Цели урока:
- Подготовка к введению профильного образования в сельской школе.
- Отработка межпредметных связей.
- Повышение мотивации к обучению детей с гуманитарными и математическими
- наклонностями.
Задачи урока:
- Тренировать употребление лексического материала по теме “Parallelogram”.
- Систематизировать знания по теме “Параллелограмм: виды и свойства”.
Оборудование:
- Таблица видов параллелограммов и их элементов на английском языке.
- Раздаточный материал по количеству учащихся для диагностического теста.
- Плакат для определения мнения учащихся об уроке.
ХОД УРОКА
1. Организационная беседа.
English Teacher: Today we are having an unusual lesson. We’ve got English and geometry together. The topic of the lesson is “Parallelogram”. But before we start I want you to answer my question: “What are your favorite school subjects?”
Pupil:
- I like English, physics and computer science.
- My favorite subjects are … (ответы учащихся)
- As for me I enjoy studying …
- My future profession is … so I work hard at …
Teacher: So we can see many of you like English or Mathematics. But we hope the lesson will be interesting for each of you.
2.Фонетическая зарядка. Повторение терминов.
Teacher: Let’s start with the phonetic exercises. Remember the geometrical figures.
(учитель математики демонстрирует фигуры, учитель английского языка проводит фонетическую отработку терминов по-английски).
Teacher – Class: Oval Triangle Quadrangle Рис. 1
Teacher: What kind of quadrangles are these?
Pupil – Teacher - Class:
Rectangle Rhombus Square Рис.2
Teacher: Now let’s name the parts of a quadrangle.
Pupil – Teacher – Class:
Apex Side Diagonal Angle Рис. 3
3.Диагностический тест на понимание английских терминов. Дифференцированные задания в 5 уровнях сложности.
1 группа. Разрезные теоремы (повышенный уровень сложности).
Учащемуся предлагается записанное на английском языке условие теоремы и заключение теоремы в виде задачи. Из предложенных чертежей и доказательств выбирают те, которые соответствуют теореме и вставляют в пустые ячейки наборного полотна. < Приложение 2 >.
Для заданий 2 – 5 видов каждому учащемуся подготовлено наборное полотно.
2 группа. Сопоставить предложенные английские термины, русские термины и чертежи. < Приложение 3 >.
3 группа. Сопоставить предложенные английские и русские термины (элементы параллелограмма и геометрические фигуры). < Приложение 4 >.
4 группа. К предложенному английскому термину (геометрические фигуры) выполнить чертёж.<Приложение 5>.
5 группа (для менее подготовленных учащихся).
Сопоставить предложенные английские термины геометрических фигур с чертежами фигур. < Приложение 5 >.
4. Повторение определений, свойств и признаков параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата.
Teacher: Let’s remember the characteristics of a parallelogram. I am going to read them in English and you, please, tell them in English.
1. The opposite sides and angles of a parallelogram are equal.
Pupil: Противоположные стороны параллелограмма равны.
2. The diagonals of a parallelogram intersect and are divided into two equal parts by the point of there intersection.
Pupil: Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
3. A rectangle is a parallelogram all angles of which are right angles. The diagonals of a rectangle are equal.
Pupil: Прямоугольник – это параллелограмм, у которого все углы прямые. Диагонали прямоугольника равны.
4. A rhombus is a parallelogram which sides are equal.
Pupil: Ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны.
5. A square is a rectangle with all equal sides. The diagonals of a square are equal, intersect at the right angle and are the bisections of its angles.
Pupil: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. Диагонали квадрата равны, пересекаются под прямым углом и являются биссектрисами его углов.
5. Закрепление свойств параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата в ходе решения задач.
Teacher: Now we want you to solve some problems.
Учитель математики: Для предложенного “Data” сформулируйте задачу и решите её.
(ученик читает “Data” по-английски, переводит на русский язык и решает задачу).
Data: ABCD is a parallelogram. < A + < C = 144 0 .
Find angles of a parallelogram.
Задача № 1: В параллелограмме ABCD сумма противоположных углов равна 144 0. найдите углы параллелограмма.
(В параллелограмме ABCD сумма равных углов составляет 1440. Найдите углы параллелограмма). Важно, чтобы были даны обе формулировки задачи.
Дано: Рис. 4
ABCD, AB || CD, AD || ВС A D
< А + < С = 144 0
Найти:
< A, < B, < C, < D
Решение:
< A = < C, < B = < D | по свойству параллелограмма
< A = < C = 144 0 : 2 = 72 0 |
< A + < B = 180 0 | по свойству односторонних углов
< B = < D = 180 0 – 72 0 = 108 0 |
Ответ: углы параллелограмма 72 0, 108 0, 72 0, 108 0.
The answer is: angle A and to angle C make 72 0, angle B and to angle D make 108 0.
Далее урок проходит на русском языке, ответы к задачам даются на русском и английском языках. В это время учитель английского языка проверяет правильность выполнения индивидуальных заданий.
Задача № 2: Построить ромб, если его диагонали равны 6 см и 8 см.
Измерив длину стороны ромба, найти периметр этого ромба.
Дано:
А __________ С
В ______________ D
Построить:
KMNP – ромб: AC = KN, BD = MP, KN MP.
Исследование условия задачи: (проводят учащиеся с мест)
Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам. Значит нам нужно построить два взаимно перпендикулярных отрезка, равных отрезкам АС и ВD, которые точкой пересечения делятся пополам.
Этапы построения: (выполняется с помощью циркуля и линейки)
АС = КN, АО = ОС (построение отрезка, равного данному и построение серединного перпендикуляра).
BЕ = ЕD (деление отрезка пополам).
ОM = BЕ, ОP = ЕD (построение отрезка, равного данному на серединном перпендикуляре)
KMNP – ромб.
Доказательство:
KMNP– искомый ромб, т.к. АС = КN, ВD = MР, треугольники KОM, MОN, NОP и PОK равны по двум катетам. Из равенства треугольников следует равенство сторон, а четырёхугольник, у которого все стороны равны и диагонали перпендикулярны, называется ромбом.
Решение:
KO = AC : 2 = 3 см , MO = BD : 2 = 4 см | | по свойству диагоналей ромба |
^KOM, KO = 3 см, MO = 4 см, | | по ранее полученному |
КМ = 5 см | | по измерениям |
Р = 4а | | по свойству ромба |
KM = MN = NP = PK = 5 см. | | по найденному ранее |
Р = 4 • 5 = 20 см. |
Ответ: 20 см (20 cm).
6. Выставление оценок. Подведение итогов урока.
Учитель английского языка комментирует результаты диагностического теста и, с учётом работы на уроке, выставляются оценки.
Затем учащимся предлагается на плакате, расположенном за дверью класса, отметить своё отношение к уроку: прикрепить к рисунку оранжевый осенний лист, если урок очень понравился, желтый осенний лист – урок хороший, облако – урок оставил равнодушным. Предложение сделать это вне класса даёт возможность учащимся выразить своё мнение без влияния присутствующих педагогов. Помимо этого школьникам предлагается коллегиально оценить урок в целом, поместив на рисунок солнце при оценке отлично, солнце с облаком – хорошо, туча - удовлетворительно. Получившаяся “картина” заносится в класс. Результаты мнения школьников учитываются при обсуждении и оценке урока на заседании Методических объединений и педагогами самостоятельно.
Литература.
- “Четырёхугольник” Т. А. Липкина и др., журнал “Математика в школе”, 2001 год № 10 <Приложение 1>