Цели урока:
- Ознакомление с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений; развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять
- Развитие и обогащение речи, развитие памяти, внимания
- Воспитание интереса к изучению родного края, воспитание бережного отношения к животным
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Словарная работа.
- отгадайте слово, записанное на доске:
Не достался мне билет на поездку в Турцию,
Я тогда купил билет в музей наш на …
Э- - - - - - -Я
Экскурсия – это … (объяснение детей)
Учитель читает определение из словаря С.И.Ожегова стр. 787/2
“Поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью; группа участников такой поездки”
- Какая бывает экскурсия? (составление словосочетаний)
- Куда мы ездили или ходили на экскурсию? (учащиеся отвечают)
- Как мы назовем участника экскурсии? (экскурсант)
- О ком я могу сказать: “Специалист, дающий пояснения экскурсантам” (экскурсовод)
- Составьте предложение со словом экскурсовод (устно)
- Закончите фразу: экскурсионный…
На доске открываются слова:
экскурсия экскурсант экскурсовод экскурсионный.
- Что мы можем сказать об этих словах? (они однокоренные, потому что имеют одинаковый корень и связаны между собой по смыслу)
- Запишите слова по памяти, проверьте.
2. Постановка проблемы.
Запишите под диктовку предложение:
Мы ходили на увлекательную экскурсию в зоопарк.
Выполните задания:
- Сделайте синтаксический разбор предложения
- Назовите изученные части речи, которые встречаются в предложении (имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги)
- Какое слово осталось не названным? (мы)
- Почему? (не знаем, какая это часть речи, не изучали)
- Кто назовет тему нашего урока? (если дети не назовут, учитель сообщает сам)
На доске появляется запись:
МЕСТОИМЕНИЕ.
- Что такое местоимение? (дети дают предполагаемые определения)
- Наша задача в конце урока дать определение местоимению
3. Наблюдение за ролью местоимения.
Закончите фразу:
- Наше предложение состоит из (слов)
- Каждое слово – это (часть речи)
- Значит местоимение – это (часть речи).
На доске появляется плакат:
МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ
На листках у каждого ребенка записан текст:
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уж тут как тут.
- Что мы прочитали? (текст)
- Что можем сказать о тексте? (вид, тема, главная мысль)
- Что узнали про лису из прочитанного текста? (ответы детей)
- Небольшая беседа о лесных животных
- Какой недочет вы увидели в построении текста? (часто повторяется слово лиса)
- Как исправить? (заменить другими словами: она, ей, у нее, она)
- Какую часть речи заменили местоимением? (имя существительное)
- Сделайте вывод (местоимение употребляется вместо имени существительного)
На доске появляется плакат:
МЕСТОИМЕНИЯ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ВМЕСТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
- Спишите текст, заменяя имена существительные местоимением.
- На какой вопрос отвечают имена существительные “лиса”, “у лисы”, “лисе”?
- На какой вопрос отвечают местоимения “она”, “ей”, “у нее”?
- На доске запись:
кто?
лиса она
кому?
лисе ей
у кого?
у лисы у нее
- Какой вывод можно сделать? (местоимения отвечают на те же вопросы, что и существительные)
- На доске вывешивается плакат:
МЕСТОИМЕНИЯ ОТВЕЧАЮТ НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, ЧТО И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
- Прочитайте вывод на странице 164.
Про кого эти предложения?
Он сидел в клетке и с любопытством посматривал на ребят.
(медведь, лев, крокодил)
- Кто сидел в клетке? (ответы детей)
- Можем мы точно сказать? (ответить не можем точно, так как подходит любое существительное)
Они перелетали с ветки на ветку, в поисках корма.
(синицы, воробьи, снегири)
- Кто перелетал? (ответы детей)
- Можем точно сказать? (ответить не можем точно, так как подходит любое существительное)
- Сделайте вывод (местоимения не обозначают предмет, а указывают на него)
На доске плакат:
МЕСТОИМЕНИЯ НЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТ, А УКАЗЫВАЮТ НА НЕГО
- Выполнение упражнения 375 (по вариантам), с последующей проверкой.
- Так что же такое местоимение?
На доске по ходу урока появилась запись, опираясь на которую учащиеся дают определение местоимения.
МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ.
УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ВМЕСТО ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
ОТВЕЧАЕТ НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, ЧТО И ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
НЕ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ, А УКАЗЫВАЕТ НА НЕГО.
5. Закрепление.
Запишите под диктовку предложения:
На снегу лежала синичка. Мы с мамой принесли ее домой. Дома птичка ожила. Она поела, попила и стала скакать по столу.
- Подчеркните местоимения.
- Докажите это, используя определение
6. Итог урока:
- Какую часть речи изучали? (местоимение)
- Какое определение вывели?
МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ВМЕСТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, ОТВЕЧАЕТ НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, ЧТО И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, НО НЕ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ, А УКАЗЫВАЕТ НА НЕГО
- Что на уроке было легко?
- Какие трудности встречались?
7. Домашнее задание:
Составить текст-описание про снегиря, синицу, воробья (на выбор)