Творческая активность как фактор профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа № 7 "Маросейка"

Разделы: Общепедагогические технологии


Решение проблемы развития творческой активности как фактора профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа определено стратегией модернизации содержания профессионального образования в России. Этот процесс направлен на достижение нового качества обучения в изменившихся социально-экономических условиях.

Творчество – мышление в высшей его форме, выходящее за привычные пределы.

Творчество педагогическое – оригинальное и высокоэффективное решение учителем задач целостного педагогического процесса

Современному педагогу необходимо суммировать в себе характер, личность, творческую направленность, профессиональную компетентность.

Профессиональная компетентность – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности педагогом

Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике – нормативной модели компетентности педагога, отражающей научно обоснованный состав профессиональных знаний умений и навыков. В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Это знания методологических основ и категорий педагогики, закономерностей социализации и развития личности, сущности, целей и технологии целостного педагогического процесса и т. д.

Технолого-педагогические и специальные знания – необходимое, но отнюдь недостаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности, теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.

Содержание теоретической готовности учителя включает в себя следующие умения: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные. А в содержание практической готовности включены умения организаторские (мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные) и коммуникативные (перцептивные умения и умения педагогического общения).

Основываясь на теориях неопедагогики, мы разработали инструментарий для развития творческой активности как фактора профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа; выделили определённые виды и формы деятельности, среди которых важное место занимает учебно-познавательная деятельность с элементами театра.

Экспериментальная работа проводилась со студентами дошкольного, музыкального отделения, отделения дополнительного творчества. Апробация предложенного инструментария охватывает многие дисциплины профессиональной направленности: методика математического развития, педагогика, менеджмент, педагогическое мастерство и т.д.

В качестве иллюстрации мы предлагаем вам сценарии занятия по математике для детей 7-го года жизни “Праздник смеха” и театральное представление “Московских окон негасимый свет”, для учащихся школ и колледжей.

Сценарий занятия для детей 7-го года жизни "Праздник смеха"

Основные задачи занятия:

  • Закреплять умение детей передвигаться в указанном направлении во время ходьбы и бега, описывать направление движения по представлению.
  • Закреплять представление детей о последовательности месяцев года.
  • Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве от другого лица.
  • Закреплять умение детей называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 20.
  • Развивать у детей элементы геометрического мышления. Уточнить знания о многоугольнике.
  • Упражнять детей в умении видеть в жизненных предметах знакомые геометрические фигуры.

Вид занятия: фронтальное.

Место проведения: зал.

Оборудование: 4 рисунка цифрозавров, мяч, набор фломастеров, 2 набора разноцветных палочек для физкультурных занятий; 2 листа ватмана; губка, краска "Гуашь"; доска; мелки; портфель с подарками по количеству детей (каждый подарок завернут в оберточную бумагу).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят под музыку в зал.

Воспитатель: Мы пригласили Вас на праздник Смеха.

Веселье, шутки, смех
Обязательны для всех!
Вход слезам сюда закрыт,
Тем и праздник знаменит".

Воспитатель предлагает детям игру "Это правда или нет?".

Воспитатель: Я вам буду читать стихотворение, а вы мне отвечайте, это правда или нет.

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей "Га-га-га", – пел соловей.
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?

Дети отвечают, что верно в стихотворении, а что нет и почему.

Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру "До и после". Я буду называть месяц года, а тот, кому я брошу мяч, назовет следующий месяц". Затем предлагает детям назвать предыдущий месяц года.

Звучит музыка. В зал вбегают два ребенка, одетые в костюмы "Цифрозавров".

Цифрозавры: Мы страшные, мы ужасные цифрозавры! Мы испортим вам праздник!

Воспитатель:

Срочно нужен нам ответ,
Победим мы цифрозавров или нет?

