Детский дом для многих из наших воспитанников, в силу различных обстоятельств, становится настоящим Домом. И, как это ни печально, порой это единственный Дом с раннего возраста и до того времени, когда юноша или девушка выбирают себе профессию и идут во взрослую жизнь. А сотрудники детского дома – это люди, сопровождающие их на всём пути взросления. Одна из основных задач, которую ставят перед собой педагоги – организовать жизнь нашего ребёнка так, чтобы в будущем он создал полноценную семью, а его дети не оказались в стенах, хоть и замечательного, но государственного учреждения: “Дом малютки”, “Приют”, “Детский дом”.
В детском доме я работаю учителем-логопедом. Как правило, логопеды в физиологических ОУ занимаются коррекцией звукопроизношения, развитием лексико-грамматического строя, фонематического слуха, овладением детьми звуковым составом слова, письменной речью. Всё это, несомненно, очень важно для гармоничного развития, успешности и возможности самореализации как в дошкольном детстве, в школьном обучении, так и в дальнейшей жизни. Но практика показывает, что подавляющее большинство воспитанников детских домов в раннем возрасте имели очень ограниченный опыт эмоционального общения с родителями. Предличностные преобразования, которые возникают у детей на первом году жизни и лежат в основе формирования личности ребёнка, искажены и деформированы. У этих детей не возникает привязанности к одному взрослому. Появляющийся взрослый в группе дошкольников становится носителем “имени” “ мама”. Зачастую, дети даже не идентифицируют этого взрослого по половому признаку. Появляется объект “мама”, но это “имя” не имеет для ребёнка ни эмоциональной, ни содержательной стороны. В дальнейшем, груз эмоционального голодания становится тяжелее. К нему добавляется пониженная любознательность, отставание в речевом развитии, задержка в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности. Дети двигательно расторможены, импульсивны, не умеют планировать свои действия, не могут сосредоточить своё внимание на определённом занятии. Им очень сложно владеть своим поведением. Наблюдается серьёзное отставание по уровню произвольности регуляции. Если ребёнка не попытаться научить эмоциональному отношению к различным явлениям, показывая пример как положительных, так и горестных переживаний в жизни, не помочь относиться и к чужим ситуациям с сочувствием, состраданием, то те знания, умения, навыки, которые он приобретёт, вряд ли помогут ему в полной мере социализироваться в обществе. Наличие разнообразного чувственного опыта поможет в построении отношений и среди сверстников, и среди взрослых, в выборе круга общения, а в дальнейшем и при создании семьи, воспитании собственных детей.
Боль и обида маленького ребёнка на взрослых (родителей, близких), не исчезает с годами просто так. Попадая в хороший детский дом, дети постепенно отогреваются рядом с некровными “родителями”-сотрудниками, которые передают своё тепло, учат тому, чему не научили кровные родители.
Конечно, нельзя восполнить всё, что в раннем детстве не получил ребёнок в семье, но опыт общения глаза в глаза, рука в руке, необходим. Считаю, что мы должны постараться дать возможность это пережить нашим детям, в каком бы возрасте они ни попали в детский дом. Каждый человек имеет на это право!
В своей работе, поначалу, совершенно интуитивно, а в последствии осознанно, стала активно использовать плоды народного творчества. Называю эти произведения плодами не случайно, ведь это то, что зародилось, складывалось и проверялось временем, проросло и вызрело, впитав знания и мудрость многих поколений.
Обратимся к сказкам, которые каждый из нас знает: с незапамятных времён в доме, где рождался ребёнок, под потолок подвешивали зыбку-колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая её, порой выполняя попутно какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребёнку:
Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли!
Прилетели журавли.
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота – скрип, скрип…
Не будите нашу детку,
Наша детка спит, спит…
Если ребёнок никогда в своей жизни не засыпал, укачиваемый своей мамой, его можно этому научить, дав в руки куклу и показав движения..., но это будет только копирование действий взрослого. Я беру наших маленьких детей на руки и пою им. Порой не важно, о чём эта песня, важнее чувственная сторона этого события. Слово “событие” выбрано не случайно. Для человека, далёкого от детей, оставленных без попечения родителей, трудно понять, что ребёнок, попавший в три года в детский дом, не умеет сидеть на руках у взрослого, не умеет обнять или поцеловать, а когда целуют его, зажмуривается от страха. Когда ребёнок получает постоянный чувственный опыт общения со взрослым, его игра приобретает совершенно другие цвета и оттенки. Дети реже бросают игрушки, ломают их, с большим вниманием относятся к детям в группе, особенно младшим.
