Тема урока: "Многоугольники вокруг нас"

Разделы: Математика


Тип урока: комбинированный.

Цель: систематизировать теоретические знания по теме, закрепить полученные знания, умения и навыки в процессе выполнения упражнений, показать практическую значимость свойств треугольников и четырехугольников, развивать компьютерную грамотность.

Задачи: повторить свойства и формулы площади треугольника, параллелограмма, ромба, трапеции; отработать умения применять их для вычисления площади.

Ход урока

1. Организационный момент

  1. приветствие
  2. Сегодня на уроке мы постараемся увидеть многоугольники вокруг нас и понять, какое значение они имеют в нашей жизни.

2. Актуализация знаний.

Геометрия, как наука имеет очень большое применение. Например, в Древней Греции вообще занимались лишь практической и прикладной стороной математики, необходимой для землемерия, строительства городов, технических и военных сооружений. Кто не слышал о Бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолеты? А ведь сам треугольник таит в себе немало интересного и загадочного.

О треугольнике и его тайнах нам расскажет один из учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Треугольники вокруг нас” (5 мин)

Треугольник – геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой последовательно соединенных отрезками.

Существует несколько видов треугольников, которые можно классифицировать на две группы:

1) по сторонам – равносторонний, равнобедренный

2) по углам – прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

Замечательные линии в треугольнике

А) Средняя линия – отрезок соединяющий середины боковых сторон, равен основания.

Б) Медиана – отрезок, выходящий из вершины, и делящий противоположную строну треугольника пополам.

В) Биссектриса – луч, делящий угол пополам.

С) Высота – Перпендикуляр к стороне, выходящий из вершины угла треугольника.

Рассмотрим некоторые виды треугольников и наиболее часто используемые их свойства.

1. Равнобедренный треугольник – треугольник, у которого две стороны равны.

Свойства:

- углы при основании равны

- биссектриса треугольника, проведенная на основание равнобедренного треугольника является медианой, высотой.

Признак: если два угла в треугольнике равны, то он равнобедренный.

Формула площади S =ah, h = .

2. Равносторонний треугольник (правильный) – треугольник у которого все стороны равны

Свойство: все углы по 600

Формула площади S = ah =

3) Прямоугольный треугольник – треугольник, у которого есть прямой угол.

Свойство: - катет, лежащий против угла в 300 равен половине гипотенузы.

Формула площади S = ab, а и b – катеты. Теорема Пифагора с22+b2

Площадь любого треугольника можно вычислить по формулам :

S = pr., где р – полупериметр, r –радиус вписанной окружности

S = , формула Герона

S = absinC

Треугольники могут быть равны, подобны. Признаки подобия представлены на слайдах.

Замечательные точки треугольника

1. Точка пересечения биссектрис – центр вписанного круга.

2. Точка пересечения серединных перпендикуляров – центр описанного круга.

3. Точка пересечения высот – ортоцентр треугольника.

4. Точка пересечения медиан – центр тяжести (барицентр) треугольника. Это доказал Архимед.

В 1765г. Леонард Эйлер доказал, что в любом треугольнике ортоцентр, барицентр и центр описанной окружности лежат на одной прямой. Позже эту прямую назвали “прямой Эйлера”.

Большой вклад в развитие геометрии треугольника внесли математики XIX-XX вв. Евклид, Лемуан, Брокар, Тебо и др.

Треугольники используются в чертежах для строительства мостов, пирамид, церквей и др., т. е. в архитектуре. При укладке паркета. В живой природе также есть примеры треугольника, например, у овчарки треугольной формы уши.

3. Решение задачи 15 мин.

Задача. Треугольник АВС – равнобедренный, АВ=ВС.

ВДАС, АКМ = ВМА, АВ = 17, АС = 16, МД =6.

Устно. Докажите, что треугольник АВМ равен треугольнику ВМС. [По двум сторонам и углу между ними (I признак) АВ=ВС стороны равнобедренного треугольника, ВМ – общая, АВМ =СВМ т.к. по свойству ВД – высота, медиана, биссектриса. ]

Докажите, что треугольник АКМ подобен треугольнику ВМС. (запись решения в тетрадь) [КАМ=ВСМ т.к. АВМ=ВМС, АКМ=ВМА=ВМС из условия и равенства треугольников. Значит АКМВМС по двум углам I признак ]

Найти высоту ВД и АМ. [ по т.Пифагора ВД= = = 15, АД=ДС= 16:2=8, свойство высоты равнобедренного , АМ = = = 10]

Найти КМ, зная что АКМВМС. [ Если треугольники подобны, то их стороны пропорциональны, т.е. , , ВМ= ВД-ДМ=15-6=9 = откуда КМ = ]

Устно. Найти площадь АВС. [ S = ВД•АС=17•16:2=272:2=136ед.2]

Найти площадь АВМ [ АВ=17, ВМ=9, АМ=10, по формуле Герона р = (17+9+10):2=36:2=18, S == ==36ед2]

4. Обобщение материала.

