Цели урока:
- повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций;
- закрепить навыки составления химических уравнений и расстановки коэффициентов;
- продолжить формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
Оборудование.
На столе учителя:
.1. Растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа(III), карбоната натрия, хлорида кальция, фенолфталеина, метилоранжа, вода.
2. Свеча, спички.
3. 5 химических стаканов
4. Мультимедийная презентация.
На столах учащихся:
Раствор хлорида меди (II), железная скрепка (на нитке), две пробирки.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Садитесь. (слайд №1) Мы с Вами закончили тему «Химические превращения». Цель сегодняшнего урока – повторить, обобщить и закрепить основные понятия данной темы (слайд №2).
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (слайд №3): Что изучает химия?
Ученик:
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях друг в друга.
Учитель:
Что такое химические превращения?
Ученик:
Химическими превращениями или химическими реакциями называются явления, при которых одни вещества превращаются в другие.
Учитель:
Назовите признаки химических реакций.
Ученик:
Выделение тепла и света, изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение или поглощение газа, изменение вкуса и запаха (слайд №4).
Учитель:
Определите признаки следующих химических реакций. Горение свечи (демонстрационный опыт и слайд№5).
Ученик:
Признак химической реакции – выделение тепла и света.
Учитель:
Реакция между хлоридом кальция и раствором щелочи (демонстрационный опыт и слайд№6).
Ученик:
Признак химической реакции – выпадение белого осадка.
Учитель:
Действие индикаторов на растворы кислот, щелочей и воду (слайд №7).
Ученик:
Признак химической реакции – изменение цвета индикатора.
Учитель:
Реакция между раствором «марганцовки» и раствором хлорида хрома (слайд №8).
Ученик:
Признак химической реакции – выпадение зеленого осадка.
Учитель:
Реакция между раствором хлорида железа (III) и раствором щелочи (демонстрационный опыт и слайд№9).
Ученик:
Признак химической реакции – выпадение бурого осадка.
Учитель:
Горение стальной проволоки в кислороде (слайд №10).
Ученик:
Признак химической реакции – выделение тепла и света.
Учитель:
Разложение оксида ртути при нагревании (слайд №11).
Ученик:
Признак химической реакции – изменение цвета с оранжевого на металлический.
Учитель:
Реакция между медью и азотной кислотой (слайд №12).
Ученик:
Признак химической реакции выделение бурого газа.
Учитель:
Какие же условия необходимы для того, чтобы произошла химическая реакция?
Ученик:
Необходимо привести вещества в соприкосновение, перемешать вещества, нагреть до определенной температуры (слайд №13).
Учитель:
Можно ли условно записать химическую реакцию?
(слайд №14).
Ученик.
Да, можно. С помощью химического уравнения.
Учитель:
Что такое химическое уравнение?
Ученик:
Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических знаков, формул и коэффициентов.
Учитель:
Одинаковы ли все химические реакции? Какие типы химических реакций вы знаете?
Ученик:
Реакции соединения, разложения и замещения.
Учитель:
Что такое реакции соединения?
Ученик:
Реакции соединения – это реакции, при которых из нескольких веществ образуется одно сложное вещество.
Учитель:
Что такое реакции разложения?
Ученик:
Реакции разложения – это реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько веществ.
Учитель:
Что такое реакции замещения?
Ученик:
Реакции замещения – это реакции, при которых атомы простого вещества замещают один из элементов в сложном веществе.
Учитель:
Определите тип химической реакции (слайд № 15). Объясните, почему вы так решили?
Ученик: Реакция разложения, т.к. из одного сложного вещества образуется два простых.
Учитель:
Определите тип химической реакции (слайд №16). Объясните, почему вы так решили?
Ученик:
Реакция замещения, т.к. атомы простого вещества замещают один из элементов в сложном веществе.
Учитель:
Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных (слайд №17)
1. 2NaCl = 2Na +Cl2
2. CaO +CO2 = CaCO3
3. C + O2 =CO2
Ученик:
Уравнение №1, т.к. уравнения №2 и №3 относятся к реакциям соединения, а уравнение №1 – к реакции разложения.
Учитель:
Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных (слайд №18).
1. 2CuO +C = 2Cu + CO2
2. 2NO + O2 = 2NO2
3. Mg + H2S = MgS + H2
Ученик:
Уравнение №2, т.к. уравнения №1 и №3 относятся к реакциям замещения, а уравнение №2 –: к реакции соединения.
Учитель:
Откройте рабочую тетрадь. Запишите сегодняшнее число. Тема урока «Химические превращения». Решите задачу (слайд №19). Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида, но сам попал в западню. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Опустим в пробирку с раствором хлорида меди (II) железную скрепку (на нитке). Соблюдаем правила техники безопасности при работе в химической лаборатории (беседа по Т.Б.)
Ученики под руководством учителя опускают железную скрепку в раствор хлорида меди(II).
Учитель:
Запишите в тетради «Лабораторный опыт». Напишите формулы исходных веществ. Что может получиться в результате реакции? Напишите формулы продуктов реакции. Назовите каждое вещество.
Учитель:
Определите тип реакции. Укажите признаки реакции.
Ученик:
Реакция замещения. Признаки химической реакции: появление красного осадка меди, изменение цвета раствора с голубого на зеленоватый (раствор хлорид железа(II)).
Оформление в тетрадях: Что делали, что наблюдали, уравнение реакции, вывод.
Учитель: (слайд №20)
Царь зовет к себе Стрельца – удалого молодца,
И дает ему поручение государственного значения:
«Чтоб я стал опять богат, нужен мне алюминия сульфид.
Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад.
Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить.
Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».
Напишите в тетради формулу сульфида алюминия, уравнения реакции его получения. Укажите тип реакции.
Учитель:
О каких веществах идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»?
«Ты знаешь газ легчайший – водород.
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете!»
Напишите формулы данных веществ. Составьте уравнение реакции разложения. Назовите каждое вещество.
Проверка задания (слайд №22) . 2Н2О = 2Н2 +О2
Учитель:
Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок
Учитель:
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций. Укажите тип каждой реакции. Назовите вещества (слайд №23).
1. Cu + O2 --> CuO
2. HCl --> H2 +Cl2
3. Ag2O + C --> Ag + CO2
Ученики:
(у доски)
1. 2Cu + O2 = 2CuO; реакция соединения медь + кислород = оксид меди (II)
2. 2HCl = H2 +Cl2; реакция разложения хлорид водорода = водород + хлор
3. 2Ag2O + C = 4Ag + CO2; реакция замещения оксид серебра(I) + углерод (уголь) = серебро + оксид углерода(IV)
Учитель:
Составьте уравнения реакций по названию веществ (слайд №24). Пять человек, первыми выполнившие задание, получают оценки. После этого проверяем на доске
1. цинк + хлорид водорода = хлорид цинка + водород
2. калий + сера = сульфид калия
3. хлорид алюминия = алюминий + хлор