Задачи:
- образовательная: познакомить с терминами вводные слова, с их основными группами по значению как средством выражения отношения говорящего к объекту разговора;
- развивающая: формировать пунктуационные умения и навыки, находить вводные слова в предложении, выделять их интонационно, способствовать обогащению речи школьников вводными словами;
- воспитательная: воспитывать патриотизм, уважение к памяти народной.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, наглядный, словесный, практический, поисковый.
Формы: самостоятельная работа, беседа, рассказ, работа со словарем, индивидуальная работа, самопроверка, взаимопроверка.
Оборудование: доска, цветной мел, учебник, таблицы, словарные слова, толковый словарь.
Ход урока
I. Оргмомент (Оформление классной работы).
II. Актуализация изученного:
Ребята, мы продолжаем с вами работать над темой 60 лет со дня Великой Победы на фашистской Германией.
Я просила вас повторить словарные слова по теме “Великая Отечественная война”. Приготовились к словарному диктанту.
1. Словарный диктант
Герой, героизм, ветеран, солдат, патриот, обелиск, памятник, подвиг, Великая Отечественная война, салют. (Самопроверка)
Задание: Составить любое красивое предложение, используя одно из слов нашего диктанта и иллюстрации на стенде.
2. Проверка домашнего задания
А) Проверяю знание правила: - Что называется обращением?
Б) Прочитать предложения, назвать обращение, объяснить расстановку знаков препинания.
3. Индивидуальная работа:
А) на доске:
Убейте войну, прокляните войну, люди земли!
(повествующее, восклицательное, простое, односоставное, о-л, распространенное, осложненное обращением,)
Б) Задание: расставить знаки препинания, графически объяснить их, составить схемы.
1. Везде: на фронте, в быту, в партизанских отрядах, в концлагерях – рождались песни и стихи.
2. Песня, музыка, художественное слово должны звучать повсюду: в походе, на привале, в промежутках между боями.
3. По всей территории нашей страны высятся памятники воинам, партизанам и подпольщикам, матерям и сестрам – всем, кто ковал священное оружие Победы.
В) Индивидуальная работа по карточкам № 1-4
4. Графический диктант
Задание: начертить схему предложения с обращением.
Пой, Гармоника, вьюге, назло,
Заплутавшее счастье зови! (А. Сурков.)Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят. (А. Фатьяной.)Вставай, вставай, однополчанин,
бери шинель, пошли домой! (Б. Окуджава.)Вставай, страна огромная,
вставай на смертный бой. (В.Лебедев-Кумач.)И первый наш вопрос солдатский:
- Как поживаешь, фронтовик? (Б. Окуджава.)В защиту мира встаньте, люди!
(Взаимопроверка: обменялись тетрадями. Схемы на доске)
МИНУТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ
III. Объяснение нового материала
- Запишем тему урока:
Вводные слова. Знаки препинания при них.
- Ребята, как вы понимаете слова “вводные, “вводить”? (помещать внутрь)
1. Работа с Толковым словарем:
1. Кого – что. Заставить войти, привести к - нибудь. Ввести войска в город.
2. Кого – что в что. Включить в что – нибудь, сделать действующим. Ввести в бой крупные силы.
Приставка “в” в слове “вводные”, “вводить” обозначает направленность действия внутрь.
2. Какую задачу мы должны решить на уроке?
Мы познакомимся с вводными словами, их основными группами по значению, поучимся находить их в предложении и выделять на письме.
Почему же некоторые слова называются вводными? Для чего они вводятся? Читаем правило (3 стр.) с. 126.
3. Наблюдение
Письмо пришло вчера. К счастью, письмо пришло вчера. Конечно, письмо пришло вчера. К несчастью, письмо пришло вчера.
- Прочитайте предложения. О чем в них сообщается?
- В предложениях сообщается о разном или об одном и том же?
- Чем отличаются предложения друг от друга?
- Что выражает слово к счастью (радость), конечно (уверенность), к несчастью (огорчение).
Вывод: перед нами вводные слова, с их помощью говорящий выражает свое отношение к тому, о чем говорит.
Записываем в тетрадь: Выражает различное отношение к сообщению.
- На стр.127 учебника внимательно рассмотрите таблицу и скажите, какие значения могут вносить вводные слова в предложение.
- Продолжим наблюдения: Можно ли изменить место вводного слова в предложении?
Давайте попробуем. Измениться ли смысл предложения? (нет)
- Если эти слова не влияют на содержание, являются ли они членами предложения?
Разберите одно из них по членам:
К несчастью, письмо пришло вчера.
Записываем в тетрадь: Не являются членами предложения.
- Ребята, при чтении вводные слова выделяются интонацией и произносятся быстрее, а на письме – запятыми.
Записываем: выделяются интонацией и запятыми.
IV. Тренировочные упражнения
1. Упр. 226
Вводные слова обогащают нашу речь, но неуместное использование вводных слов ведет к засорению речи.
Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека.
Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.
Послушайте миниатюру “Слова – паразиты” из книги Б. Тимофеева.
2. Упр. 272 (устно)
V. Домашнее задание
Упр. 30, стр.127 (подготовиться к орфографическому диктанту по правописанию вводных слов)
VI. Итог урока: выставляю оценки!
- Какие слова называются вводными? (специальные слова, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем сообщает)
- Как в речи выделяются вводные слова? (при помощи интонации: быстрое прочтение)
- На письме? (запятыми)