Задачи:
- Ввести в языковую практику учащихся термины повествовательное предложение, вопросительное предложение, побудительное предложение.
- Формировать представление о повествовательном предложении, интонации, с которой оно может произноситься, о знаках препинания в конце предложения.
- Формировать представление о вопросительном, побудительном предложениях о знаках препинания в конце предложений.
- Формировать способность учащихся чувствовать, понимать и самостоятельно выбирать интонацию произношения предложения с целью более точной передачи его смысла и построении.
- Формировать навык осознанного грамотного письма на основе изученных орфограмм.
- Продолжить формировать умение выделять предложения в тексте, составлять предложения из слов и словосочетаний.
- Развивать умение работать в команде.
- Развивать умение работать с учебным текстом.
- Развивать языковое чутье, умение строить устные высказывания.
- Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
- Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Ход урока
1. Стадия вызова: (5 минут)
Цель: актуализация знаний учащихся по теме
Приём: постановка проблемного вопроса
Форма работы: групповая
Запись на доске: “Какие бывают предложения”
Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор о предложениях, о том, как они устроены, о том, какие могут быть предложения. Давайте сначала попробуем собрать все, что мы знаем об этом, и записать в таблицу (таблица у детей на партах).
Детям дается 3 минуты на подготовку ответов.
Учитель: Заполним вторую колонку, в ней напишем, что хотим сегодня на уроке еще узнать.
2. Стадия осмысления (35 минут)
Цель: получение новой информации и первичная систематизация
Прием: чтение текста с пометами, выполнение тренировочных упражнений
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Учитель: Возьмите на столах листы с тексом и, читая его, сделайте обозначения для каждого предложения условными знаками
- V - это я уже знаю
- + - это я узнал(а) сейчас
- ? - это мне не понятно
- ! - это интересно
Текст для чтения:
Предложение – это слово или группа слов, выражающая законченную мысль. Слова в предложении пишутся раздельно. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения могут стоять точка, восклицательный знак или вопросительный знак.
В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.
Повествовательные – это предложения, содержащие рассказ о чем-либо, сообщение, информацию для собеседника. Повествовательные предложения могут произноситься с восклицательной или невосклицательной интонацией. Если повествовательное предложение произносится с невосклицательной интонацией (спокойно), в конце его ставится точка. Если повествовательное предложение произносится с восклицательной интонацией (с чувством), в конце его ставится восклицательный знак.
Вопросительные предложения – это предложения, в которых заключен вопрос. Вопросительное предложение произносится с вопросительной интонацией. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.
Предложения, которые содержат побуждение к действию (приказ, призыв, просьбу) или приветствие, называются побудительными. Если побудительное предложение произносится с восклицательной интонацией (с чувством), в конце его ставится восклицательный знак. Если побудительное предложение произносится с невосклицательной интонацией (спокойно), в конце его ставится точка.
Первичная рефлексия:
Учитель: Давайте обсудим прочитанный текст и отметим в таблице то, что подтвердилось “V” (из того, что знали ранее). То, что хотели узнать и узнали, отметим “+”, то, что пока не узнали “-”.
Учащиеся дают индивидуальные ответы.
Вторичная рефлексия:
Учитель: Возьмите листы с таблицей и заполните колонки, вписывая названия предложений по цели высказывания, их отличительные свойства.
На заполнение маркировочной таблицы дается 5-6 минут.
Обсуждение заполнения таблицы.
Физминутка:
Учитель: Приготовьтесь в группах ответить на вопросы и выполнить задания. Для этого достаньте из конвертов листочки с заданиями и вопросами. Выполните задания, записывая ответы в тетради.
На подготовку ответов дается 10 минут.
Вопросы и задания:
1 группа:
Рассмотрите рисунок. Каждому мальчику дайте имя. Составьте по рисунку 2 повествовательных предложения и запишите их.
Прочитай. Есть ли среди этих записей предложения? Докажи.
- Почему часть осени золотой?
- Веточка, от, листик, оторвался, и поплыл, воздух, в.
2 группа:
Придумай и запиши 2 вопросительных предложения.
Прочитай. Есть ли среди этих записей предложения? Докажи.
- Почему часть осени золотой?
- Веточка, от, листик, оторвался, и поплыл, воздух, в.
3 группа:
Прочитай текст выразительно.
Играли брат с сестрой и поссорились.
- Не тронь моего коня
- Не тронь моих кукол
Дети разошлись по разным углам.
Скоро им стало скучно.
Прочитай. Есть ли среди этих записей предложения? Докажи.
- Почему часть осени золотой?
- Веточка, от, листик, оторвался, и поплыл, воздух, в.
4 группа:
Рассмотри рисунок. Составь по нему предложения, которые можно произнести с
различной интонацией (невосклицательной, восклицательной, вопросительной)
Прочитай. Есть ли среди этих записей предложения? Докажи.
- Почему часть осени золотой?
- Веточка, от, листик, оторвался, и поплыл, воздух, в.
Физминутка:
Учитель: Откройте учебник на ст.68 и выполните упр. №193.
На выполнение заданий дается 5-минут.
стадия рефлексии: (10-минут)
Цель: систематизация информации
Прием: постановка проблемного вопроса
Форма работы: групповая
Учитель: Давайте наши новые знания попробуем обобщить. Посмотрите еще раз свои маркировочные таблицы и помогите мне на доске составить схему.
Итог урока: учитель отмечает группы, которые наиболее успешно работали, поощряя всех детей класса.
Домашнее задание: упр. №197.