Цели урока:
обучающие
- обобщение и систематизация знаний по теме.
- ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
- установление внутри предметных связей изученной темы с другими темами курса алгебры.
развивающие
- расширение кругозора учащихся
- пополнение словарного запаса
- развитие мышления, внимания, умения учиться
воспитание общей культуры
Оборудование: PC, проектор, экран; у каждого ученика: конспект, пригласительный билет
Организационный момент.
- Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы урока: “Квадратные уравнения. Методы решения”.
- Совместное формулирование цели урока
Сегодня у нас несколько необычный урок – урок-презентация методов решения квадратных уравнений. Как вы думаете, как можно сформулировать цель нашего урока исходя из его темы?
(Речь идет о методах, значит их много (больше одного), надо каждый вспомнить и проиллюстрировать примером)
Иными словами обобщить и систематизировать весь предшествующий опыт решения квадратных уравнений. А зачем нам это надо?
(Для возможности выбора рационального пути решения).
Итак, наша цель: обобщить опыт решения квадратных уравнений, научиться выбирать рациональный путь решения.
Актуализация знаний.
Прежде всего, вспомним, какие уравнения называются квадратными.
(Уравнение вида , где х - переменная, a,b,c – числа , называется квадратным.)
Квадратное уравнение, записанное в таком виде, является стандартным видом уравнения. Как называются числа a, b, c ?
(а – старший коэффициент, b – второй коэффициент, с – свободный член)
Вспомним, как традиционно решаются квадратные уравнения разных видов.
Первый вид квадратных уравнений – неполные квадратные уравнения.
С этим видом квадратных уравнений мы познакомились на первых уроках изучения квадратных уравнений. Вспомним, какие виды неполных квадратных уравнений бывают и как они решаются. (анализ таблицы) < приложение1>
Вспомним, как традиционно решаются квадратные уравнения, записанные в стандартном виде. Прежде всего, обратимся к понятию дискриминанта. Для чего и зачем он нужен? Вспомните слово “дискриминация”, что оно означает? Оно означает унижение одних и возвышение других, т.е. различное отношение к разным людям. Оба слова (и дискриминант и дискриминация) происходят от одного латинского слова, означающего “различающий”. Дискриминант различает квадратные уравнения по числу корней. (анализ слайда). Важное дополнение: в таких случаях (D<0) обычно уточняют – нет действительных корней. Дело в том, что в математике кроме действительных чисел, рассматриваются так называемые мнимые числа; так вот мнимые корни у такого уравнения есть. О мнимых числах и разрешимости таких квадратных уравнений мы поговорим в старших классах.
Мы вспомнили всю “азбуку” квадратного уравнения?
(Нет. Мы не вспомнили теорему Виета)
Формулируем, обращая внимание на условие D0.
Итак, все необходимые, азбучные методы решения повторили, и я приглашаю вас на презентацию иных методов решения квадратных уравнений. И для начала заполним пригласительный билет, лежащий у каждого из вас на столе. <приложение 2>
(Подписывают и заполняют таблицу)
Проверим. Возьмите в руки простой карандаш и сверим ответы.
Поднимите руки те, кто безошибочно справились с работой. Молодцы! Передайте свои заполненные билеты вперед.
Презентация специальных методов.
Обратимся к конспекту урока. Помимо традиционных методов решения квадратных уравнений есть еще специальные и общие методы. Рассмотрим каждый из специальных методов в отдельности. И оценим его “перспективы”.
Метод выделения квадрата двучлена.
Цель: Привести уравнение общего вида к неполному квадратному уравнению.
В этом нам помогут формулы сокращенного умножения, а именно, квадратов суммы и разности:
Решим уравнение х2-6х+8=0 методом выделения квадрата двучлена.
или
Ответ: 2;4.
Замечание: метод применим для любых квадратных уравнений, но не всегда удобен в использовании. Используется для доказательства формулы корней квадратного уравнения.
(Обратить внимание на возможность пойти иным путем, применяя формулу разности квадратов).
Метод “переброски” старшего коэффициента
Суть метода состоит в то, что корни квадратных уравнений
ax2 + bx + c = 0 и y2+by+ac=0
связаны соотношениями:
и
В некоторых случаях удобно решать сначала не данное уравнение ax2 + bx + c = 0, а приведенное y2+by+ac=0, которое получается из данного “переброской” коэффициента а, а затем разделить найденные корни на а для нахождения корней исходного уравнения.
Пример: решите уравнение
2х2-9х-5=0
заменим приведенным квадратным уравнением с “переброской” коэффициента а
( D>0 ), по теореме, обратной теореме Виета, подбором найдем корни
вернемся к корням исходного уравнения
Ответ: 5; -0,5
Замечание: метод хорош для квадратных уравнений с “удобными” коэффициентами. В некоторых случаях позволяет решить квадратное уравнение устно.
Следующие два метода также применимы при определенных условиях и позволяют избежать громоздких вычислений.