Треугольники, соединяясь друг с другом, могут образовывать многоугольники. В 8 классе мы изучали некоторые виды четырехугольников и находили их площади. Коротко расскажет о свойствах этих четырехугольников один из учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 “В мире четырехугольников” (5 мин.)

Многоугольник – это геометрическая фигура, составленная из отрезков так, что смежные отрезки не лежат на одной прямой, а несмежные отрезки не имеют общих точек.

Виды:

1. Выпуклый – многоугольник, который лежит по одну сторону от каждой прямой, проходящей через две его соседние вершины.

Свойства: отрезок, соединяющий любые две точки (диагональ в частности), содержится в этом многоугольнике.

2. Правильный – многоугольник с равными сторонами и углами.

3. Невыпуклый - многоугольник у которого, прямая , содержащая сторону многоугольника разбивает его на две части.

Другой важный признак по которому выделяют виды многоугольников, - это наличие разных типов симметрий, или совмещений.

Рассмотрим такие фигуры ( их изображение дано на слайде).

1. Параллелограмм – четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно

параллельны, равны.

Свойства:

– стороны попарно равны и параллельны;

– диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

Формула площади S = ah, а – основание, h – высота

S = absinC

2. Ромб – параллелограмм, у которого все стороны равны.

Свойства: – диагонали взаимно перпендикулярны

– диагонали, являются биссектрисами углов ромба

Формула площади S = ah, S = d1d2 , d1 и d2 – диагонали ромба

3. Прямоугольник – параллелограмм , у которого есть прямой угол.

Свойство – диагонали прямоугольника равны. Формула площади S = ab a,b – стороны.

4. Квадрат – прямоугольник с равными сторонами.

Свойства – диагонали квадрата равны, являются биссектрисами углов, точкой пересечения делятся пополам. Диагональ равна а. Формула площади S = a2.

5. Трапеция – четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие нет.

Виды: Прямоугольная, равнобедренная.

Свойства:

– в равнобедренной трапеции углы при основании равны.

– средняя линя трапеции равна полусумме оснований.

Формула площади S = h, где a ,b – основания трапеции, h – высота.

В жизни мы часто встречаемся с четырехугольниками: в архитектуре, в различных чертежах технических приборах и др. (Примеры даны на слайде).

5. Решение задач по готовым чертежам (8 мин)

Группа А 11 человек решают задачи на ПК ( сильные) остальные Группа Б вместе с учителем у доски, записывая решение в тетрадь.

Смежные стороны параллелограмма равны 30см и 20см, а один из углов равен 1500. Найти площадь параллелограмма. Ответ: 300см2

В трапеции АВСД основания АД и ВС равны 10см и 8см соответственно. Площадь АСД=30см2. Найти площадь трапеции. Ответ: 54см2

ЗАДАНИЕ группе А

Открыть файл “Геометрия 9”. Решение каждой задачи оценивается в баллах.

ВАРИАНТ 1

Основания прямоугольной трапеции равны 9см и 18см, большая боковая сторона – 15см. Найти площадь. (3 балла)

Ответ: 162см2

АВСД – квадрат со стороной 4см. На сторонах АВ и СД отложены отрезки АМ и КС так, что АМ=КС=3см.

а) Докажите, что МВКД – параллелограмм ( воспользоваться признаками параллелограмма)

б) Найти периметр и площадь МВКД. (5 б.)

Ответ: 12см, 4см2

ВАРИАНТ 2

Высота равнобедренной трапеции, проведенная из вершины тупого угла и делящая большее основание на два отрезка, один из которых равен половине меньшего основания, равна 6см. Большее основание больше меньшего основания на 2см. Найти площадь трапеции. (5 б.)

Ответ: 18см2

2. Площадь ромба 240см2, одна из его диагоналей равна 16см. Найти периметр ромба. (3 б.)

Ответ: 17см, 68см.

6. Проверка решения задач, учащихся работавших за компьютером с помощью проектора ПК

7. Домашнее задание

Повторить п.62, 66, 67, 51, 52, 53, 69

Задача: В прямоугольной трапеции острый угол равен 600. Большая боковая сторона и большее основание равны по 20 см. Найти меньшее основание и площадь трапеции.