Форма урока: нетрадиционная.
Тип урока: интегрированный: физика, биология. Урок обобщения и систематизации знаний с элементами исследовательской деятельности.
Цель урока: обобщение и углубление знаний учащихся по теме “Относительная влажность воздуха”.
Образовательные задачи:
- закрепление понятия “относительная влажность воздуха”;
- закрепление умения определять относительную влажность воздуха;
- закрепление умения учащихся работать с дополнительной литературой.
Воспитательные задачи:
стимулировать познавательную активность ребят, и интерес к предмету;
воспитывать потребность у учащихся применять знания, полученные на уроках физики и на других предметах, в окружающей, повседневной жизни;
воспитывать у учащихся отношение к здоровью как к социальной ценности.
Развивающие задачи:
развитие личности ребенка в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;
совершенствование умений анализировать, классифицировать, делать выводы.
Методы:
по источникам знаний:
словесный (беседа, рассказ);
наглядный (наблюдения учащихся, иллюстрации);
практический (опыт);
по характеру познавательной деятельности:
проблемный;
частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся; лабораторная работа);
по степени самостоятельности школьников:
учебная работа под руководством учителя;
самостоятельная работа учащихся;
методы контроля:
устный контроль.
Оборудование: психрометры, гигрометры (волосной и конденсационный), термометры, психометрические таблицы.
План урока
№ п/п |
Этапы урока |
Приемы и методы |
Время (минут) |
1 |
Постановка учебной проблемы. Актуализация знаний |
Беседа, рассказ |
5 - 7 минут |
2 |
Получение научного факта об определении оптимальных условий для жизни человека |
Рассказ, демонстрация таблиц |
10 минут |
3 |
Инструктаж по выполнению работы |
Беседа |
1 минута |
4 |
Индивидуальные практические задания, фронтальная лабораторная работа |
Практическая работа учащихся, записи в тетрадях. Консультация учителя |
10 - 11 минут |
5 |
Проведение итоговой лабораторной работы |
Вопросы, рассказ |
2 минуты |
6 |
Получение результатов исследований учащихся и их анализ |
Рассказ, беседа, сообщения учащихся |
10 минут |
7 |
Подведение итогов урока |
Вопросы, ответы |
3 минуты |
8 |
Домашнее задание |
Рассказ учителя |
1 минута |
Ход урока
1. Тема нашего урока: “Определение относительной влажности воздуха и ее значение для здоровья и в производственной деятельности человека”. Целью урока является: во-первых, рассмотреть различные способы определения относительной влажности воздуха и определить ее, во вторых, постараться определить для себя, насколько эта физическая величина важна и для нашего самочувствия, и для нормальной стабильной работы предприятий различного профиля.
Итак:
Что такое динамическое равновесие?
Что такое относительная влажность воздуха?
С помощью каких приборов определяют относительную влажность воздуха?
2. Относительная влажность воздуха – это параметр, характеризующий окружающую среду человека. Что говорят исследования ученых о наилучших благоприятных условиях жизни человека. Нам расскажет об этом …………
Сообщение об оптимальных условиях для жизни человека с использованием таблиц по [3] и [4].
Хорошее самочувствие
Температура |
Относительная влажность (%) |
20 |
85 |
25 |
60 |
30 |
44 |
35 |
33 |
Оптимальные условия
Температура (С) |
Относительная влажность (%) |
|
В помещении |
18 - 20 |
30 - 60 |
На улице |
16,7 - 20,6 |
60 - 80 |
Как же изменения условий влияют на наше самочувствие?
А если влажность уменьшается, становится ниже оптимальной, чем это грозит?
Назовите известные вам способы изменения влажности воздуха.
3. Относительная влажность воздуха влияет на наше здоровье, поэтому важно уметь определять ее. На сегодняшнем уроке мы определим влажность воздуха с помощью психрометра, простых термометров и конденсационного гигрометра.
С помощью конденсационного гигрометра определяется точка росы, и влажность рассчитывается по формуле. Этим группа учащихся займется, используя инструкцию. Работа идет с оборудованием, выполненным из стекла. Необходимо помнить об осторожном, бережном обращении, чтобы не разбить, не причинить вреда здоровью.
4. a)Учащиеся определяют значение относительной влажности воздуха, используя:
психрометры;
два термометра, один из которых обмотан тканью, конец которой опущен в стакан с водой.
б)Работа с конденсационным гигрометром – по особому плану, с инструментом, лаборантом.
5. Отчет группы учащихся, работающих с конденсационным гигрометром.
Отчет учащихся, определяющих относительную влажность с помощью психрометров и термометров.
6. а) Возникает вопрос об относительной влажности воздуха в наших классных помещениях. Эту работу, точнее исследования, выполняли девочки. Расскажет нам ……………
Путем измерения относительной влажности воздуха в кабинетах № 1, 3 (начальные классы) и кабинетах физики, химии, математики, литературы в течение недели (до 1-го урока и после 6-го урока) были получены следующие результаты.