Если в квадратном уравнении a+b+c=0, то один из корней равен 1, а второй по теореме Виета равен
Пример: решите уравнение
157х2+20х-177=0
a = 157, b = 20, c = -177
a + b+ c =157+20-177=0
x1 = 1,
x2 = =
Ответ: 1;
Если в квадратном уравнении a+c=b, то один из корней равен -1, а второй по теореме Виета равен
Пример: решите уравнение
203х2+220х+17=0
a = 203, b = 220, c = 17
a + c = 203 + 17 = 220 = b
х1 = -1,
Ответ: -1;
Вывод: при решении квадратного уравнения стандартного вида полезно сначала проверить являются ли числа 1 и -1 корнями уравнения.
Однако, при выборе пути решения квадратного уравнения следует помнить, что помимо специальных методов возможно применение и общих методов решения уравнений.
К таким методам относятся:
- Разложение на множители;
- Введение новой переменной;
- Графический способ.
Презентация общих методов решения уравнений (Презентация).
Метод разложения на множители.
Цель: Привести квадратное уравнение общего вида к виду А(х)·В(х)=0, где А(х) и В(х) – многочлены относительно х.
Способы:
- Вынесение общего множителя за скобки;
- Использование формул сокращенного умножения;
- Способ группировки.
Пример: решите уравнение
3х2+2х-1=0
произведение двух множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а второй при этом не теряет смысла, или когда оба равны нулю.
или
Ответ: -1; .
Метод введения новой переменной
Умение удачно ввести новую переменную – важный элемент математической культуры. Удачный выбор новой переменной делает структуру уравнения более прозрачной.
Пример: решите уравнение
Пусть: t = 5х + 3
Произведем замену переменной
(Устно проверим условие D > 0) по теореме, обратной теореме Виета
t1 = 1, t2 = 2
Произведем обратную замену и вернемся к переменной х
Если t = 1, то
Если t = 2, то
Ответ: -0,4; -0,2
Вывод: при решении уравнения не следует торопиться выполнять преобразования. Посмотрите, нельзя ли записать уравнение проще, введя новую переменную.
И, наконец, наиболее “зрелищный” метод.
Графический метод.
Для решения уравнения f(x) = g(x) необходимо построить графики функций y = f(x),
y = g(x) и найти точки их пересечения; абсциссы точек пересечения и будут корнями уравнения.
Вспомним применение этого метода при решении квадратного уравнения:
(Устно обсудить области определения )
Построим график функции
Графиком является парабола, “ветви” которой направлены вверх (0;0) – вершина параболы график симметричен относительно оси ординат
X | 1 | 2 | 3 |
Y | 1 | 4 | 9 |
Построим график функции y = x + 2
Линейная функция. Графиком является прямая.
X | 0 | -2 |
Y | 2 | 0 |
Точки пересечения: А(-1;1) и В(2;4)
Ответ: -1;2
Применяя графический метод в данном случае мы нашли точное значение корней, но так бывает не всегда. Однако, графический метод часто применяют не для нахождения корней уравнения, а для определения их количества.
Историческая справка
Посмотрите на многообразие методов решения. Как, когда, сразу ли появилось такое многообразие? Как много вопросов…
Безусловно, человечество “додумалось” до всего не сразу и в одночасье. Для этого потребовались долгие годы и даже столетия.
Обратимся к историческому путеводителю.
Первые упоминания о способах решения уравнений, которые мы сейчас называем квадратными относятся во второму тысячелетию до н.э. Это эпоха расцвета Вавилонии и Древнего Египта.
Первое тысячелетие н.э. – Римские завоевательные войны. К этому периоду относится творчество Диофанта. Его трактат “Арифметика” содержит ряд задач, решаемых при помощи квадратных уравнений. В IX веке узбекский математик Аль-Хорезми в Трактате “Алгебра” классифицирует квадратные уравнения. Для нас это время знаковое тем, что приблизительно в это время образуется древнерусское государство Киевская Русь.
Все это время отличные по записи уравнения считались различными. Не было единого подхода к их решению.
И только в XVI веке французский юрист, тайный советник короля Франции и математик Франсуа Виет впервые вводит в обращение буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для данных, то есть коэффициентов уравнения. Тем самым заложил основы буквенной алгебры.
Более подробно с этапами развития методов решения квадратных уравнений, а так же личностью Виета и его вклада в развитие алгебры мы сможем познакомиться на конференции.
Подведение итогов.
Итак, подведем итог.
Решение квадратных уравнений, возможно, осуществлять разными методами. Для квадратных уравнений применимы не только традиционные и специальные методы решения, но и общие методы решения уравнений.
Сегодня мы обобщили опыт решения квадратных уравнений и посмотрим, как научились выбирать наиболее рациональный метод решения.
Попробуйте расшифровать высказывание из копилки “Золотых мыслей”.
Для этого проанализируйте представленные уравнения, выберите для каждого более рациональный метод решения и укажите номер этого метода. Затем согласно ключу расставьте в нижней таблице слоги и прочтите высказывание.
Итак, получили высказывание Ян Амос Коменского: “Учиться нелегко, но интересно”.
Я думаю, эти слова как нельзя, кстати, подходят для окончания нашей сегодняшней презентации.
Домашнее задание
- Решите уравнение х2+6х-16=0 по формуле, выделением квадрата двучлена и графическим методом
- Составьте уравнения на применение теорем (метод 9, 10).
- Решите уравнение 3х2+5х+2=0 пятью способами.
- Решите уравнение (х2-х)2-14(х2-х)+24=0 методом введения новой переменной.