне алюминия сульфид.

Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад.

Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить.

Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».

Напишите в тетради формулу сульфида алюминия, уравнения реакции его получения. Укажите тип реакции.

Учитель:

О каких веществах идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»?

«Ты знаешь газ легчайший – водород.
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете!»

Напишите формулы данных веществ. Составьте уравнение реакции разложения. Назовите каждое вещество.

Проверка задания (слайд №22) .2О = 2Н22

Учитель:

Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок

Учитель:

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций. Укажите тип каждой реакции. Назовите вещества (слайд №23).

1. Cu + O2 --> CuO
2. HCl --> H2 +Cl2
3. Ag2O + C --> Ag + CO2

Ученики:

(у доски)

1. 2Cu + O2 = 2CuO; реакция соединения медь + кислород = оксид меди (II)
2. 2HCl = H2 +Cl2; реакция разложения хлорид водорода = водород + хлор
3. 2Ag2O + C = 4Ag + CO2; реакция замещения оксид серебра(I) + углерод (уголь) = серебро + оксид углерода(IV)

Учитель:

Составьте уравнения реакций по названию веществ (слайд №24). Пять человек, первыми выполнившие задание, получают оценки. После этого проверяем на доске

1. цинк + хлорид водорода = хлорид цинка + водород
2. калий + сера = сульфид калия
3. хлорид алюминия = алюминий + хлор