Дата |
20.11 |
21.11 |
22.11 |
23.11 |
25.11 |
26.11 |
||||||
Относительная влажность% Кабинет |
До 1 уро-ка |
После 6 урока |
До 1 уро-ка |
После 6 урока |
До 1 уро-ка |
После 6 урока |
До 1 уро-ка |
После 6 урока |
До 1 уро-ка |
После 6 урока |
До 1 уро-ка |
После 6 урока |
№1 |
42 |
43 |
42 |
44 |
42 |
44 |
41 |
44 |
43 |
46 |
42 |
43 |
№3 |
42 |
44 |
42 |
43 |
43 |
45 |
43 |
45 |
43 |
46 |
42 |
44 |
физики |
45 |
47 |
43 |
46 |
43 |
46 |
44 |
46 |
46 |
49 |
45 |
47 |
химии |
44 |
47 |
43 |
45 |
42 |
47 |
42 |
45 |
43 |
46 |
44 |
47 |
математики |
41 |
45 |
42 |
45 |
44 |
46 |
44 |
46 |
42 |
44 |
41 |
45 |
литературы |
40 |
45 |
41 |
47 |
40 |
45 |
41 |
44 |
42 |
44 |
40 |
45 |
Из таблицы видно, что относительная влажность в течении дня изменялась незначительно.
Но! Важно отметить, что мы занимаемся в оптимальных условиях (учитывая температурный режим).
б) Относительная влажность воздуха является очень важным показателем и для жизнедеятельности наших “зеленых друзей”. (Рекомендации по правильному уходу за некоторыми наиболее распространенными комнатными растениями по [8])
в) Сейчас мы сталкиваемся с большим числом не только государственных торговых предприятий, аптек, но и частными предприятиями здравоохранения и фармакологии. Чем мы должны руководствоваться при взаимодействии с ними? Как определить, надежно ли это предприятие? Сейчас нам ………… расскажет о правилах хранения некоторых аптечных средств, а вы скажите, какой вопрос можно задать провизору аптеки, чтобы быть спокойным за свое здоровье. (Сообщение ученицы о правилах хранения различных лекарственных форм по [7] )
Вопрос: “Сколько у вас психрометров?”
г) Мы с вами живем в сельской местности, и конечно вопросы сохранности продукции нас волнуют. Что по этому вопросу нам может сообщить …………? Вы должны будете мне сказать, что в ее выступлении, в отличие от предыдущих докладов, прозвучит: какая информация – важная, но нами еще не затронутая? (Выступление ученицы об условиях хранения зерна и правилах установки психрометра с использованием [5])
(Психрометр – прибор, требующий правильной установки)
д) Предлагаю вам разгадать кроссворд.
По вертикали:
1. Прибор для определения относительной влажности воздуха.
2. Прибор для определения температуры.
3. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости при любой температуре.
5. Составная часть гигрометра.
7. Газообразное состояние воды.
По горизонтали:
4. Прибор для определения относительной влажности воздуха.
5. Относительная …….., относительная …….
6. “Твердая вода”.
8. “Слезы на траве”.
е) Мы должны помнить, что относительная влажность – это характеристика содержания водяных паров в воздухе. Нам прочтет басню ……….., а вы, пожалуйста, сформулируйте вопрос по теме нашего урока или, может быть, сделайте вывод самостоятельно. (“Вода и пар”, В.И.Чикин [6] стр. 259).
Вопрос: Насыщенный или ненасыщенный пар был в атмосфере? (очень мало внимания мы уделили насыщенному пару, можно ли его использовать?)
Ответ положительный.
(Рассказ об использовании влажного воздуха, наполняющего воздушный шар, по [6] с. 269).
7. Итак, урок подходит к концу, вы сегодня прослушали благодаря работе ваших одноклассников большое количество материала. Что именно запомнил каждый из вас, что больше всего “запало вам в душу”? (3 - 4 человека)
Вывод
Целью урока являлось:
научиться определить влажность воздуха и применять эти знания в жизни.
Урок цели достиг.
8. Решить задачи (домашнее задание):
1. Первые римские гигрометры представляли собой слабо натянутую горизонтальную веревку длиной 3 - 4 м. Как и почему менялась длина веревки при изменении влажности воздуха?
2. Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местах, чем всухих?
3. В какое время суток летом больше относительная влажность воздуха при одной и той абсолютной влажности?
4. Когда зимой скорее сохнет белье: в морозную погоду или в оттепель? Почему?
Список литературы:
1. А.В. Перышкин. Физика – 8, М. Просвещение, 2002.
2. М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике, М. Просвещение, 1972г.
3. М.Т. Матюшонок и др. Физиология и гигиена детей и подростков, Минск. “Вышейшая школа”, 1980.
4. В.Н. Кузнецов. Экология. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. М. Дрофа, 2002.
5. Б.М. Машков. Справочник по качеству зерна и продуктов его переработки. – М.:Колос, 1980.
6. “Я иду на урок физики”: 7 кл. II М.: “Олимп”, “Первое сентября”, 1999.
7. Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения: Приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 1996 г. № 377.
8. Д-р Д.Г. Хесайон. Все о комнатных растениях, М. “Кладезь - Букс”, 2003.