Цель :
- Обучающая: Продолжить обучение детей выразительному чтению, умению анализировать произведение; отрабатывать технику чтения.
- Развивающая: Развивать речь учащихся, образное мышление, культуру речи.
- Воспитательная: Воспитывать такие черты характера: доброту, нежность; умение видеть красоту природы.
Ход урока
1. Организация художественного восприятия произведения.
- Сегодня мы начнем урок с вопроса: “Где живет красота?”
Попытайтесь ответить на этот вопрос. (Высказывание детей).
- Красота живет на земле!
Когда человек появился на земле и впервые увидел, услышал, почувствовал красоту ему захотелось передать это людям.
- А как он мог это сделать? (высказывание детей)
- Так родилось искусство слова.
Ребята, когда вы слышите, видите, чувствуете красоту какое у вас возникает настроение ?
- По словарю настроений подберите подходящие слова (2-3 слова), запишите в тетрадь и покажите цветом.
- У кого осеннее настроение? (если нет, то у учителя).
- Дома вы готовили выразительное чтение рассказа С.Аксакова “Осень”. (дети читают)
- У кого еще появилось осеннее настроение? Давайте закроем глазки и постараемся услышать красоту осени:
- постарайтесь услышать шепот осенних листьев;
- постарайтесь почувствовать дуновение осеннего ветерка.
- За окнами осень !
Пришла осень и к нам в класс. (Дети читают стихи, выученные заранее)
А.С.Пушкин. “Октябрь”. Октябрь уж наступил- |
А. Майков. *** Осенние листья по ветру кружат, |
- Кружат осенние листья. (написано на доске)
- Как произнесет эту фразу человек, которому безразлично это событие?
- Которому неприятно это событие?
- Как произнесете эту фразу вы дети, которые рады круговороту осенних листьев ?
(Дети отвечают.)
- Представьте, что вы с мамой:
1.Оказались на лесной поляне. И ты вдруг увидел, как начался листопад. Листья закружились словно в хороводе. Вы боитесь испугать листочки, но хотите об этом сказать маме.
(Дети говорят шепотом.)
2. А если вы хотите сказать об этом всему миру? (Дети говорят громко.)
Мы с вами ребята, пытаемся представить картину осеннего леса. А еще более полнее увидеть и почувствовать красоту осеннего леса нам поможет поэт Давид Самойлов.
2. Новый материал.
Прослушайте внимательно стихотворение Давида Самойлова “Красная осень”. (Читает учитель.)
Внезапно в осень вкрался красный лист,
Как будто сердце леса обнажилось
Готовое на муку и на риск.
Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,
Как будто бы на нём расположилось
Две тысячи полуоткрытых уст.
Внезапно красным стал окрестный лес
И облако впитало красный отсвет.
Светился праздник листьев и небес
В своём спокойном благородстве…
- Какое настроение овладело вами?
(Дети выбирают подходящие слова по словарю настроений).
- К уроку вы должны были в толковом словаре найти значения слов. (Дети зачитывают слова и их значения.)
- Мука – сильное страдание, физическое, нравственное, душевное.
- Уста - рот, губы.
- Отсвет – отблеск, отраженный свет.
- Окрестный – находящийся рядом, вокруг.
- Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
- Самоотверженный –это жертвующий своими интересами ради других, героический .
- Эти слова встречаются в стихотворении
-Соблюдая знаки препинания, прочитайте стих вполголоса, а затем вслух..
(Дети читают)
Физкултьминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем -
Это так птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
Анализ стихотворения. Работа по строфам .
- В какой строфе поэт создаёт свою картину осени. Чем же они отличаются ?
1. Прочитаем первую строфу.
- Как вы понимаете 1 строчку?
- Раз поэт пользуется словом “внезапно”, значит до этого какая была картина осени ? (спокойная, с зелёно – жёлтыми оттенками).
- С чем сравнивает поэт осенний лист? (с сердцем)
- Как вы понимаете 2 и 3 строку? (оголилось без защиты и готово страдать).
- Поэт создаёт удивительно выразительный образ: как – будто в живой лес воткнули кинжал, вскрыли его грудную клетку и обнажилось ярко- алое сердце.
- С чем сравнивается лес?– живым.
