Организация самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьников с использованием ИТ на факультативных занятиях

Разделы: Информатика

Классы: 7, 8, 9, 10

Ключевые слова: метод проектов, Курсовое проектирование


Современный педагогический процесс имеет в своей основе развитие новой образовательной среды, создание которой позволит существенно усилить влияние школы как социального института на ход самореализации личности обучающегося. Это веление времени, во многом определяющее содержание преобразований учебного процесса современной школы, явилось одной из причин непрерывного поиска новых, более эффективных педагогических технологий.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится, что основными критериями качества содержания образования должны стать не только система знаний, умений и навыков, но также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

В целях реализации данной задачи, одним из основных стратегических направлений модернизации стала разработка системы предпрофильного обучения в старшей школе. Предпрофильная школа дает подросткам возможность совершать “пробы” себя через деятельность в различных профессиональных областях.

В этой связи перед школой встает задача адекватных разработки и подбора содержания предпрофильных факультативных курсов.

На наш взгляд, продуктивно решать задачи модернизации образовательной деятельности, возможно лишь используя новые технологии обучения.

Анализируя весь спектр современных школьных методов, мы пришли к выводу, что одним из самых результативных, является организация самостоятельной поисково – исследовательской деятельности школьников с использованием базовых информационных технологий.

Новая образовательная парадигма, утверждающая приоритеты личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляются поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно ориентированной педагогической системы, требует произвести основательную ревизию имеющихся в распоряжении традиционной средней школы содержания, форм и методов образования.

Включение информационных технологий (ИТ) в учебную деятельность является не только еще одним методом обучения, способным разнообразить учебный процесс, но и максимально соответствует актуальным интересам современных школьников, что способствует формированию внутренней мотивации освоения учебного материала.

Учебный проект, как организационная форма работы, оптимально соответствует целям и задачам факультативного курса, ориентируясь на изучение законченного учебного раздела: включает в себя совместную учебно – познавательную, исследовательскую, творческую, игровую деятельность учащихся – партнеров; имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности; направлен на достижение общего результата, при активном участии каждого слушателя факультативного курса, что дает возможность планомерного контроля качества усвоения знаний на каждом этапе учебного проекта и итоговой аттестации по его окончании, организуемым в форме защиты (презентации), и совпадающим по времени с окончанием курса.

Организация самостоятельной поисково–исследовательской деятельности школьников с использованием базовых информационных технологий, предусматривает активное сотрудничество слушателей при разработке учебных проектов и их поддержку электронными материалами в виде презентаций, публикаций и веб – сайтов, что позволяет обеспечить индивидуальный разноуровневый подход в обучении и оценивании итогов работы как подгруппы в целом, так и непосредственно каждого участника.

Используя в работе данную технологию, педагог имеет возможность наглядно, интересно, и в то же время кратко, лаконично, представить как весь теоретический материал курса, так и каждого отдельно взятого его раздела.

Накопленный мультимедийный материал может быть использован в качестве наглядности в дальнейшей работе с обучающимися, а также как материал для самостоятельной работы школьника, по заинтересовавшему вопросу или пропущенной теме. Система гиперссылок позволяет расширить знания по тому или иному вопросу темы.

Избираемые формы и методы обучения должны воздействовать на процесс присвоения знаний обучающимися таким образом, чтобы в течение всего периода обучения актуализировать приобретаемые знания, умения и навыки, составляющие базовую основу предполагаемой компетенции, и стимулировать мотивацию учеников к самостоятельно инициируемому опережающему обучению. На наш взгляд, этим требованиям в полной мере отвечает организация проектной деятельности посредством школьной информационной среды.

Метод проектов в информационной среде ОУ

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Курсовое проектирование - это выполнение учебного проекта с целью завершения курса обучения по определенным дисциплинам. Курсовой проект разрабатывается в течение целого или половины учебного года, и предполагает выполнение самостоятельной творческой работы с учащимися, при которой актуализируются знания, полученные за весь период изучения курса, отрабатываются практические навыки работы.