Детям предлагается разделиться на две команды. Каждая команда получает по рисунку цифрозавров с арифметическими примерами, которые нужно решить. Воспитатель проверяет правильность решения примеров. Цифрозавры дают командам еще по одному рисунку, которые должны придумать сами арифметические примеры друг для друга. Команды меняются рисунками, решают примеры, вписывают ответы. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Под музыку в зале появляется Петрушка. Он дрожит и тащит за собой пальто.

Петрушка:

Я сам себя в пальто одел
И рукавом за нос задел,
Хотел пальто я наказать
И без пальто пошел гулять.

Воспитатель: Петрушка, ты замерз? Тебе надо поиграть с нами в игру "Бегающая табуретка".

Петрушка берет в руки детский стульчик и бегает с ним в разных направлениях по заданию воспитателя: побежал налево, остановился, повернулся направо, побежал назад и т.д. Дети запоминают направления движения Петрушки и потом рассказывают. Петрушка предлагает детям разделиться на команды. Одна команда двигается в разных направлениях вместе с Петрушкой, а другая запоминает маршрут, затем описывает его.

Петрушка: Я согрелся. Спасибо. А теперь я предлагаю вам поиграть в хороводную игру "Ай, да я". Встаньте в круг. Мы будем водить хоровод. Я буду называть числа по порядку, а вместо некоторых чисел буду говорить: "Ай, да я!". Вы внимательно слушайте и определите, какие числа я пропустил.

– Один, два, "Ай, да я", четыре, пять, "Ай, да я", семь, восемь. Какие числа я пропустил?

Игра повторяется несколько раз. Затем Петрушка называет числа в обратном порядке.

Воспитатель: Да, Петрушка, любишь ты хвастаться  – "Ай, да я, ай, да я!"

Он способный, но, признаться,
Есть одна подробность.
В нем способность задаваться –
Главная способность.

Петрушка: А вот и нет.

Петрушка обращает внимание детей на два листа бумаги, прикрепленные к мольберту, на которых заранее кусочком свечи нарисованы два похожих лица, которые имеют несколько отличий. Листы бумаги кажутся пустыми.

Петрушка: Вы видите здесь рисунки? А я сейчас так сделаю, что они появятся.

Проводит по листам бумаги губкой смоченной в краске "Гуашь". На листах становятся видны рисунки. Детям предлагается найти отличия.

Петрушка: А теперь я буду рисовать на доске мелом. Точка, точка, два кружочка, носик, ротик. Всем приветик. Получился человечек.

Рисует на доске двух человечков и обращается к детям: "Чего не хватает в рисунках?" (Рук, ног).

Петрушка: Вы должны их дорисовать.

Дети по-очереди подходят к доске и рисуют по заданию Петрушки правую ногу, левую ногу, правую руку, левый ботинок и т.д.

Воспитатель: Какой же праздник без пляски и песни?.

Детям предлагается потанцевать под музыку. Всем вместе спеть песню "От улыбки хмурый день светлей...".

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и послушать веселую историю про двух братьев. В сценке участвуют заранее подготовленные дети.

Жили-были два брата –
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный.
Добродушный и приятный.

Младший – треугольный.
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
"Отчего ты злишься, брат?"

Тот кричит ему: "Смотри!
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три.
У тебя их все четыре".

Но квадрат ответил:
"Брат, я же старший, я – квадрат".
И сказал еще нежней:
"Неизвестно, кто важней".

Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на углы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: "Желаю
Я тебе приятных снов.
Спать ложился – был квадратом,
А проснешься без углов".

Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата.
Онемел, стоял без слов.

Вот так-так,
Теперь у брата –
Восемь новеньких углов.

По командам дети составляют на ковре из разноцветных палочек восьмиугольник, шестиугольник, пятиугольник. Каждый раз воспитатель уточняет: как называется эта фигура, почему (шестиугольник – 6 сторон, 6 углов, вершин); как еще можно назвать эту фигуру, почему (многоугольник – много сторон, углов, вершин). Детям предлагается показать внутреннюю область каждой геометрической фигуры.
Затем дается задание: из 8 палочек составить три треугольника и рассказать, как это можно сделать.

