На материале действий с обыкновенными дробями
Цели занятия:
- повторение и закрепление знаний по теме “Обыкновенные дроби”, развитие навыков счета;
- развитие внимания, памяти, навыков самостоятельной работы;
- воспитание сплоченности и взаимовыручки, трудолюбия.
Оборудование: портрет Пифагора, изображения старцев, пауков, замка с подвесным канатом, потайных комнат.
Ход занятия
Вступительное слово ведущего
Вам предстоит сегодня побороться за сокровища, пройти множество испытаний. Желаю вам успеха! А сейчас прослушайте условия игры.
Цель игры – добыть сокровища, отгадав слово. Для этого вам необходимо заработать ключи, верно выполнив задания. На ключах (с обратной стороны) написаны буквы, из которых нужно будет составить слово. В течение игры вы можете воспользоваться двумя подсказками.
Участники команды для выполнения задания будут приглашаться по одному, остальные в это время выполняют задание вместе на листе бумаги. Если задание участником будет выполнено неверно, то команда может исправить ошибку, но при этом теряется подсказка.
Начинаем игру.
Первое испытание - встреча со старцем Фура (можно в качестве старца “пригласить” Пифагора)
Внимание – старец Фура предлагает вам загадку.
Команда выбирает участника, который будет отвечать.
Математическое чудо,
Бывает правильной и нет,
Уже столетья служит людям.
Что это? Дайте мне ответ. (обыкновенная дробь)
Второе испытание – отсеки с пауками, мухами
(Напоминается фрагмент телевизионной игры, в котором показывается прохождение отсеков с пауками.)
Внимание участников обращается на изображения отсеков с пауками, под каждым из которых на доске написана дробь. Приглашается один член команды.
Через все отсеки чтобы
Трудный путь преодолеть,
Нужно по пути на дроби
Повнимательней смотреть.
Правильная, нет – попробуй
Четко, внятно объяснить
И, возможно если, в дроби
Целую часть отделить.
Изображения по одному убираются, участник команды объясняет, какая дробь написана и если она неправильная, выделяет целую часть. В случае верного выполнения задания участник “добывает” для команды 3 ключа (по количеству отсеков).
Третье испытание – комната магистров
(Напоминается аналогичный сюжет из игры.)
На доске изображения магистров, с обратной стороны записаны выражения, содержащие 2 действия с дробями.
Мастера математики вас поджидают
Они всегда верно и быстро считают,
Чтобы у них все ключи получить,
Примеры вам правильно нужно решить.
Приглашаются четыре участника для решения на обратной стороне откидной доски. Выполнение заданий проверяет вся команда, если ошибок нет, команда получает 4 ключа.
Четвертое испытание – подземелье
(Напоминается аналогичный сюжет игры.)
На доске в четыре ряда расположены паучки (12 – 16 шт.) с прикрепленными к ним карточками, на которых написаны обыкновенные дроби, только на четырех из них ответы верные. Рядом на доске написаны 4 уравнения.
Вам решить предстоит уравнения.
Повнимательней будьте – совет.
И среди пауков, без сомнения,
Вы найдете того, на котором ответ.
Приглашаются 4 участника для решения уравнений на доске. Команда готовится к проверке (решение на листах), в случае верного решения команда получает 4 ключа.
Пятое испытание – подвесной канат между башнями
(Напоминается аналогичный сюжет.)
На доске изображения башен с натянутым между ними канатом, под изображением каната записано выражение с обыкновенными дробями, содержащее 4-6 действий. Изображение каната снимается, для решения на доске приглашается капитан команды, остальные участники решают на листах, чтобы в любой момент прийти на помощь.
Из нескольких действий это задание,
Оно для проверки знаний, внимания.
Расставь верно действия и смело в путь,
Правил при этом, смотри, не забудь.
За каждое верно выполненное действие вручается ключ.
Подведение итогов
Подсчитываются ключи, из букв на обратной стороне составляется слово, если составлено верно – открывается шкатулка с сокровищами.
Проводится беседа (рефлексия):
- что повторили в ходе игры;
- какова роль каждого участника;
- было ли интересно, трудно;
- что понравилось.