В содержании школьного образования большое внимание уделяется развитию правовой культуры личности, которая рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической политической задачи – превращения России в современное правовое государство.
В решении этой задачи весьма важную роль играет правовое образование. В связи с этим в учебные планы многих школ страны для гуманитарного или социально-экономического профиля включены новый учебный предмет “Право” и элективные правовые курсы.
Эти предметы максимально способствуют развитию правовой культуры школьников – граждан РФ, которые на уроках усваивают основные правовые нормы, получают необходимую правовую информацию для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем. Немаловажен и тот факт, что на этих уроках у школьников воспитывается уважение к праву и закону.
Поэтому мы представляем на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” урок по праву в 11-м классе по теме: “Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание”. Мы предлагаем открыть новый раздел Фестиваля – Преподавание обществоведения и права.
Цель:
- знать обстоятельства смягчающие и отягощающие наказания;
- уметь применять самостоятельно правовые нормы для оценки фактов и явлений реальной жизни, собственного поведения;
- совершенствовать навыки работы с источником (УК РФ).
Этапы урока:
1.Актуализация знаний.
Учащиеся вспоминают основные понятия раздела “Уголовное право”. Примерные вопросы:
- Что такое уголовное право?
- Что такое преступление?
- На какие категории УК РФ подразделяет преступления? (на основании ст. 15)
2.Изучение нового материала, постановка целей урока.
Актуализация знаний позволяет учащимся самостоятельно поставить цель урока.
Так как старшеклассники уже знакомы с УК РФ, поэтому они самостоятельно находят статью в УК РФ, которая им даст информацию по данной теме:
- какая глава и статьи УК РФ дадут необходимую нам информацию? (учащиеся находят в УК РФ главу 10, ст. 61 и 63)
Изучение нового материала происходит в процессе работы в парах с использованием инструкции для выполнения задания 1 (см. Приложение 2). На выполнение работы отводится 5-6 минут, после чего осуществляется проверка.
3.Практическая работа.
Для закрепления отдельных положений изучаемого материала учитель предлагает решить юридические задачи и выполнить задания (см. Приложение 2, задание 2, 3 и Приложение 3), используя памятку для решения юридических задач и критерии оценивания выполненной работы (см. Приложение 1, инструкции 1 и 2). Учащиеся выполняют эту работу в парах. После чего коллективно обсуждаются результаты работы и выставляются оценки.
4.Рефлексия.
Каждый ученик работает индивидуально. Время выполнения – 1 минута. Оценка выставляется в результате взаимной проверки (см. Приложение 2, задание 4 и Приложение 1, инструкция 3).
5.Домашнее задание.
Составить юридические задачи по изучаемой теме, используя Приложение 4.