Педагогическая профилактика детской наркомании

Разделы: Работа с дошкольниками


Различными исследовательскими и наркологическими центрами России (из источника “Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков”) были проведены исследования и получены следующие данные:

  • Основной возраст первого знакомства с психоактивными веществами – 11-14-и лет
  • Наркозависимость встречается нередко уже в 7-8 лет
  • В реанимационные отделения токсикологических больниц по этой причине попадают дети даже 5-7-и лет
  • Большинство детей к 5-6-и годам уже наслышано о существовании разного рода одурманивающих веществ
  • Впервые узнают вкус алкоголя и сигарет дети в 4-7 лет и даже могут сравнить, что приятно пить пиво или водку
  • Привыкание детей к психоактивным веществам начинается с 5-и лет

Приведенные данные говорят о том, что резко снижается возраст первого знакомства детей с психоактивными веществами.

Надо ли думать о ранней профилактике наркотизма среди дошкольников? Как заложить основы личности, противостоящей нарконажиму? (Презентация)

Дошкольное детство можно со всей уверенностью назвать основным этапом формирование личности. Именно в детские годы формируется основа дальнейшей жизни человека, его успешности или неуспешности, психологического и физического благополучия или неблагополучия.

В этом возрасте ребенок запечатлевает все, что может предложить ему окружающий мир, и позитивное, и негативное. Для нас важно, что дошкольное детство является периодом, когда наиболее активно идет как процесс формирования устойчивых защитных механизмов и антинаркотических установок, так и процесс усвоения традиций употребления психоактивных веществ. И то, и другое в большей степени происходит под воздействием особенностей семейных отношений и от особенностей окружения ребенка. Но первое требует от взрослых целенаправленной, непрерывной и трудоемкой работы, а второе усваивается непроизвольно по механизму неосознаваемого подражания значимым взрослым. В результате дошкольники владеют обширным объемом информации о психоактивных веществах, при этом превалируют сведения, способные облегчить реальное знакомство с ними, а вот механизмы защиты от наркотического соблазна оказываются развитыми весьма незначительно, что приводит к снижению возраста первых проб и повышению риска попадания детей и подростков в зависимость.

Выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное антинаркогенное воспитание, которое не позволит застать ребенка врасплох. В дошкольном возрасте это – в большей части, пропаганда здорового образа жизни; своевременная коррекция поведения, чреватого большими проблемами в ближайшем будущем; развитие психологических навыков, помогающих разрешать проблемные ситуации, облегчающих контакт с окружающими и самим собой; формирование адекватной самооценки; формирование стрессоустойчивости и т. д.

Изучив достаточно литературы по данной проблеме, мы пришли к выводу, что единственный метод хоть как-то справиться с этой проблемой – профилактика.

Все это и послужило нам для основания разработки цели и задач по профилактике детского наркотизма в дошкольных учреждениях и организациях.

 Литература:

  1. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6). Санкт Петербург: Детство-пресс, 1998
  2. Волоков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. Москва: Педагогическое общество России 2002
  3. Гусева Н.А. Профилактика наркозависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста. СМанкт Петербург, 2001
  4. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка. Методическое пособие. Казань: ЗАО “Новое знание”, 2002
  5. Корнеева Е.Н. Почему они такие разные?... Характер и темперамент вашего ребенка. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002
  6. Макеева А.Г., Лысенко И.А. Долго ли до беды? Москва: Линка-пресс, 2000
  7. Марковская Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Санкт Петербург: Издательство “Речь”, 2002
  8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для воспитателей. Москва: Дрофа, 2003
  9. Развивающие игры в ДОУ. Смоленск, 2002
  10. Играют взрослые и дети. Из опыта работы педагогов России. Москва:Линка-пресс, 2006
  11. Туфкрео Р. Коллекция идей. ООО Линка-пресс, 2004
  12. Шишова Т. Улыбка судьбы. ООО Линка-пресс, 2002
  13. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Просвещение, 2005