Колыбельная на занятии очень помогает ещё и как момент релаксации. Некоторым детям важно активно подвигаться для восстановления сил, другим же, напротив – сесть на колени и послушать или спеть колыбельную. Через несколько минут ребёнок готов к дальнейшей работе. Часто колыбельная несёт на себе и информационную нагрузку, ненавязчиво помогая закреплять материал занятия:
Вышла на небо луна.
Бледно светит нам она.
Кругла, словно яблоко,
Словно гнездо зяблика.
Кругла, словно снежный ком,
Засыпаем крепким сном.
Напевность, особый ритм учат детей плавному произнесению фраз, предложений. Значительно обогащается словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предмета, сравнений, используется множество синонимов, антонимов. Параллельно проводится работа над просодической стороной речи. Сначала ребёнок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поётся песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.
Для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения на занятиях, часто использую потешки, прибаутки, небылицы. Очень весёлый, порой поучительный жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить и пожурить ребёнка:
Ты умница-разумница!
Про то знает вся улица,
Кот, кошка,
Твой друг Ермошка,
Да я немножко!
Зачастую, потешки и прибаутки рождаются сами собой в какой-то ситуации. Детям очень нравится, что их работа отмечена именно в такой форме:
Торопыга, не спеши!
Всю округу не смеши!
Всё у Насти ладится,
Всё, чего касается.
По ровненькой дорожке
Бегут сороконожки.
В стенах детского дома всё расписано по минутам, таково устройство любого государственного детского учреждения, что ведёт к некой пассивности ребёнка. Ведь вся жизнь там строится на режимных моментах, организованных взрослыми: сон, приём пищи, выполнение гигиенических процедур, занятия. Для ребёнка эти действия не становятся персональным достоянием, они им не присваиваются. Действия однообразны, события протекают по кругу с незначительными отступлениями. Очень важно с дошкольного возраста научить ребёнка планировать свои действия, фиксировать этапы своей деятельности. Для этого необходимо сначала научить ребёнка наблюдать, анализировать ситуацию, устанавливать закономерности, а в дальнейшем – выстраивать план собственных действий. Учитывая особенности детей и возраста, я начинаю с азов, т.е. с элементарных наблюдений. И вновь прибегаю к помощи устного народного творчества:
– Кисонька-мурысенька, где ты была?
– На мельнице.
– Кисонька-мурысенька, что там делала?
– Муку молола.
– Кисонька-мурысенька, что из муки пекла?
– Прянички.
– Кисонька-мурысенька, с кем прянички ела?
– Одна.
– Не ешь одна! Не ешь одна!Петушок, петушок, золотой гребешок!
Маслена головушка, шелкова бородушка!
Петя, в спальню полети,
Наших деток разбуди.
Детки рано встают,
Умываться бегут.
Руки, личико умыли,
Все на завтрак заспешили.
Кашка вкусная,
Кашка масленая.
Все произведения устного народного творчества несут в себе очень богатое содержание, что может использоваться на занятиях учителя-логопеда, учителя-дефектолога для формирования пространственно-временных представлений, развития фантазии, расширения кругозора, развития моторики, скоординированности движений.
В старшем дошкольном возрасте, когда проводится серьёзная работа по исправлению звукопроизношения, многие песенки, потешки, колыбельные я использую при проведении артикуляционной гимнастики, упражнений для развития правильного дыхания. При подготовке к школьному обучению, колыбельные – незаменимые помощники при формировании понятия “гласный звук”.
Многие произведения устного народного творчества – это ещё и игра. Весёлая, динамичная, познавательная, очень любимая детьми.
Давно известно, что человек без прошлого, что дерево без корней. Мы должны дать возможность нашим детям познакомиться с культурой и традициями народа. И не важно, где живут наши дети: в городе или в далёкой деревне, в материальном благополучии или недостатке, в семье или детском доме. Каждый из нас имеет право на свою историю.