Интеграция различных видов деятельности на логопедических занятиях

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция – объединение в целое каких либо частей.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются модели коррекционно-развивающей деятельности, которые представляют собой целостную систему.

Цель этой системы состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Содержание коррекционно-развивающего обучения в логопедической работе строится с учетом ведущих линий речевой деятельности – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития:

  • Кукло- и сказкотерапия
  • Психогимнастика
  • Кинезотерапия (лечение движением)
  • Гимнастика (в том числе артикуляционная, пальчиковая и дыхательная)
  • Логопедическая ритмика
  • Точечный и сегментарный массаж
  • Релаксация
  • Физио-, фито-, ионо- и аромотерапия и т.д.

Таким образом, все специалисты дошкольного образовательного учреждения задействуются в осуществлении процесса коррекции и развития детей.

Понятие “интеграция” появилось в Российской педагогике в 80-х г.г. прошлого столетия, это изначальное единство предметности и межпредметности. Естественно, что процесс интеграции охватил и коррекционную педагогику.

Интегрированный курс – это та же учебная дисциплина, но составленная из содержательных фрагментов разных предметов, а также дополнительного содержания, ранее не входившего в коррекционно-образовательный процесс.

Интегрированные курсы должны легко вписываться в предметную систему обучения и должны не нарушать традиционного характера деятельности учителя-логопеда, который реализует коррекционную работу и включает несколько интегрированных курсов, что не только расширяет его предметную область, но и сближает её с другими дисциплинами.

Интеграция на современном этапе соединяет в себе понятие комплексности, предметности в организации коррекционно-развивающего обучения, это процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного.

При планировании педагог как бы мысленно должен просчитать интеграционные механизмы, соединить их и создать количественную модель занятия, которую можно не только изменять, но и экспериментировать с ней, добавляя интеграционные механизмы или убирая их, в зависимости от того, на какой из уровней он хотел бы вывести своё занятие на данном этапе коррекционной работы.

Определившись с дидактическим типом занятия и сформировав его желаемую количественную модель, учитель-логопед переходит к содержательному наполнению, дополняя количество качеством.

Деятельность - действия человека, направленные на удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Учитель-логопед выполняет коррекционно-развивающую деятельность с опорой на личностно-ориентированную модель. Дошкольниками реализуются следующие виды деятельности:

  • Игровая (художественно-творческая)
  • Речевая (речедвигательная, речеслуховая, речемыслительная)
  • Учебная (познавательная, мыслительная, исследовательская, аналитическая)
  • Трудовая (продуктивная, предметно-практическая)

Каждый вид деятельности имеет свои особенности и своё влияние на развитие способностей ребёнка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств.

Можно также выделить самостоятельную и совместную деятельность.

Все виды деятельности в процессе занятий взаимосвязаны.

Речевая деятельность – это полиморфная категория, один из важнейших видов деятельности, ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации, средство самопознания, саморазвития.

Речевая деятельность проникает во все другие виды деятельности.

Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру эффективно реализуются и познавательная, и продуктивная деятельность. Игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов, формирование личности ребёнка и его поведения.

Продуктивная деятельность – целесообразная деятельность человека, в непроизвольной форме способствует психологической комфортности (ребёнок видит и радуется своим результатам), разгружает речевые фобии, преодолевает речевой негативизм. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, которая приобретает практическую направленность, возникающие проблемные ситуации способствуют повышению речевой активности.

Познавательная деятельность позволяет получать знания, находить способы приобретения этих знаний и применять их на практике – в конечном итоге даёт возможность коррегировать речевые и мыслительные процессы.

Смена видов деятельности способствует активизации детей, концентрирует внимание, переключаемость, повышает мобильность психики, работоспособность, снимает усталость, предупреждает утомляемость.

Предлагаемые планы-конспекты занятий позволяют проследить интеграцию видов деятельности на логопедических занятиях.

Тема: “Игрушки”. Средняя группа для детей с ОНР.
Цели занятия:
  • Активизация словаря по теме.
  • Образование множественного числа существительных.
  • Практическое усвоение прилагательных со значением соотнесенности к материалу.
  • Развитие мелкой и артикуляционной моторики; слухового восприятия.
План занятия: Виды деятельности:
Введение в тему. Рассматривание игрушек.

Артикуляционная гимнастика.

Для проведения упражнений используем ёлочные игрушки.

“Пальчиковый бассейн”. Найти пальчиками и определить игрушки из Киндер-сюрпризов.

Назвать свою игрушку, вспомнить и прочитать соответствующее стихотворение из цикла “Игрушки”

А. Барто.

Игра “Расставь Матрёшек по росту”.

Сосчитай.

“Узнай игрушку по звуку и расскажи”

Гремит погремушка, звенит колокольчик, стучит барабан, пищит резиновая игрушка и т.д.

Рассмотреть любимые игрушки, рассказать из какого материала они изготовлены.

Итог занятия.