Методика курсового проектирования предусматривает решение обучающимися задачи, формулируемой в какой-либо проблемной области и связанной с формализацией и последующим решением ее с помощью компьютера. Решение такой проблемной задачи, как правило, требует значительного времени для реализации системного подхода при разработке проектов. Работа над проектом с использованием информационных технологий помогает учащемуся сформировать:

  • познавательную мотивацию учебной деятельности;
  • умение вычленить проблему, с последующим алгоритмизацией и программированием ее решения;
  • умение проанализировать полученные результаты с точки зрения решения обозначенных проблем.

Для эффективного использования субъективного опыта школьников, приобретаемого ими в процессе освоения предметного содержания спецкурсов, для осуществления преподавателями этих спецкурсов корректировки направления индивидуальной работы с обучающимися, разрабатываются механизмы трехстороннего сотрудничества при выполнении курсовых проектов.

Состав мини-группы курсового проекта:

  • научный руководитель-предметник;
  • научный консультант-программист;
  • ученик (группа учеников), работающих над курсовым проектом.

В данном случае приведен пример формирования состава минимальной группы из трех человек, наиболее часто встречающийся в практике проектирования в школе. Однако по мере усложнения проекта, количественный и качественный состав группы может усложняться.

Кроме разработки теоретической базы проекта, обучающиеся должны взять на себя ряд дополнительных функций, связанных с использованием информационных технологий:

  • составление и набор текста (создание гиперссылок);
  • выбор дизайна и оформления презентации;
  • анимация графических изображений;
  • озвучивание презентации (создание звукового фона) и т.д.

Важным этапом курсового проектирования с использованием ИТ является этап презентации. На этом этапе производится публичная защита курсовой работы участниками проекта по содержанию спецкурса, готовятся рецензии и отзывы на представляемую программу и ее описание, дается оценка проекту.

Несмотря на разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям. Рассмотрим наиболее общие из них:

  • предъявляемый материал должен быть структурирован в соответствии с логикой авторского изложения и представлен в соответствии с этой структуризацией
  • “дружественный” интерфейс, продуманная система подсказок, комментариев, помощи – неотъемлемые составляющие эргономики разрабатываемого проекта
  • соблюдение требований к дизайну программы: умелый подбор цветовой гаммы, подбор шрифтов в сочетании с их начертанием и размерами, тщательность исполнения картинок, заполняющих экранное пространство
  • обеспечение бесперебойного режима работы, надежность программы, грамотная компиляция материалов
  • единство стиля – своеобразный лейтмотив создаваемого проекта

Таким образом, внедрение информационных технологий обучения в процесс преподавания школьных дисциплин, не связанных с изучением информатики и программирования, требует от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, освоения НИТ, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа педагогической деятельности, значительных временных затрат на подготовку занятий, которые, безусловно, впоследствии окупятся удовлетворенностью результатами вложенного труда, т.к. внедрение ИТО способствует оптимизации процесса обучения.

Прежде чем приступить к работе над реальным проектом, необходимо твердо уяснить, почему это следует делать, что, при умелом руководстве, может дать метод проектов для развития широко декларируемого в последнее время личностно-ориентированного обучения. Иными словами, логика построения учебного материала предусматривает первоначальное освоение основополагающих принципов, позволяющих вникнуть в суть метода, создать необходимую внутреннюю мотивацию для внедрения метода проектов в педагогическую практику, и только после этого делать первые шаги в направлении технологии и организации курсового проектирования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клейман Г.М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения. - М., 1987
  2. Курова Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения. - М., 2002
  3. Христочевский С.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994 №1
  4. Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Моя провинция – центр Вселенной: развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах. - М., 1999
  5. Intel “Обучение для будущего” // при поддержке Microsoft // под ред. Ястребцевой Е.Н., Быховского Я.С. - М., 2004