Вопрос информатизации общества – вопрос актуальный и не простой. Многие сейчас понимают, что использование новых информационных технологий в деятельности человека дает столько преимуществ, что число противников использования ИТ падает. Я такое утверждение выдвигаю потому, что, работая в школе (занимаясь внедрением ИТ) это явление я наблюдаю. И здесь я речь поведу именно о нашем образовательном учреждении (URL: http://school3.glazov.net) Муниципальном общеобразовательном учреждении “Средняя общеобразовательная школа N3” город Глазов, Удмуртская Республика.
Так получилось, что наша школа начала работать в направлении ИТ еще в далеком 1992 году. Это тот год, когда нам в школу по советско-американскому проекту “Пилотные школы” был поставлен комплект вычислительной техники из 10 ученических и 1 учительского компьютера. Тогда я работал учителем физики, математики и информатики. Появление вычислительной техники дало возможность “открыть” новые формы организации работы с учащимися в области информатики. Для каждого из нас эта техника была открытием. В этом же году по проекту двое преподавателей школы - я и Любимов Кирилл Васильевич, прошли курсы повышения квалификации в Белорецкой компьютерной школе. Далее все пошло и закрутилось.
Были созданы кружки по программированию. Велись факультативные занятия по информатике. Так как я работал учителем физики, меня тогда очень интересовал вопрос использования ВТ при преподавании предметов, в том числе физики и астрономии. В связи с этим под моим руководством в школе начали работать творческие лаборатории по разработке программных средств по учебным дисциплинам. Конечно, кто-то скажет и подумает, что это сейчас не актуально (так как на сегодняшний день очень много фирм на профессиональном уровне занимаются этими делами). Но это было начало 90-х годов. И все то, что создавалось учениками, активно использовалось при проведении уроков.
Благодаря администрации нашего образовательного учреждения, лично бывшему директору школы Касимовой КХ мы смогли “выйти” на российский и международный уровни. Нам предоставляли средства для того, чтобы мы с учениками выезжали на Международные конференции по информационным технологиям, которые проводились и которые до сих пор организуются и проводятся при Троицком институте инновационных и термоядерных исследований им. Курчатова в городе Троицк, Московской области. Благодаря этим поездкам наша делегация с каждым разом привозила все новые и новые идеи, которые мы реализовывали в стенах нашей школы с учениками.
Второе направление в области информатизации – это открытие в 1992 году математических классов. Уже тогда мы начали преподавать информатику с 1-го класса. Этот 1 класс был создан по инициативе одной из опытных учителей начальной школы Кабановой З.П. И сейчас, спустя 15 лет, я могу уверенно заявить, что этот эксперимент полностью оправдан. Наша школа выпустила на сегодняшний день 5-ь выпусков этих классов. И результаты нас только радуют. И на каждой параллели на сегодняшний день эти классы функционируют.
Это был первый этап становления информатизации нашего образовательного учреждения. Второй этап начинается с 1998 года. В этом году меня назначили на должность заместителя директора по учебной работе. Это обстоятельство меня подвигло на то, что я начал смотреть на организацию своей работы уже с точки зрения возможности использования или, вернее, внедрения ИТ в процесс управления образовательным учреждением.
На сегодняшний день я могу отметить, что каждому человеку нужно всегда задумываться о том, как он может использовать ИТ в сфере своей деятельности и попытаться что-то сделать.
Хочу рассказать в связи с этим одну историю. 18 октября меня назначили на должность завуча. И через два дня дали бланки табелей учета отработанного времени учителями. Это такие большие листы, где нужно было прописать каждого из 138 сотрудников школы, указать нагрузку, указать фактически отработанные дни и часы, надбавки и так далее. Мне пришлось просидеть с этими табелями 2 дня и 2 ночи. Вот тогда то я и решил, что так больше нельзя. Что все можно автоматизировать. Все это я сделал в электронном виде. И по сей день использую эту форму. И для формирования готового табеля сейчас у меня уходит максимум 20 минут.
По ходу того, как я работал, передо мной появлялись все новые и новые проблемы. И их я старался тоже разрешать. Те группы учащихся, которые я создавал на базе школы, для изучения ИТ начали разрабатывать программные продукты по автоматизации деятельности администрации ОУ.
На сегодняшний день разработаны много всяких программных продуктов и электронных таблиц для организации работы с информацией, ее обработки, передачи. С некоторыми направлениями работы можно ознакомиться на сайте “Автоматизация деятельности администрации образовательного учреждения” (URL: http://adaou.glazov.net).
Следующим направлением деятельности в нашей школе в области ИТ явилось вовлечение наших учителей и классных руководителей для организации работы с ИТ по сопровождению учебного процесса. Сразу хочу уточнить. Не надо путать с “использованием ВТ при преподавании учебного предмета”. Дело в том, что данное направление мы не можем себе позволить, так как нет такого количества техники. Кабинет ВТ – один на всю школу. И он, естественно, перегружен уроками информатики, информационных технологий, программирования, факультативов и кружков. Но могу уверенно сказать, что если была бы в нашей школе соответствующая техническая база, мы бы уже давно могли развернуть и это направление.
А вот под “сопровождением учебного процесса” понимается то, что классные руководители и учителя предметники все необходимые материалы (отчеты, рабочие программы и так далее) выполняют в электронном виде.
