Цель: ознакомить с орфограммой проверяемые безударные гласные в корне слова
Задачи:
- формирование умения обнаруживать орфограмму в словах;
- глубление представлений учащихся о словах, которые нужно проверять и которые являются проверочными.
ХОД УРОКА
Организационное начало урока
Минутка чистописания
Повторение и постановка учебной задачи.
- Прочитайте слова:
листок сеновал больница |
глаза пожарный погасить |
- Сколько слогов в первом слове. Назовите ударный слог.
Какие звуки слышим в ударных слогах? Назовите безударный слог. Назовите гласные в безударных слогах.
- Сегодня, мы узнаем какие гласные буквы в безударных слогах нужно проверять.
Наблюдение над языковым материалом.
- Послушайте слово. Поля.
- Есть ли безударный гласный в этом слове? (Да)
- Назовите его ( [a] ) (Учитель записывает на доске [a]).
Аналогичная работа проводится со словами: леса, пятно, глаза, зима. В результате на доске запись:
[a] [и] |
-Давайте посмотрим как эти слова записаны.
поля, леса, пятно, глаза, зима. |
[a] [и]
|
-Сравните звуки с записанными в словах буквами. Что заметили? (два звука слышим, а букв пишем пять)
- В этих словах мы слышим только два звука. Звук [а] в словах: поля, глаза; [и] в словах: леса, пятно, зима. А сколько букв мы можем написать? Когда слышим звук [а] - можем написать “А”, “О”. А когда слышим [и] – “Е”, “Я”, “И”. Значит, здесь есть выбор букв для обозначения звука, т.е. есть орфограмма. Значит гласные нужно проверять.
- Посмотрите на слова, записанные на доске. В какой части слова находятся безударные гласные? (в корне)
- Запишите слова в столбик, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный.
- Если в корне слова в безударном положении находятся гласные звуки [а], [и], что мы должны знать? (Должны знать, что эти гласные нужно проверять)
- Когда мы точно знаем какую букву следует писать в том или ином слове? (Когда гласный звук будет под ударением)
- Как же проверить гласные звуки [а] или [и] в безударном положении в корне слова? (Поставить их под ударение)
- Что для этого нужно сделать? (Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным).
- Подберите проверочные слова к записанным в тетради. Запишите их.
- Можно ли по-другому проверить безударную гласную? Как вы думаете? Давайте проверим.
Слова на доске:
Побелеть удивился |
-Есть ли в словах безударный гласный в корне?
- Какие это безударные гласные? Подчеркните их.
- Можем мы изменить слово так, чтобы безударный гласный оказался ударным? (Можно подобрать слова белый, диво.)
- Какие это слова, что вы подобрали? (Однокоренные)
- Таким образом, какой можно сделать вывод?
- Где находятся безударные гласные, требующие проверки? Каким должно быть проверочное слово? (Безударные гласные в корне слова, можно проверить подобрав однокоренное слово, где эта гласная будет под ударением или изменить это слово так, чтобы безударный гласный стал ударным).
Работа над формулировкой правила.
- Прочитаем правило в учебнике. Составим алгоритм к этому правилу.
1. Есть ли в слове безударный гласный.
3. Подбираем проверочное слово (однокоренное или изменяем форму слова)
4. Сравниваем проверяемое и проверочное слова.
Упражнения в применении правила.
1 ) задания на обнаружение орфограммы (слуховое и зрительное восприятие)
- Сейчас мы будем тренироваться “узнавать” орфограмму на слух. Внимательно послушайте слова и выпишите в столбик только те, где есть безударный гласный в корне (тропа, листок, почта, голубка, прямой, пожар, лепили, тишина).
- Проверим, какие слова вы написали? Выделите корень. Подчеркните безударную гласную. Подберите проверочное слово.
- Какие безударные гласные встретились в словах? Какие проверочные слова вы подобрали?
2) упражнение на установление последовательности действий при записи слов с проверяемыми безударными гласными.
- Выделите корень, найдите проверочное слово. Вставьте пропущенную букву.
… - п.чтовый
…- ш.лун
…- хлопушка
…- сн.говик
…- зв.рьки
…- м.сты
…- к.рмил
…- под.рил
3) работа по учебнику над определением проверочного слова. Упражнение 232 с комментированием.
- Подумай, какое из каждых трех однокоренных слов является проверочным словом. (Первые четыре примера вместе с учителем)
Гроза, грозный, грозить.
Каток, катит, катить.
Ходит, ходьба, выход.
Даль, далеко, далекий.
- Спишите слова в таком порядке: сначала проверочное слово, затем однокоренные слова с безударной гласной в корне. Поставьте знак ударения над каждым словом. Выделите корень, подчеркните гласную букву в корне.
4) самостоятельная работа. Упражнение 232 (последние два примера)
Носит, носить, носильщик.
Светить, свет, светлячок.
Обобщение
- С какой орфограммой познакомились?
- Как проверяем безударную гласную в корне слова? ( С помощью однокоренного слова или изменяя форму слова, так чтобы безударный гласный стал ударным)
Домашнее задание сведения о языке на с.86-87, упражнение 228
Организационный конец урока