- С чем сравнивается единичный алый лист? – с сердцем.
- Как называется такое сравнение? – олицетворение.
- В первой строфе поэт создаёт образ – олицетворение – какую словесную можем нарисовать картину? (ответы детей)
2. Прочитаем 2 строфу.
- Какой образ создаёт поэт? (олицетворение).
- Какое сравнение мы наблюдаем? (куст – живой, листья – уста).
- Какую словесную картину можем нарисовать? (ответы детей)
3. Читаем 3 строфу.
- Как воспринимается красный цвет в этой строфе? (цвет – победитель, главный основной цвет леса).
- Картина красного леса воспринимается спокойно, празднично.Что вы хотите сказать о настроении? (ответы детей)
- Чем отличается настроение в первой и последней строфе? В первой строфе – тревожное – Какие слова подтверждают? –(внезапно, вкрался, сердце готовое на муку, обнажённое сердце). В последней строфе – праздничное, радостное.
- Слово “внезапно” уже не содержит такого оттенка неожиданности как в первой строфе.
- Какими строчками создаётся настроение? (последними)
- Картина красного леса, создаёт праздничный образ единого целого (лес и небо).
- Какой оттенок приносит слово “ внезапно” и в какую картину осени?
В первой строфе:
- Внезапно в сочетании с каким словом? (вкрался) (неожиданность, испуг) – красный цвет вкрался помимо воли леса.
- Прочитаем с выражением.
Во второй строфе:
- Внезапно вспыхнул (уже нет такой неожиданности).
- Что произошло с раной леса? (она разрослась). Разрослось алое пятно.
- Прочитаем выразительно.
В третьей строфе:
- Внезапно стал.
- Как воспринимается это слово? (уже привычно). Зона красного цвета увеличилась и охватила всё пространство.
- Прочитаем с выражением.
- Всё стихотворение прочитает выразительно каждый. Вполголоса.
- Читаем вслух . (читает 1 ученик)
- Читаем вслух по строфам.
- Как вы считаете, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет, например, жёлтый, смысл стихотворения изменился бы? (ответы детей)
- Какие же разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет в стихотворении “Красная осень”? (ответы)
- Красный цвет используется и как цвет крови и как цвет (нарядный) праздника. (шара, знамя)
- Символизирует рану, красоту, нарядное убранство.
- Это цвет противоречий.
- Какое настроение он вызывает? (праздник, жуткое, мрачное)
- А у жёлтого цвета нет таких противоречивых сравнений?
Театральная минутка.
- Представьте что вы в театре, в котором звучит наше стихотворение. (у доски ученик читает стихотворение)
3. Заключение.
- Давид Самойлов старался помочь вам увидеть, услышать и почувствовать красную осень.
- Смогли мы ребята, с вами услышать осень?
- Почувствовать?
- Увидеть? (ответы детей)
- Я очень рада.
- Но старался не только поэт, но и композитор Пётр Ильич Чайковский.
- Он написал музыку “Октябрь ”.
- Почему я вам предлагаю эту музыку? (в октябре лес одевает красный наряд).
(Звучит тихо музыка, и один из учеников читает стих.)
А.С.Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
- Наш урок подходит к концу. Какое у вас теперь настроение? (записывают и обозначают цветом, зачитывают вслух).
- Осенним ветерком к нам в класс занесло эти листочки, кто желает сорвать их?
(На доске прикреплены 6 листочков. Дети выходят, срывают и читают задания).
Задания:
- “Считаем слова” (по незнакомому тексту) -
- одновременно дети читают и считают вслух слова (первую строчку, потом первую строфу). “Буксир” (текст раздается на карточке)
- учитель читает набирая скорость чтения, дети следят, кто отстает, тот на “буксире”.
- “Кенгуру” -
- дети читают начало предложения, середину, конец и отвечают на заранее поставленный вопрос, (затем читают уже 2-3 предложения).
- “Скороговорка” -
- дети читают тест скороговоркой.
- “Выразительное чтение” - дети читают по желанию любую строфу.
- “Стих наизусть” - домашнее задание.
- Я надеюсь ребята, когда вы теперь зайдете в лес, увидите красный цвет, красный куст, красный лист, вы вспомните наш урок и сумеете услышать, почувствовать и полюбить осенний лес.