Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Сравнение личных местоимений и имен существительных". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. Ознакомление с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений; развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять
  2. Развитие и обогащение речи, развитие памяти, внимания
  3. Воспитание интереса к изучению родного края, воспитание бережного отношения к животным

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

- отгадайте слово, записанное на доске:

Не достался мне билет на поездку в Турцию,
Я тогда купил билет в музей наш на …
Э- - - - - - -Я

Экскурсия – это … (объяснение детей)

Учитель читает определение из словаря С.И.Ожегова стр. 787/2

“Поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью; группа участников такой поездки”

- Какая бывает экскурсия? (составление словосочетаний)

- Куда мы ездили или ходили на экскурсию? (учащиеся отвечают)

- Как мы назовем участника экскурсии? (экскурсант)

- О ком я могу сказать: “Специалист, дающий пояснения экскурсантам” (экскурсовод)

- Составьте предложение со словом экскурсовод (устно)

- Закончите фразу: экскурсионный…

На доске открываются слова:

экскурсия экскурсант экскурсовод экскурсионный.

- Что мы можем сказать об этих словах? (они однокоренные, потому что имеют одинаковый корень и связаны между собой по смыслу)

- Запишите слова по памяти, проверьте.

2. Постановка проблемы.

Запишите под диктовку предложение:

Мы ходили на увлекательную экскурсию в зоопарк.

Выполните задания:

- Сделайте синтаксический разбор предложения

- Назовите изученные части речи, которые встречаются в предложении (имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги)

- Какое слово осталось не названным? (мы)

- Почему? (не знаем, какая это часть речи, не изучали)

- Кто назовет тему нашего урока? (если дети не назовут, учитель сообщает сам)

На доске появляется запись:

МЕСТОИМЕНИЕ.

- Что такое местоимение? (дети дают предполагаемые определения)

- Наша задача в конце урока дать определение местоимению

3. Наблюдение за ролью местоимения.

Закончите фразу:

- Наше предложение состоит из (слов)

- Каждое слово – это (часть речи)

- Значит местоимение – это (часть речи).

На доске появляется плакат:

МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ

На листках у каждого ребенка записан текст:

Лиса.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уж тут как тут.

- Что мы прочитали? (текст)

- Что можем сказать о тексте? (вид, тема, главная мысль)

- Что узнали про лису из прочитанного текста? (ответы детей)

- Небольшая беседа о лесных животных

- Какой недочет вы увидели в построении текста? (часто повторяется слово лиса)

- Как исправить? (заменить другими словами: она, ей, у нее, она)

- Какую часть речи заменили местоимением? (имя существительное)

- Сделайте вывод (местоимение употребляется вместо имени существительного)

На доске появляется плакат:

МЕСТОИМЕНИЯ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ВМЕСТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

- Спишите текст, заменяя имена существительные местоимением.

- На какой вопрос отвечают имена существительные “лиса”, “у лисы”, “лисе”?

- На какой вопрос отвечают местоимения “она”, “ей”, “у нее”?

- На доске запись:

кто?

лиса           она

кому?

лисе            ей

у кого?

у лисы        у нее

- Какой вывод можно сделать? (местоимения отвечают на те же вопросы, что и существительные)

- На доске вывешивается плакат:

МЕСТОИМЕНИЯ ОТВЕЧАЮТ НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, ЧТО И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

- Прочитайте вывод на странице 164.

Про кого эти предложения?

Он сидел в клетке и с любопытством посматривал на ребят.

(медведь, лев, крокодил)

- Кто сидел в клетке? (ответы детей)

- Можем мы точно сказать? (ответить не можем точно, так как подходит любое существительное)

Они перелетали с ветки на ветку, в поисках корма.

(синицы, воробьи, снегири)

- Кто перелетал? (ответы детей)

- Можем точно сказать? (ответить не можем точно, так как подходит любое существительное)

- Сделайте вывод (местоимения не обозначают предмет, а указывают на него)

На доске плакат:

МЕСТОИМЕНИЯ НЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТ, А УКАЗЫВАЮТ НА НЕГО

- Выполнение упражнения 375 (по вариантам), с последующей проверкой.

- Так что же такое местоимение?

На доске по ходу урока появилась запись, опираясь на которую учащиеся дают определение местоимения.

МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ.

УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ВМЕСТО ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

ОТВЕЧАЕТ НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, ЧТО И ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

НЕ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ, А УКАЗЫВАЕТ НА НЕГО.

5. Закрепление.

Запишите под диктовку предложения:

На снегу лежала синичка. Мы с мамой принесли ее домой. Дома птичка ожила. Она поела, попила и стала скакать по столу.

- Подчеркните местоимения.

- Докажите это, используя определение

6. Итог урока:

- Какую часть речи изучали? (местоимение)

- Какое определение вывели?

МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ВМЕСТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, ОТВЕЧАЕТ НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, ЧТО И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, НО НЕ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ, А УКАЗЫВАЕТ НА НЕГО

- Что на уроке было легко?

- Какие трудности встречались?

7. Домашнее задание:

Составить текст-описание про снегиря, синицу, воробья (на выбор)