Я хотел бы немного остановиться на этом пункте. Дело в том, что три года назад никто из учителей не мог себе представить, что значит сдать “электронный отчет выполнения государственных образовательных программ”, “электронный отчет классного руководителя”, “электронный мониторинг знаний учащихся по контрольным работам”, “электронный отчет отсутствующих учащихся”, “электронные рабочие программы”? У большинства учителей появились компьютеры дома. Учителя и классные руководители материалы сдают в учебную часть на дискетах, компакт-дисках и на других носителях. Всем остальным предоставляется возможность работать в кабинете информатики в свободное время и в учительской. В школе создана локальная школьная сеть. В сеть связаны кабинет информатики, учительская, секретарь, заместитель директора по ВР, заместители директора по УР и ИКТ, библиотека. На сервере сети имеется раздел АРХИВ УЧИТЕЛЕЙ, где созданы каталоги с ФИО каждого сотрудника. И каждый имеет доступ к своей папке, там хранятся все материалы у каждого учителя как предметника и как классного руководителя.
Вот прошло 3-и года с тех пор, как я начал работу по вовлечению учителей к этой работе (использование ИТ). И хотелось бы немного рассказать о том, как все происходило.
На первом этапе коллектив разделился на три группы. Это – сторонники использования ИТ, противники и те, кому было это безразлично. Примерно в процентном отношении оно выглядело следующим образом: сторонники – 20%, противники – 25%, не определившиеся – 55%. Вот тогда встал вопрос по проведению работы с теми, не определившимися учителями, которые в дальнейшем могут стать сторонниками этих нововведений. Я вам скажу, что в начале все эти процессы протекали очень болезненно для некоторых. Многие не понимали, “зачем набирать, к примеру, текст, для контрольной работы, если можно это записать на доске, используя свою рабочую тетрадь?”. Но когда те 20%, которые были “пионерами” освоения ИТ, начали работать и делились опытом (беседовали с коллегами и рассказывали что и как) с другими, остальные начали тоже задумываться об этом. Дело в том, что самым аргументирующим моментом из всех показателей использования ИТ для человека на современном этапе развития человечества является огромная экономия времени. И это подвигло потом многих к тому, что они начали по тихонько работу в этом направлении. Скажу нетая честно, что мне пришлось испытать такие нападки и “плевки” в мой личный адрес, что никому не пожелаю. Но (как я помню) на одном совещании я сказал прямо, чтобы “не мешали мне работать в этом направлении, что все плюсы я докажу на практике”. Так оно и получается на данном этапе. На сегодняшний день абсолютно большое количество работают за ПК.
Я где то в Интернете видел статью о том, что мол пенсионеры (только!) не садятся за ПК. Позволю не согласиться с этим. У нас есть пенсионеры, которые активно работают в этом направлении. Среди противников внедрения ИТ были, как ни странно, люди среднего возраста.
Сегодня уже все к нововведениям в области ИТ относятся спокойно. Так как все поняли, что за этим будущее. По моим наблюдениям примерный средний расклад среди учителей следующий: сторонники – 92%, противники – порядка 2%, не определившиеся – порядка 6%. Думаю, что это неплохие показатели на данном этапе.
На мой взгляд, сейчас еще одно обстоятельство очень сильно повлияло на вопросы использования информационных технологий – это реклама в средствах массовой информации. Кроме этого, ученики в любой школе “на голову выше” в этих вопросах. Хочу привести один маленький пример из своей практики. Это произошло совсем недавно. У меня в кабинете сидела одна учительница, с которой мы беседовали о том, что на сайте МИНОБРнауки по адресу (http://mon.gov.ru) имеются Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. И в это время зашел ученик 10-го класса. Я попросил его посидеть и подождать. И при беседе с учителем она мне задавала вопросы, которые показались ученику очень смешными. Она повернулась и сказала “У тебя бабушка умеет работать в Интернете?”. Ну, ответ ребенка, конечно, был отрицательным. Т.е. что я хочу сказать. Дело в том, что большинство учеников на самом деле “продвинуты в области ИТ” по сравнению с учителями. Я потом учителю сказал, что здесь в данном случае не надо задавать такие вопросы, его бабушка, не учитель нашей школы… Что нужно задуматься о том, как повысить свою квалификацию в этих вопросах. А это уже другая проблема.
Я помню, где-то наверно год или полтора года назад мне была предоставлена возможность пройти тест от издательской фирмы “Сентябрь”. Это был программный продукт, который разработан для выявления истинных результатов по нововведениям. Вот сохранился отчет “Итоговый отчет “Инновационные процессы в образовании в условиях сопротивления изменениям”. Некоторые результаты совпадают с теми, которые были выданы в отчете, а некоторые в корне отличаются от тех, что мы имеем сейчас в нашей школе.
И еще один существенный момент, на мой взгляд. Для того, чтобы вести работу в области информатизации образовательного учреждения обязательно нужно, чтобы в школе была должность “заместитель директора по ИКТ”. Я недавно на форуме сайта http://pedsovet.org обнаружил ответ на свой вопрос по поводу интернетизации образовательных учреждений. Мне по моим вопросам г-н Галаган СИ ответил так “Дело не в должности, дело в наполнении сети живой работой, со всех сторон”. Я дал комментарий по этому пункту на своем сайте по адресу http://adaou.glazov.net/1.htm. Дело в том, что можно чем-угодно (даже “мусором”) заполнить Интернет. Нужно, чтобы было лицо в образовательном учреждении, которое будет направлять, а если нужно и наставлять на правильный путь. А так пускать все на самотек – это не верный путь.
С сентября 2005 года в школе принята программа информатизации. О ней можно подробно прочитать на сайте http://adaou.glazov.net. В этом же году была введена внештатная должность заместителя директора по ИКТ.