Цели:
- Развивать творческие, интеллектуальные и познавательные способности учащихся посредством использования знаний, полученных на уроках литературы в новых условиях.
- Развивать любознательность и интерес к литературе через внеклассную работу по предмету.
- Воспитывать стремление к самосовершенствованию.
Оборудование: иллюстрации сказок и сказочных персонажей, фонограммы сказок, предметы: сковорода, шляпа, зеркальце, баранки, цветок; карточки с заданием конкурса № 10, 3 колокольчика.
Правила игры: от каждого класса участвует команда в составе 5 человек. Вопрос задается сразу трем командам. Обсуждение – 30 секунд. Команда, готовая дать ответ, подает знак (звон колокольчика). Если ответ неправильный, право ответа передается другой команде.
Критерии оценки:
- ответ с первой попытки – 5 очков;
- со второй попытки – 4 очка;
- с третьей попытки – 3 очка.
Если ни одна из команд не смогла дать правильный ответ, то право ответа передается болельщикам – 2 очка.
Ход игры
1 конкурс.
Угадать автора сказок по их названиям.
- Сказка о попе и работнике его Балде.
- Сказка о спящей царевне и семи богатырях.
- Сказка о золотом петушке.
(А. С. Пушкин)
- Снежная королева.
- Дюймовочка.
- Принцесса на горошине.
(Г. Х. Андерсен)
- Кот в сапогах.
- Красная шапочка.
- Рике с хохолком.
(Ш. Перро)
2 конкурс.
Угадать героя сказки и назвать автора.
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
Варенье обожает
И с Малышом играет.
(Карлсон. А. Линдген)
Лечит птичек и зверей,
Лечит маленьких детей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …
(Айболит. К. Чуковский)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
(Чипполино. Дж. Родари)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
(Буратино. Л. Толстой)
3 конкурс.
Закончить стихотворную строку и назвать автора произведения.
У старинушки три сына:
Старший – умный был детина,
Средний – был и так и сяк,
Младший – вовсе был …дурак.
(“Конек-горбунок”. П. Ершов)
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому …зверушку.
(“Сказка о царе Салтане…”. А. С. Пушкин)
Пошел поп по базару
Посмотреть кой- какого товару,
А навстречу ему … Балда,
Идет сам не зная куда.
(“Сказка о попе и работнике его Балде”. А. С. Пушкин)
Будет то не смерть, а сон,
Триста лет продлится он.
Срок назначенный пройдет,
И … царевна оживет.
(“Сказка о спящей царевне и семи богатырях”. А. С. Пушкин)
Вдруг из маминой, из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает … умывальник
И качает головой.
(“Мойдодыр”. К. Чуковский)
Не ходите дети
В Африку гулять.
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые … крокодилы.
(“Бармалей”. К. Чуковский)
Мы врага бы за рога,
Только шкура дорога,
И рога нынче тоже не дешевы.
(“Траканище”. К. Чуковский)
Бабочка-красавица,
Кушайте варенье.
Или вам не нравится.
Наше угощение?
(“Муха-цокотуха”. К. Чуковский)
4 конкурс.
Узнать сказку по фонограмме. (Звучит фонограмма сказки)
5 конкурс.
Рассмотреть иллюстрацию и назвать сказку.
6 конкурс.
Назвать сказки, в которых главные герои (можно использовать иллюстрации животных):
- Лиса.
- Заяц.
- Волк.
- Медведь.
7 конкурс.
Инсценировать сказку без слов так, чтобы ее смогли узнать соперники. Если соперники сказку не узнали, то команда проигрывает.
8 конкурс.
Закончить пословицу:
Не зная броду …
a) не ходи к народу;
b) жди у моря погоды;
c) не суйся в воду.
Сорока стрекочет – гостей …
a) пророчит;
b) не хочет;
c) да к ночи.
Что с возу упало, то …
a) к кому–то попало;
b) пропало;
c) кобыле легче.
От ворот …
a) поворот;
b) приворот;
c) Новый год.
Семь бед –…
a) и привет;
b) один ответ;
c) и суда нет.
9 конкурс.
Узнать героя по его вещам.
- Шляпа и сковорода. (Человек рассеянный).
- Зеркальце. (Царица из “Сказки о спящей царевне и семи богатырях”)
- Цветок и баранки. (Девочка из сказки “Цветик – семицветик ”)
10 конкурс.
Попробуйте восстановить старую рукопись со стертыми словами.