Цель урока: выработка умений самостоятельного применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.
Задачи урока распределяются по 3 уровням:
- 1 уровень – уметь решать простейшие логарифмические уравнения, применяя определение логарифма, свойства логарифмов;
- 2 уровень – уметь решать логарифмические уравнения, выбирая самостоятельно способ решения;
- 3 уровень – уметь применять знания и умения в нестандартных ситуациях.
Тип урока: комплексное применение знаний.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение учителем темы, целей и задач урока, его основных моментов.
Актуализация комплекса знаний
Фронтальный опрос класса:
- Что понимают под логарифмическим уравнением?
- Что называют корнем уравнения?
- Что значит “решить уравнение”?
- Какие уравнения называются равносильными?
- На доске записаны формулы. Какие из них неверные?
Диктант (с последующей взаимопроверкой)
Возможные ответы: “да” — , “нет” —
В-1 | В-2 |
Верно ли утверждение: | |
Равносильны ли уравнения: | |
Ответы: | |
Результаты диктанта анализируются, оцениваются и выставляются в оценочный лист.
Определяется готовность учащихся к комплексному применению знаний.
Рассматриваются методы решения логарифмических уравнений
Преобразование логарифмических уравнений.
При решении уравнений, содержащих логарифмические функции, иногда применяют различные преобразования, сводящие заданное уравнение к простейшему виду. При этом важно, чтобы ОДЗ не менялась.
Пример 1. Решите уравнение 2 + 6 log8 x = log2 (6x + 18).
Решение. Данное уравнение равносильно:
- log2 4 + 2 log2. x = log2 (6 + 18) o
- log2 4x2 = Iog2(6x + 18), o 14x2 - 6x + 18, x>0 .
- x>0.
Преобразование 2 log2 x = log2 x2 расширяет область определения уравнения, поэтому к полученному уравнению необходимо добавить неравенство х > 0. Далее решим квадратное уравнение и “отбросим” отрицательный корень.
Ответ: 3.
Пример 2. Решите уравнение lg (х + 4) + lg {2х + 3) = lg (1 - 2х).
Решение. Данное уравнение равносильно:
- lg (x + 4)(2x + 3) = lg (1- 2x) 2x2 + 13x + 11 = 0,
- 2х + 3 > О, o - 1,5 < x < 0,5.
- 1 - 2х > О
Ответ: -1.
Для решения уравнений, содержащих логарифмы с разными основаниями, используется формула перехода от одного основания к другому:
- loga b = .
Пример 3. Решите уравнение log2 x + log4 x + log16 x = 7.
Решение. Перепишем уравнение в виде:
4 log2 х + 2 log2 x + log2 x = 28 o log2 x = 4.
Ответ: 16.
Пример 4. Решите уравнение log4 х2 + log2 (х + 2) = 0.
Решение. Поскольку
log4 х2 = = log2,
то уравнение примет вид:
log2 | x ! + log2 (x + 2) = 0 <=> log2 | x(x + 2) = log2 1 и х ? 0 .
осталось рассмотреть два случая:
x2 + 2x – 1 = 0, где х > 0
x = - 1
2) x2 + 2x + 1 = 0, где х < 0
X = - 1.
Ответ: - 1; - 1.
Замена переменных в уравнениях.
Некоторые логарифмические уравнения сводятся к алгебраическим уравнениям с помощью замены переменных.
Пример 5. Решите уравнение 4 – lg x = 3 .
Решение. Воспользуемся методом замены. Пусть = t, тогда данное уравнение примет вид t2 + 3t – 4 = 0, откуда t1 = 1, t2 = - 4 (посторонний корень).
Следовательно, = 1, lg x = 1, х = 10.
Ответ: 10.
Логарифмирование уравнений.
Иногда встречаются уравнения, в которых фигурирует функция вида у = f(x)g(х), при этом подразумевают, что f(x) > 0. Так будем поступать и мы. Такие уравнения удобно решать почленным логарифмированием.
Пример 5. Решите уравнение хх+2 = х5.
Решение. хх+2 = х5 o lg xx+2 = lg x5 o (x + 2) lg x = 5 lg x o ( x – 3 ) lg x = 0.
Ответ: 1; 3.
4.Самостоятельное комплексное применение знаний.
1 уровень:
1 вариант
- log 3 x= 4
- log 2 x= -6
- logx 64 = 6
- - log x64 = 3
- 2 log x8 + 3 = 0
2 вариант
- log 2 x= 5
- log 5 x= -3
- log x81 = 4
- - log x625= 4
- 3 logx 64 + 2 = 0
Работа проверяется, оценивается. Верное решение всех заданий дает право учащемуся приступить к выполнению второго уровня. В противном случае ученик корректирует свою работу и выполняет задания другого варианта этого же уровня. При успешном выполнении данной работы, приступает к следующему уровню.
2 уровень.
1 вариант
- log 3 (2х - 1) = log 3 27
- log 3 (4х+5)+log 3 (х +2) = log 3 (2х +3)
- log 2 х = - log 2 (6х - 1)
- 4 + log 3(3-х) = log 3 (135-27х)
- log (х - 2) + log 3 (х - 2) = 10
2 вариант
- log 2 (х + 3) = log 2 16
- 2 log 5 (3-4х)-log 5 (2х +1)2 = 0
- 2 log 3 (7х - 10) = log 3 х
- lg (х -1)+lg х = lg (5х-8)
- -lg (х - 1)-lg = -6
Самоконтроль работы (правильные ответы у учителя), занесение результатов в оценочный лист.
Успешное выполнение 2 уровня дает право на решение 3 уровня.
3 уровень.
1 вариант
- 2log 23 х - 7 log 3 х + 3 = 0
- lg 2 х - 3 lg х - 4 = 0
- log 2 3 х - log 3 х - 3 = 2 lоg 2 3
2 вариант
- log2 3 х - 3 log 3 х + 2 = 0
- lg 2 х - 2 lg х - 3 = 0
- 3log 2 8 х +2 log 8 х +2 = 0,5 lоg 0,53
3 вариант
- log 7 (х 2 - 2х + 1) = 1
- log 2 3 х - log 3 х = 2
- 2 log 5 (х + 3)+log 0,2 (х +4) = log 2 5
4 вариант
- log 6 (х 2 - 5х + 40) = 2
- log 23 х + 2 log 2 х = 3
- log 5 7 = 2 log 7 х - log 7 (х+4)
Работы оцениваются. Подводят итоги всей работы. Коррекция проводится на каждом этапе работы. Ошибки анализируются вместе с учителем и при необходимости для закрепления положительного результата ученик выполняет задания этого же уровня другого варианта.
5. Итог урока.
Мы с вами в ходе комплексного применения знаний выработали навык самостоятельного применения полученных знаний в стандартных и нестандартных ситуациях. В результате выполнения работ каждый смог оценить себя и определить свой уровень, сделать выводы.
6. Задания для самостоятельного домашнего решения:
(Для ребят увлеченных математикой)
а) log 9 (2 • 32х - 27) = х
б) -4 = log 0,5 (1 + 3х) + log 0,5 (х - 4)
в) log 5 (5 + 3х) = log 5 3 • log 3 (2х + 10)
г) 4 log 5 + log 25 х = 5
д) log 2 х + log 5 х = 1
е) 2 (log 3 х 2 - 3) • log 5 = 2 log 5 + log 3 .
Оценочный лист
Номер варианта-----------------------------------------
Фамилия, имя---------------------------------------------
Класс-----------------------------------------------------
Вид работы | диктант | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | итог |
Результат работы (оценка) |