Речедвигательная

 

Игровая

Речемыслительная

 

Продуктивная

Межпредметная связь

Исследовательская

 

Познавательная

Тема: “Временные представления”. Старшая группа для детей с ОНР.
Цели занятия:

Обучение составлению предложений с опорой на модельное изображение.

Развитие умения определять временную последовательность.

Формирование простейших классификаций на основе нескольких признаков.

План занятия: Виды деятельности:
Введение в тему. Загадка о днях недели.

Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае,
Вереницею летят,
Не воротятся назад.

Назвать дни недели, объяснить, почему так называют.

Ответить на вопросы:

  • Сколько дней в неделе?
  • Сколько рабочих дней?
  • Какой день наступит после среды?

Игра “День за днём”.

Дети называют дни недели по порядку, передавая по кругу игрушку – часы. Кто ошибся, выбывает из игры, победителю – приз.

Что лишнее? Скажи и объясни.

Июнь, июль, август, декабрь.
Понедельник, вторник, среда, воскресенье.
Январь, май, суббота, август.
Понедельник, зима, среда, четверг.

Физкультминутка.

Составить предложения с использованием моделей:

  • Зимой дети катались на санках, лепили снеговика.
  • Весной мальчики пускали кораблики по ручейку.
  • Летом ребята купались и загорали.
  • Осенью девочки собирали разноцветные листья. и т.д.

Раскрасить веточки последовательно.

 

Зима Весна Лето Осень

Итог занятия.

 

Речеслуховая

 

 

Речемыслительная

Межпредметная связь

 

 

Игровая

 

 

Мыслительная

 

 

Речемыслительная

 

 

 

 

 

 

 

 

Продуктивная

Художественная

Тема “Звуки П – П`”. Подготовительная к школе группа для детей с ФФН.
Цели занятия:

Сравнение, различение и правильное произношение звуков “П”, “П`”.

Звуковой анализ и синтез слогов, слов.

Составление предложений с глаголами настоящего времени.

Развитие логического мышления, памяти, внимания, фонематического слуха.

План занятия: Виды деятельности:
Введение в тему.

Рассмотреть картинку, прослушать рассказ, найти звук.

Это Полина. Это Петя. Они первоклассники. У Полины и у Пети портфели.

Выделить звуки “П”, “П`”. Дать характеристику звукам.

  • Звук “П” - согласный, глухой, твёрдый.
  • Звук “П`” - согласный, глухой, мягкий.

Игровое упражнение “Оркестр”.

  • ПА – ПА – ПА - пианино
  • ПО – ПО – ПО - труба
  • ПИ- ПИ – ПИ – скрипка

Игра “Что лежит в портфеле?”

Дети с закрытыми глазами определяют и узнают предметы.

Резинка, ручка, карандаш, пенал, папка, пистолет, погремушка, пирамидка, поросёнок.

Чего не должно быть в портфеле?

Определить школьные принадлежности, объяснить, для чего они нужны; движениями показать, как пользоваться этими предметами.

Физкультминутка.

Выделить первые звуки в названии предметов, определить твёрдость – мягкость звуков:

Портфель, пенал, папка, погремушка, пирамидка.

Придумать свои примеры слов.

Составить и преобразовать предложения по сюжетным картинкам с помощью вопросов:

Что делает Полина? Что делает Петя? Что делают первоклассники?

В портфеле осталось письмо с планом, по которому нужно найти приз.

Итог занятия.

Речеслуховая

 

Исследовательская

 

Игровая

 

 

Продуктивная,

Игровая

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая, речеслуховая, речемыслительная

Познавательная

 

 

Исследовательская

 

Алгоритм знакомства с буквой.
План: Виды деятельности:
  • Выделить первый звук из названия картинок.
  • Рассматривание буквы. Анализ элементов.
  • Выкладывание буквы (из полосок, из проволоки, из счетных палочек, изобразить пальчиками и т.д.)
  • Сравнить букву с предметами и объяснить.
  • Работа с разрезными азбуками.
  • Печатание буквы в тетрадях.
  • Чтение слогов и слов с данной буквой.
  • Сравнение похожих по написанию слов.
  • Печатание слов в тетрадях.
  • Речемыслительная
  • Аналитическая
  • Продуктивная
  • Исследовательская
  • Речемыслительная
  • Продуктивная
  • Продуктивная
  • Аналитико-синтетическая
  • Продуктивная

Таким образом, на коррекционных логопедических занятиях реализуется комплексный подход, решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития (фонетика, просодика, лексика, грамматика, связная речь, развитие артикуляции). Занятия несут развивающую, стимулирующую направленность.

Использование разнообразной детской деятельности развивает начальный лексикон ребёнка, коммуникативные навыки, способствует повышению речевой активности, продуктивности коррекционной работы с целью устранения речевых дефектов.

 Литература

  1. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. М., 1972.
  2. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов-на-Дону, 2002.
  3. Рожкова Т.В. Продуктивные виды деятельности в логопедической практике. // Логопед. 2005. № 5
  4. Хрестоматия по психологии. / Под ред.А.В. Петровского. М., 1977.