Раздается стук в дверь. В гости приходит Рассеянный. У него в руках – портфель, сковорода, на ногах вместо валенок надеты перчатки. Петрушка незаметно уходит.

Рассеянный:

Я такой Рассеянный
С улицы Бассейной.
Вместо шляпы на ходу я
Я надел сковороду
(снимает шляпу, прикладывает сковороду)
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.

– А вы не такие? Сейчас проверю.

Рассеянный вызывает несколько детей, ставит их в шеренгу, предлагает им внести изменения в одежду. Остальные дети в этот момент закрывают глаза. Открыв глаза, дети должны посмотреть на тех детей, которые стоят в шеренге, и сказать, какие изменения произошли в их одежде (у Сережи завернута брючина на левой ноге, рукав на правой руке; у Светы на правой ноге нет тапочка, а на левой нет носка и т.д.). Игра повторяется несколько раз.

Рассеянный: На празднике всегда звучат оркестры. Мы тоже с вами попробуем изобразить "Музыкальный математический" оркестр".

Проводится игра "Музыкальный математический оркестр". Дети сидят на ковре, По очереди называют числа. Каждый запоминает свое число. По команде Рассеянного дети по очереди хлопают в ладоши столько раз, какое число назвали. Затем все хлопают вместе, но каждый свое количество хлопков. Это задание выполняется несколько раз под музыку. Рассеянный уходит.

Входит Петрушка. У него к шее прикреплен шарик, раскрашенный под человеческое лицо. На шарик надета косынка.

Воспитатель: Петрушка, что с тобой?

Петрушка: А я вспомнил пословицу: "Одна голова – хорошо, а две – лучше.

Воспитатель: Петрушка, ты ошибся. Скажите, дети, чего бывает по одному, два, три и т.д.?

Петрушка: Молодцы ребята. А вот послушайте веселое стихотворение.

Читает первый куплет стихотворения и предлагает детям посчитать, сколько предметов продавалось.

На трубе на водосточной
Объявление читаю:
Продаются очень срочно:
Два зеленых попугая;
Кот, породистый сиамский;
Зонт складной японский дамский;
Стол обеденный дубовый;
Плащ мужской, почти-что новый;
И старинный граммофон.
Вот для справок телефон.

Уточнив ответы детей, Петрушка читает дальше:

Чтобы все запомнить прочно,
Я иду и повторяю:
Продаются очень срочно:
Два старинных попугая;
Плащ породистый сиамский;
Кот складной японский дамский;
Зонт обеденный дубовый;
Стол мужской, почти что новый;
И японский граммофон.
Вот для справок телефон.

Не выходит, как нарочно.
Повторяю монотонно:
Продаются очень срочно:
Два кошачьих телефона;
Кот обеденный сиамский;
Попугай старинный дамский;
Новый стол, почти японский;
Зонт зеленый граммофонский.
А внизу для справок плащ.
Перепутал все, хоть плачь.

В дверь заглядывает Рассеянный.

Рассеянный: А чего вы тут делаете? Праздник уже давно закончился.

Воспитатель: Еще нет, Где же подарки детям?

Рассеянный: Да, да, совсем забыл.

Открывает портфель, дети берут свертки, они должны определить на ощупь, на какую геометрическую фигуру похожи подарки и почему.

Воспитатель: Вот теперь наш праздник Смеха закончился. Пусть на ваших лицах всегда будут улыбки и не только в день праздника. Улыбайтесь и дарите радость всем!

Звучит музыка, и дети уходят из зала.

Сценарий театрального представления “Московских окон негасимый свет”.

Звучит песня “Московские окна”, которую поет вся группа.

Ведущий: Когда наступает вечер, жизнь нашего города Москвы не прекращается. В тысячах окон зажигается свет. Можно остановиться и помечтать о том, что происходит за ними.

Студентка читает стихотворение Л. Таракановой “В доме, где бегает звонкий ребенок...”

В доме, где бегает звонкий ребенок,
Всякий предмет удивительно тонок:
Зеркало, чашка, стакан.
И не хватает ушных перепонок
В доме, где бегает смелый ребенок,
Дальних морей капитан.
В доме, где бегает звонкое чудо,
Рвется одежда и бьется посуда.
Все кувырком, кувырком.
Но, никогда не бывает минуты,
Чтобы хотеть отряхнуть эти путы
И не болеть ни о ком.

Ведущий предлагает вспомнить, какие имена давали детям в Москву до революции, в первые годы Советской власти, в 60-70-80-е годы. С чем это связано.

Студентам предлагается принять участие в конкурсе. Вся группа делится на три команды. Каждая команда в течение трех минут придумывает имя для ребенка 21 века. Аргументировано доказывает свою точку зрения. Жюри, состоящее из гостей, пришедших на театральное представление, подводит итоги. Победившей команде вручается приз.

Ведущий: Родителям очень важно продумать, какое имя будет носить ребенок. Ведь имя определенным образом влияет на судьбу.

Студентки читают заранее подготовленный материал о том, что означают имена членов классного коллектива.

Ведущий предлагает помечтать дальше о жизни за московскими окнами.

Звучат стихи и песни в исполнении студентов группы:

– Стихотворение М.Цветаевой “Вот опять окно, где опять не спят...”

Вот опять окно,
Где опять не спят
Может – пьют вино,
Может – так сидят,
Или просто рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Не от свеч, от ламп
Чернота зажглась, –
От бессонных глаз.
Крик разлук и встреч
Ты, окно в ночи!
Может, сотни свеч,
Может, три свечи…
Нет и нет уму
Моему покоя –
И в моем дому
Завелось такое.
Помолись, дружок,
За бессонный дом,
За окно с огнем!

– Песня под гитару из репертуара вокально-инструментальной группы “Браво” “Все прошло”;

– Стихотворение Б.Ахмадулиной “Как бы мне сказать, как закричать...”

Как бы мне сказать,
Как закричать…
В тишине все зеркально-хрупко.
Голову, уронив на рычаг,
Тихо спит телефонная трубка.
Шумный город перешагнув,
Я хочу переулком снежным
Подойти к твоему окну,
Очень тихо и очень нежно.
Я ладонью прикрою шум,
Зазвеневших капелью улиц,
Я фонари потушу,
Чтоб глаза твои не проснулись.
Я прикажу весне убрать
Все ночные звуки
Так вот ты, какой во сне…
У тебя ослабели руки.
В глубине морщинок твоих
Притаилась в глазах усталость.
Завтра я поцелую их,
Чтоб следа от них не осталось.
До утра твой сон сберегу
И уйду на рассвете мглистом
Позабыв следы на снегу
Средь сухих, прошлогодних листьев.

Далее ведущий рассказывает о свадебных обрядах для молодоженов в разных городах России. Предлагает конкурс на лучшую традицию для молодоженов-москвичей.

Ведущий отмечает, что Москва – женского рода. Ей объяснялись в любви, посвящали стихи, песни, музыку поэты и композиторы разных эпох. Студентам предлагается вспомнить поэтические строки, отрывки из песен, посвященных Москве, назвать авторов.

Проводится конкурс. Несколько студентов произносят хором строки из поэмы “Евгений Онегин” А.Пушкина:

“Москва... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!...”

(Каждый при этом говорит свое слово в строфе).

Команды отгадывают фразы, называют автора и произведение. После подведения итогов конкурса снова звучит песня “Московские окна” в исполнении всей группы.

Ведущий: “Москве более 800 лет. Но она как всегда прекрасна, как всегда молода. Судьба москвичей тесно переплетена с судьбой города. Пусть каждый вечер зажигаются московские окна, даря нам тепло, радость, надежду”.

В исполнении студентки звучит стихотворение Д.Терещенко “Пускай грохочет грузовик...”

Пускай грохочет грузовик трехтонный,
Таксисты лихо носятся пускай,
Мой город многомиллионный
Не умолкай!